15.2. Способы и формы симуляции
Симуляцию с целью избежать судебной ответственности можно подразделить на три временные категории:
1) предварительная или превентивная симуляция, проводимая в период, предшествующий преступлению; такого рода симуляция осуществляется заранее с целью создать мнение о противоправном действии, как об акте, совершенном в состоянии психического заболевания;
2) симуляция, преднамеренно осуществляемая в период правонарушения с целью сокрытия его истинной мотивации;
3) последующая симуляция, проводимая после совершения правонарушения, как сознательное, целенаправленное поведение с целью избежать ответственности. В судебно-психиатрической практике чаще наблюдается последний вариант.
Существует два способа симуляции: 1) симуляция самого психического заболевания, когда своим поведением и высказываниями пытаются воспроизвести патологическое состояние психики (которого нет и не было). Иногда для этого принимаются специальные лекарственные средства, временно вызывающие состояние, которое может произвести впечатление психического заболевания; 2) симуляция анамнеза, когда симулирующие сообщают ложные сведения о якобы имевшем место в прошлом патологическом состоянии (часто подкрепляемые подложными документами и вымышленными сведениями специально проинструктированных родных). Таким образом создается впечатление о перенесенном в прошлом душевном заболевании, которого в действительности не было.
Наибольшее судебно-психиатрическое значение имеет первый из указанных способов симуляции. В последнее время, как показывает судебно-психиатрическая практика, чаще сочетаются оба способа.
Выделяют следующие формы симуляции. Истинная симуляция или чистая симуляция, т.е. сознательное изображение психической болезни психически здоровыми лицами, в судебно-психиатрической практике встречается относительно редко. Чаще прибегают к симуляции анамнеза, чем психического состояния. При симуляции анамнеза в некоторых случаях заранее проводится инструктаж родственников, которые при необходимости сообщают вымышленные сведения об отмечавшемся в прошлом неправильном поведении подэкспертного. Иногда такие лица предварительно госпитализируются в психиатрический стационар или обращаются в психоневрологический диспансер с определенным набором заранее продуманных жалоб для создания видимости перенесенного в прошлом психического расстройства. Часто бывают указания симулирующих на психотическое состояние, имевшее якобы место в момент совершения правонарушения.
Симуляция психотического состояния обычно проявляется в форме воспроизведения отдельных его симптомов или синдромов (ступор, возбуждение, слабоумие, галлюцинации) и реже в виде симулирования отдельной клинической формы психического заболевания. При этом воспроизводятся несовместимые симптомы из различных психических болезней. Ряд психотических симптомов трудно поддается подражанию, так как требует для этого огромного эмоционального напряжения и сил. К таким симптомам относятся, например, речевое и двигательное возбуждение при маниакальном состоянии, речевая спутанность и др. В отличие от психически больных здоровые лица в подобных случаях быстро устают.
Изображение измененного мышления и некоторых видов слабоумия тоже вызывает у симулирующего большие затруднения, так как требует длительного напряженного внимания во время разговора. Поэтому к таким формам симуляции психически здоровые личности прибегают редко. Более опытные выбирают такое поведение, которое они могли бы провести с наименьшей затратой сил. Обычно имитируют те симптомы, которые не требуют познаний в психиатрии, а также большой затраты физических и психических усилий и легко автоматизируются.
Как показывает судебно-психиатрическая практика, чаще симулируется депрессия с монотонным поведением, невыразительной мимикой, установкой на недоступность, что проявляется в уклончивых кратких ответах. Наряду с этим отмечается двигательная заторможенность, отказ от еды со ссылками на возможность отравления, а также демонстративные суицидальные проявления (высказывания, приготовления, самоповреждения). Нередко на этом фоне симулируются элементарные галлюцинаторные расстройства, преимущественно зрительного характера (угрожающие фигуры, одетые во все черное, устрашающие лица и т.п.), а иногда слуховые обманы ( окликающие или приказывающие голоса), бредовые идеи преследования (следят, смотрят).
Вместе с тем в экспертной практике встречаются формы поведения и предъявление таких симптомов, которые описывались старыми авторами как «несимулируемые симптомы». Так, иногда состояния обездвиженности или гипомании отмечаются не в течение всего симулятивного поведения, а в виде отдельных, более или менее продолжительных эпизодов.
Поскольку симуляция является индивидуальным творчеством, она отражает особенности личности. Поэтому выбор симулируемых симптомов зависит в основном от осведомленности симулирующего в области психиатрии, его знаний, почерпнутых из специальной литературы, личных переживаний в прошлом и наблюдений за поведением окружающих душевнобольных, а также от бытующих в различное время в обществе представлений о причинах и симптомах психических заболеваний. Все это обусловливает значительную вариабильность проявлений симуляции, отсутствие каких-либо определенных закономерностей в предъявлении симулируемых симптомов и последующем продолжении симулятивного поведения. Вместе с тем проявление симуляции определяется, с одной стороны, особенностями структуры личности, а с другой – характером болезненной симптоматики при наиболее распространенных в различные временные периоды психических заболеваниях.
Следует подчеркнуть, что в связи с отмечаемым патоморфозом психических заболеваний меняются и проявления симуляции.
Если в прошлом чаще всего симулировались судорожные припадки, в 30-е гг. – бредовые синдромы, затем аффективные расстройства и слабоумие, то в 60-е гг. преобладающие формы симуляции были иными. Чаще всего наблюдались различные изолированные симптомы – мутизм, элементы псевдодеменции и т.п. В последние десятилетия снова отмечается рост числа случаев симуляции с предъявлением «бредовых» идей, различных по структуре и содержанию. Высказываются чаще всего «идеи преследования», «воздействия» (аппаратами, лучами, гипнозом), ипохондрического характера (утверждения о неизлечимом заболевании, чаще всего о «раке»). Нередко предъявляются и более продуманные, тщательно подготовленные и разработанные идеи изобретательства. Испытуемые заявляют, что длительное время заняты разработкой «научных проблем», изобретают новые двигатели, способы лечения неизлечимых заболеваний и т.п. Все эти высказывания обычно подкрепляются соответствующими рисунками, схемами, чертежами и записями, в которых рассуждательство перемежается выдержками из научно-популярных изданий. Характерна связь этой продукции с прошлым опытом личности, ее интересами, увлечениями и склонностями.
Среди новых форм симулятивного поведения появились не встречавшиеся ранее утверждения об общении с космосом, НЛО, предъявление жалоб на внутренние голоса, указания на расстройства мышления («пустота в голове», «отсутствие» и «обрывы» мыслей), а также на переживания, отмечающиеся при синдроме психического автоматизма («внушение мыслей», «что-то толкает, заставляет»). Эти высказывания обычно повторяются у большинства подэкспертных в одинаковой, заштампованной однообразной форме.
Симуляция может проявляться в сложных формах и обнаруживать сходство с различными психическими заболеваниями, особенно с шизофренией.
В начале проведения симуляции поведение таких подэкспертных носит изменчивый, как бы «поисковый» характер. Они с осторожностью ведут беседу с врачом, внимательно следят за производимым впечатлением. Уловив сомнение в тоне собеседника к своим высказываниям, отказываются от них, предъявляют другие, меняют манеру контакта с врачом и окружающими, а также выбор симулируемых симптомов.
Первоначальное симулятивное поведение, отличающееся определенным многообразием и выразительностью симулируемых проявлений, в дальнейшем стабилизируется, становится однообразным, заученным. Иногда наступающая автоматизация лежит в основе длительной симуляции. Однако чаще симулирующие под влиянием трудностей притворства, усталости, психического истощения, скептического отношения врача и окружающих отказываются от притворного поведения. При этом изменение поведения нередко сопровождается эмоциональным напряжением, возбуждением с оттенком злобности. Иногда же преобладает ситуационно обусловленная подавленность с признанием в симуляции.
Распознавание чистой симуляции. Основным методом распознавания симуляции является клинический, включающий психиатрическое, сомато-неврологическое, электрофизиологическое, а также экспериментально-психологическое исследования.
Учитывая трудности распознавания симуляции, экспертизу лиц, подозреваемых в притворном поведении, необходимо проводить в стационарных условиях. Только при длительном динамическом наблюдении в различных ситуациях – при беседах с врачами, на комиссиях, а также в отделении стационара возможен углубленный анализ совокупности всех полученных данных, обосновывающий заключение о наличии истинной симуляции.
Следует подчеркнуть, что при психиатрическом обследовании ведущее значение при подозрении в симуляции имеет выявление внутренней противоречивости, несовместимости всех параметров, характеризующих болезнь – ее начало, дальнейшее формирование клинической картины, которая должна соответствовать описываемому началу, с характерной для каждого заболевания структурой синдромов и их последующей сменой. Поэтому при подозрении на симуляцию особое значение приобретают сообщаемые анамнестические сведения о начале заболевания, его симптоматике. При этом выявляется противоречивость данных, сообщаемых при повторных беседах, не соответствующих в отдельных деталях первоначальному рассказу. Такое несоответствие сведений, сообщаемых при многократных беседах об одном и том же этапе болезни, объясняется тем, что воспроизводство последовательности клинического развития болезни представляет для симулирующих особенно большие трудности. Обычно такие лица не могут изложить своих переживаний в начальном периоде, или же в их рассказе сразу же выявляется несовместимость предъявляемой начальной симптоматики с последующим течением заболевания. Наряду с этим такие лица часто не могут указать название лекарств, которые им назначались, избегают называть психиатрический стационар, где они якобы находились.
Во всех подобных случаях необходимо сопоставление сообщаемых испытуемыми и их родственниками анамнестических сведений с дополнительными объективными данными, подтверждающими эти субъективные сведения или опровергающими их.
Так, нередко указания на перенесенное в прошлом болезненное состояние не соответствуют объективным данным, свидетельствующим о правильном активном поведении испытуемого в этот период, отсутствии каких-либо странностей или высказываний, отражающих болезненные переживания. В случаях превентивного стационирования в психиатрические больницы изучение подлинников историй болезни позволяет выявить неубедительность, атипичность и однообразие предъявлявшейся симптоматики, кратковременное пребывание таких лиц в стационаре, поспешность диагностики.
При исследовании психического статуса подозреваемого в симуляции особенно большое значение имеет сопоставление структуры предъявляемого синдрома с сообщенными анамнестическими сведениями. Как правило, предъявляемая симптоматика не соответствует описанному в анамнезе началу заболевания, не отражает присущей только определенной нозологической форме, даже отдельному его варианту, последовательности его развития.
Так, рассказывая о прошлом, подозреваемый в симуляции сообщает о слуховых галлюцинациях, страхах, а в период прибывания на экспертизе демонстрирует грубые нарушения памяти, дезориентировку в окружающем или еще более грубое слабоумие. Таким образом, если сообщаемый анамнез будто бы указывает на начало шизофренического процесса, то психический статус демонстрирует слабоумие, отмечаемое при органическом поражении головного мозга в связи с перенесенной травмой головного мозга, наличием церебрального атеросклероза и других экзогенно-органических вредностей.
Анализ предъявляемых синдромов также выявляет несовместимость сочетаний отдельных симптомов в их структуре, свойственных различным нозологическим формам. Так, бредовый синдром при шизофрении или алкоголизме различны по своей структуре. Однако больные имитируют как бы «суммарный бред», не встречающийся в клинике психических заболеваний. Они сообщают об устрашающих ярких зрительных галлюцинациях (не свойственных шизофрении), а также об идеях воздействия, чтении мыслей (отмечаемых в подобных сочетаниях только при шизофрении).
Выявляется также несоответствие содержания болезненной симптоматики манере ее предъявления. В одних случаях это особая назойливость, демонстративность жалоб и изображаемых психопатологических симптомов. Подэкспертные активно жалуются на постоянные головные боли, общую вялость, слабость, тоску. Отмечающееся при этом эмоциональное напряжение с оттенком злобности не соответствует предъявляемой тоске и другим жалобам астенического круга. В других случаях, несмотря на сложность предъявляемых жалоб, обычно имитирующих галлюцинаторно-параноидный синдром, как правило многообразный по своим проявлениям, больные описывают свое состояние заученно однообразно, в одних и тех же выражениях. Если их перебивают, они начинают повторять все сначала, боясь что-либо упустить, тщательно обдумывая каждое слово.
Лица, предъявляющие бредовые идеи с нарушениями мышления, кажущейся непоследовательностью, противоречивостью в процессе беседы, если их не перебивать и дать возможность говорить, очень быстро истощаются. В отличие от многоречивых больных шизофренией с нарушениями мышления, эти подэкспертные тут же останавливаются, как бы ожидая дополнительных вопросов. При неоднократных беседах с ними выявляется повторяемость, заштампованность манеры речи и содержания высказываний, которые при первой беседе могут показаться непоследовательными и резонерскими.
В противоположность этому у больных шизофренией содержание их высказываний многообразно и неисчерпаемо. При этом непоследовательность отражает специфические нарушения мышления, которые всегда сочетаются с другими ассоциативными расстройствами. При более тонкой форме поведения в манере предъявления болезненной симптоматики также просматривается несовместимость отдельных проявлений в структуре синдрома, незнание всей совокупности симптоматики и подчас тонких нюансов их сочетания при различных психических заболеваниях.
Так, подэкспертный, имитирующий шизофрению, жалуется, что он всегда одинок, эмоционально холоден, не хочет ни с кем общаться, однако для аутичного больного шизофренией одиночество – это потребность и не может быть жалобой. Такое нарушение целостной клинической картины создает «лишние» симптомы (например, образные яркие зрительные галлюцинации в сочетании с предъявленными резонерскими рассуждениями и «голосами» или сочетание сложных бредовых идей с элементами псевдодеменции).
При воспроизведении бредовых переживаний отмечается несоответствие содержания бреда эмоциональному фону, отсутствие охваченности бредовыми переживаниями, как это свойственно психически больным. Содержание бредовых идей излагается уклончиво, неуверенно, подчас схематично с оттенком раздражения и злобности. Бредовые идеи величия или переоценки собственной личности излагаются на фоне подавленности, соответствующей реальной конкретной ситуации и не сопровождаются приподнятым настроением, как у истинно бредовых больных.
При распознавании симуляции важным признаком являются особенности поведения подэкспертных, которое также отражает несоответствие в сочетании отдельных проявлений в структуре синдрома. В большинстве случаев предъявляемые бредовые идеи, образные и яркие зрительные галлюцинации никак не отражаются на поведении, которое остается правильным, соответствующим конкретным обстоятельствам. В других случаях отмечаются утрированные гротескные формы поведения, как бы дополняющего жалобы.
В таких случаях подозреваемые в симуляции, выказывающие бред отравления, демонстративно отказываются от еды. Сидя за общим столом, отталкивают тарелки и в то же время охотно питаются, когда их никто не видит, предпочитая продукты из передач.
Лица, демонстрирующие слабоумие, дезориентировку в окружающем, непонимание причин направления на экспертизу, читают и пишут письма, внимательно перечитывают список продуктов из передачи. Поведение при симуляции, несмотря на различные его формы, всегда носит двойственный дифференцированный характер. Присущие этим лицам формы поведения с демонстративным утрированным предъявлением симптоматики наблюдаются лишь при беседах с врачами или медперсоналом. В то же время в отделении, когда подэкспертный считает, что за ним никто не наблюдает, он ведет себя правильно. Его мимика и движения соответствуют обстоятельствам, он правильно ориентирован в делах отделения, знает к кому, с какой просьбой обратиться, учитывая существующее в отделении распределение обязанностей врачей и медперсонала. Подозреваемые в симуляции, несмотря на предъявляемую симптоматику, охотно общаются с окружающими, предпочтительно с психически здоровыми подэкспертными, слушают радио, с интересом смотрят телепередачи. Однако при виде кого-либо из входящих в палату врачей они тут же меняют форму поведения. При этом восстанавливается демонстративная мимика, отражающая испуг, депрессию или полное непонимание окружающего.
Следует также подчеркнуть, что нарушение целостности специфичности предъявляемой симптоматики создается за счет отсутствия физических и неврологических расстройств, которые постоянно отмечаются при некоторых психических заболеваниях, но не могут быть сознательно воспроизведены. Поэтому наряду с клинико-психопатологическими данными большое значение в распознавании симуляции имеет сопоставление их с комплексом результатов соматического и неврологического, а также экспериментально-психологического исследований. Так, при демонстрации слабоумия в рамках церебрального атеросклероза у этих лиц не выявляется тяжелых сердечно-сосудистых изменений при соматическом обследовании. Со стороны нервной системы не обнаруживается очаговой органической симптоматики, которая указывала бы на перенесенное в прошлом нарушение мозгового кровообращения, обычно предшествующее формированию слабоумия.
При предъявлении жалоб на эпилептические припадки у лиц, подозреваемых в симуляции, исследование биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалография) не выявляет судорожной готовности, регистрируемой у больных эпилепсией. При предъявлении депрессии отсутствуют такие соматические проявления, как цианоз, потеря аппетита, похудание, запоры.
Особенно большое значение для диагностики имеют результаты экспериментально-психологического обследования. Эти данные представляют важную дополнительную информацию о наличии или отсутствии у этих лиц нарушений мышления, эмоционально-волевой сферы, интеллектуально-мнестических функций, а также симулятивных установок.
Таким образом, в психическом состоянии лиц, подозреваемых в симулятивном поведении, несмотря на индивидуальные его особенности, можно отметить некоторые общие признаки, позволяющие распознать притворство.
Прежде всего следует подчеркнуть, что в подобных случаях отсутствует целостная клиническая картина какой-либо известной формы психического заболевания, предъявляются лишь отдельные изолированные симптомы психического заболевания, а не болезнь в целом. Наряду с изолированностью предъявляемой симптоматики следует отметить ее несовместимость, сосуществование симптомов, характерных для различных форм психических заболеваний или для различных этапов их течения (например, начального и отдаленного). В результате такой изолированности и несовместимости предъявляемых симптомов нарушаются закономерности развития и течения психического заболевания, в симулируемой симптоматике не воспроизводится его динамика.
Судебно-психиатрическая экспертиза при установлении истинной симуляции здоровых лиц не представляет затруднений. Они признаются способными во время совершения инкриминируемого деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не нуждающимися в применении мер медицинского характера.
Клиническое наблюдение. Обследуемая Г., 1963 г. рождения, врач, замужем, находилась на экспертизе в декабре 1996 г. Обвиняется в организации убийства П. и убийстве Ф.
После окончания института работала врачом-кардиоревматологом. Одновременно активно посещала курсы по «биоэнергетике и целительству», публиковала объявления с саморекламой в газетах, давала интервью, имела частную практику. На учете у психиатров не состояла и в психиатрические стационары не помещалась. Из материалов уголовного дела известно, что Г. уговорила сотрудника ЖЭКа за определенную плату совершить 18.12.95 убийство начальника, гр-ки П. Она же 3.08.95, используя знания в области медицины, с целью завладения комнатой в коммунальной квартире совершила убийство гр-ки Ф., сделав ей инъекции лекарственных средств, от которых последняя скончалась на месте. В процессе следствия Г. от дачи показаний, а также от подписи о том, что она ознакомлена с предъявленными ей обвинениями, отказывалась; ссылаясь на плохое самочувствие. Как следует из имеющейся в личном деле медицинской книжки, в октябре 1996 г. она стала предъявлять жалобы на страхи, заявляла, что ее хотят убить. Была осмотрена врачом-психиатром, который отметил, что ее жалобы не укладываются в клиническую картину какого-либо психического заболевания, поведение носит установочный характер.
При обследовании в стационаре Центра им. В.П. Сербского: со стороны внутренних органов и нервной системы патологии не обнаружено. Психическое состояние: в ясном сознании, правильно ориентирована в месте, времени и окружающем. Во время беседы стремится представить себя полностью несостоятельной. Демонстрирует непонимание смысла задаваемых ей вопросов, независимо от степени их сложности. Предъявляет жалобы на отсутствие памяти, говорит, что не помнит даты своей жизни, отказывается совершить простейшие арифметические действия. Утверждает, что не знает, за что ее арестовали, и не понимает, куда и зачем ее привезли. Перед началом беседы демонстративно отряхивает полой халата стул, на который садится, заявляя, что «боится заразиться чужой энергетикой». Те же движения совершает и в конце беседы, вставая со стула, поясняет, что «боится оставить свою энергетику, так как ею могут воспользоваться «злые люди». По своей инициативе, без расспросов со стороны врача начинает рассказывать, что в период ее пребывания в тюрьме на нее «воздействовали передатчиком», к ней «подсаживали переодетых милиционеров», в головы которых были вмонтированы «передатчики». Утверждает, что в отделении Центра за ней также следят, временами она «видит домового». Подробно описывает его внешний вид, одежду, говорит, что видит его так же ясно, как сидящего перед ней врача. При этом внимательно следит, какое впечатление производят ее высказывания. При уточняющих вопросах, уловив сомнение в тоне собеседника, раздражается, теряется, краснеет. При расспросах о содеянном волнуется, повторяет, что не знает, в чем ее обвиняют. В отделении временами ходит обнаженная, ложится на пол. Однако, несмотря на демонстрируемую полную дезориентировку в окружающем, нарушения памяти, бредовые идеи преследования и зрительные галлюцинации, поведение ее, когда она считает, что за ней не наблюдают, остается правильным и не соответствует предъявляемой симптоматике. При расспросах о правонарушении она, несмотря на утверждения, что не понимает, в чем ее обвиняют, дает выраженную эмоциональную реакцию, свидетельствующую о сохранности критической оценки сложившейся ситуации. При экспериментально-психологическом исследовании выявляется несоответствие характера поведения Г., качества ее ответов и имеющегося у нее высокого образовательного уровня, жизненного опыта и выполняемой ранее работы. Исследование памяти выявляет недостоверные результаты. При личностном обследовании выявляется высокая активность, настойчивость в достижении желаемого, эгоцентричность, демонстративность, склонность к самооправданию. Обнаруживается также настороженность, стремление избежать откровенности. Заключение комиссии: душевным заболеванием не страдает. Могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в периоды, относящиеся к инкриминируемым ей деяниям. Симулятивное поведение.
Симуляция на патологической почве проявляется в умышленном преувеличении симптомов имеющегося в настоящее время заболевания (аггравация); в сознательном продолжении или изображении перенесенного в прошлом психического заболевания (метасимуляция) или в изображении симптомов, не свойственных имеющемуся в действительности психическому заболеванию (сюрсиму-ляция).
Аггравация – умышленное преувеличение симптомов имеющегося заболевания. В судебно-психиатрической клинике аггравация встречается сравнительно часто, основной целью аггравации является добиться желаемого решения экспертных вопросов.
При аггравации всегда прослеживается определенная зависимость преувеличиваемых симптомов от существующих или перенесенных в прошлом и сохранившихся остаточных болезненных расстройств.
Наиболее часто аггравация отмечается у лиц с органическим поражением головного мозга травматического или сосудистого характера, а также при олигофрении и соответственно проявляется в преувеличении отмечающейся интеллектуальной недостаточности.
Так, при олигофрении больные стремятся показать бóльшую степень умственного недоразвития, чем она есть в действительности, что значительно затрудняет оценку степени имеющихся особенностей умственной недостаточности.
У больных церебральным атеросклерозом особенно часто утрируются расстройства памяти, способность запоминания и удерживания в памяти текущих событий, а также некоторые проявления перенесенного инсульта или динамического нарушения мозгового кровообращения, если оно отмечалось в прошлом. Иногда преувеличенные жалобы на постоянные головные боли, головокружения сочетаются с проявлениями отмечавшейся в прошлом афазии, слабости конечностей и нарушений походки.
У лиц с последствиями травмы головы обычно усиливаются или возобновляются тики, заикание, дрожь отдельных частей тела – конечностей, головы. Выбор аггравируемых симптомов и форма их предъявления отражают характер и глубину действительно имеющихся изменений психики: чем глубже степень интеллектуальных расстройств, тем более нелепы и гротескны проявления аггравации и тем более обнаженно выявляется целевая установка при аггравации.
Иногда аггравация повторяется неоднократно в одной и той же форме, особенно если первоначально аггравационное поведение увенчалось успехом. В подобных случаях аггравация становится привычной формой реагирования личности в любой трудной жизненной ситуации.
Следует подчеркнуть, что сама форма аггравации, характер ее проявлений отражают степень имеющихся психических расстройств. Данные клинического анализа в совокупности с результатами соматического, неврологического и экспериментально-психологического обследований, а также объективные анамнестические сведения способствуют судебно-психиатрической оценке состояния подэкспертных.
Метасимуляция – сознательное искусственное продление перенесенного психотического состояния. Такое целевое изображение уже отсутствующих симптомов только что перенесенного и закончившегося заболевания в судебно-психиатрической практике, по данным ряда авторов, в настоящее время встречается чаще, чем в прошлые годы. Чаще всего имеет место умышленное воспроизведение симптомов перенесенного реактивного психоза. В связи с тем, что в последние десятилетия изменились формы реактивных состояний, изменились и проявления метасимуляции.
В основном воспроизводятся ведущие проявления истерических реактивных психозов. Чаще всего – это истерическая депрессия с предъявляемыми утрированными проявлениями подавленности и истерическими физическими симптомами – жалобами и искусственным воспроизведением приступов удушья, спазмов в горле, нарушений движений по типу преходящих параличей или парезов нижних конечностей. Иногда к этому присоединяются заявления об устрашающих зрительных и слуховых галлюцинациях, которые появляются в ночное время. В ряде наблюдений, наряду с симптомами депрессии, сознательно воспроизводятся отдельные проявления псевдодеменции. Во время беседы появляется подчеркнуто глуповатое выражение лица, растерянность, подэкспертные таращат глаза, многократно переспрашивают задаваемые вопросы, будто бы не понимая их смысла. В присутствии врачей и персонала у них появляется неестественная походка, они шатаются, идут, как слепые, держась за стены.
В тех случаях, когда при реактивном психозе имел место синдром бредоподобных фантазий, воспроизводится именно эта симптоматика. При этом высказывания подэкспертных приобретают однообразный заштампованный и в то же время гротесковый характер и не сопровождаются прежней аффективной охваченностью и патологической активностью – способностью часами просиживать за составлением чертежей и проектов. Отмечается адекватный эмоциональный фон, отражающий реальную ситуацию. Следует подчеркнуть, что при всех, умышленно воспроизводимых симптомах перенесенного реактивного состояния они носят изолированный характер, предъявляются только в присутствии врачей или персонала и не определяют поведения этих лиц. Предоставленные себе в палате, они правильно ведут себя, нормально беседуют с окружающими, их мимика утрачивает гротескные проявления растерянности и непонимания окружающего, моторика становится естественной без элементов угловатости, затруднений в передвижении.
Необходимо отметить, что при реактивных депрессивно-параноидных и галлюцинаторно-параноидных психозах почти не наблюдается метасимуляции. У больных после перенесенного психотического состояния и восстановления критики к болезненным переживаниям остается состояние астении, которое препятствует целенаправленному активному поведению, присущему метасимуляции. Если все же отмечается возобновление подобной симптоматики, скорее речь идет о рецидиве реактивного психоза.
Следует особо подчеркнуть, что, каковы бы ни были формы перенесенных реактивных состояний с учетом отмеченного упрощения и моносиндромного их течения, они всегда характеризуются определенными закономерностями динамики и выхода. В противоположность этому, при метасимуляции отдельные воспроизводимые симптомы носят изолированный статичный характер и не отражают указанных закономерностей.
Сюрсимуляция – изображение болезненных симптомов, чуждых имеющемуся в действительности у данного лица психическому заболеванию, встречается значительно реже и отражает патологическую мотивацию поведения душевнобольных.
Такая форма поведения чаще встречается у больных шизофренией, отражая свойственные шизофреническому процессу нарушения мотивационной сферы мышления.
В связи с этим она сравнительно легко распознается. Такие больные без критики относятся к действительно имеющимся у них болезненным переживаниям. Поэтому с целью избежать наказания они предъявляют симптоматику, которая, по их мнению, является действительно болезненной.
Иногда же больные стремятся скрыть истинное заболевание (шизофрению) и демонстрируют симптомы, ему несвойственные, например, эпилептические припадки или нарушения памяти, обычно не встречающиеся при шизофрении, либо еще более грубое слабоумие, не свойственное данному заболеванию. Однако действительно имеющиеся психические нарушения подобных больных всегда отражаются на особенностях их притворного поведения. Так, в отличие от истинной симуляции, притворство при шизофрении носит нелепый перемежающийся, лишенный логики характер.
С одной стороны, сам факт притворства указывает как бы на целевое поведение, направленное на избежание наказания. С другой – в самом характере притворного поведения находят отражение присущие шизофреническому процессу расстройства. В эмоционально-волевой сфере – это парадоксальность эмоциональных реакций, амбивалентность. В мышлении – паралогичность, нарушения мотивации. На ряду с этим на поведении отражаются и нарушения критики.
В результате притворство отличается вычурностью, нецеленаправленностью, отсутствием единой линии поведения. Такие больные временами с легкостью без всякой эмоциональной реакции отказываются от притворства, порой даже раскрывают нарочитый характер своего поведения.
Заявляют, что симулировали, однако затем снова возвращаются к нему, критически не осмысливая или игнорируя сам факт бесцельности и нелогичности возвращения к прежнему притворству.
Таким образом, в карикатурном, нецеленаправленном, лишенном логики притворном поведении, которое сочетается с истинно психопатологическими расстройствами, свойственными шизофрении, всегда выявляется патологическая почва, лежащая в его основе.
Поэтому в судебно-психиатрической практике сам характер притворного поведения может способствовать распознаванию истинной природы заболевания.
При симуляции на патологической почве основное значение для судебно-психиатрической оценки имеет установление характера и глубины имеющихся изменений. При решении экспертных вопросов, в заключении необходимо указать на наличие симуляции или аггравации, а также на имеющиеся у подэкспертного особенности психики, не исключающие способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Диссимуляция психических расстройств – преднамеренное утаивание, сокрытие имеющегося психического заболевания или отдельных его симптомов.
При полной диссимуляции больные отрицают у себя какие бы то ни было психические расстройства как на момент обследования, так и в прошлом.
При частичной диссимуляции скрываются только отдельные клинические проявления, а о других больные рассказывают достаточно подробно. К частичной диссимуляции относятся такие случаи, когда все имеющиеся психические расстройства больные относят к прошлому, полностью отрицая их на момент обследования. К диссимуляции прибегают больные, которые опасаются госпитализации в психиатрический стационар, лишения гражданских прав или же стремятся выписаться из психиатрической больницы, особенно в период пребывания на принудительном лечении.
В судебно-психиатрической практике встречаются случаи, когда диссимулируют бредовые больные с целью выписки из стационара для получения возможности реализации бредовых идей, представляющих по своему содержанию высокую социальную опасность (преследование мнимых «преследователей», бредовая месть и т.п.).
Больные в состоянии депрессии также могут диссимулировать, стремясь к осуществлению намерений покончить с собой.
Избранная больными форма диссимуляции во многом зависит от того, в какой степени они могут критически осознать, что именно из особенностей их поведения воспринимается окружающими как признак болезни. Проявления диссимуляции зависят также от того, насколько имеющиеся психопатологические расстройства позволяют больным контролировать свое поведение. Таким образом, способность к диссимуляции свидетельствует о частичной критике к своим болезненным переживаниям. В то же время наличие диссимуляции отражает недостаточный учет больными всех особенностей реальной ситуации и недостаточно полное прогнозирование последствий своего состояния и поведения.
Особенно часто это отмечается у больных шизофренией. Распознавание диссимуляции, препятствующей своевременной диагностике истинного характера заболевания, в судебно-психиатрической практике нередко представляет значительные трудности.
Следует подчеркнуть, что преднамеренное утаивание больными болезненной симптоматики, является одной из главных причин ошибочных диагностических и экспертных заключений. Несвоевременная диагностика в свою очередь приводит к запоздалому применению активного лечения и снижению его эффективности. При этом возможна преждевременная выписка из психиатрического стационара подобных больных, что является одной из причин совершения психически больными повторных общественно опасных действий.
Для распознавания диссимуляции большое значение имеют данные объективного анамнеза, указывающие на перенесенные в прошлом психотические состояния. При диссимуляции, несмотря на скупой, формальный и уклончивый характер ответов больных, не позволяющий выявить бредовые переживания, всегда в той или иной форме сохраняется симптоматика, которую невозможно диссимулировать – специфические для шизофрении расстройства мышления в виде некоторой непоследовательности, соскальзываний, особенностей эмоциональных проявлений. Некоторые характерные черты проявляются и в манере поведения, его вычурности, в неадекватности мимики, свойственной больным угловатой моторике. Существенную помощь в распознавании диссимуляции оказывают психологические методы обследования.
Констатация диссимуляции особенно важна при решении вопроса о наличии показаний к госпитализации больного. Наличие диссимуляции необходимо учитывать при выборе мер медицинского характера в отношении больных, совершивших общественно опасные действия и признанных невменяемыми.
Как показывает судебно-психиатрическая практика, тенденция к диссимуляции у таких больных оказывается стойкой. Больные, совершившие опасные действия, попадая на лечение, уже в первые месяцы начинают активно диссимулировать, что иногда приводит к преждевременному прекращению лечения и совершению ими повторных опасных действий. Выявившаяся у больных склонность к диссимуляции является одним из противопоказаний для отмены принудительного лечения.
Р А З Д Е Л Ч Е Т В Е Р Т Ы Й СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Глава 16 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (СПЭН) проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста, правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования, клиникой психических расстройств, диагностикой и экспертной квалификацией.
Выделение СПЭН в самостоятельный раздел (постановление ЦИК и СНК от 7.04.35) было продиктовано потребностями юридической и судебно-психиатрической практики и основано на специфике правового положения несовершеннолетних. В связи с этим в 1935 г. было организовано в Институте им. В.П. Сербского специальное стационарное судебно-психиатрическое отделение для несовершеннолетних, которое просуществовало 6 лет – до Великой Отечественной войны и стало функционировать вновь только с 1981 г.
В законодательстве разных стран, начиная с 20-х годов текущего столетия, закреплены в числе прочих положения о возрасте совершеннолетия и возрасте привлечения к уголовной ответственности. Два кардинальных вопроса решаются в разных государствах в настоящее время неоднозначно и в прошлом не были стабильными в каждом из них. Это свидетельствует об известной условности определения возраста совершеннолетия и уголовной ответственности. Так, в законодательстве США (Э.В. Мельникова, 1980) полная уголовная ответственность начинается с 16 лет. Несовершеннолетними в 33 штатах США признаются лица до 18 лет, а в трех штатах – до 21 года. Подростки, обвиняемые в нарушении уголовных законов, в Америке именуются делинквентами и рассматриваются не только подлежащими наказанию, но и нуждающимися в социальной помощи и особом контроле. Применяют термин «делинквент» и к лицам в «предделиктном состоянии».
В английском законодательстве несовершеннолетними считаются лица с 10 до 17 лет, причем выделяются две категории: дети – до 14 дет и подростки с 14 до 17 лет. Ребенок до 10 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности, а до 14 лет он считается ограниченно ответственным. Даже в возрасте от 17 лет до 21 года тюремное заключение назначается в исключительных случаях.
Во Франции несовершеннолетние в возрасте до 13 лет являются безусловно не подлежащими уголовной ответственности, к ним применяются меры только воспитательного характера. Несовершеннолетние с 13 до 18 лет считаются уголовно ответственными, причем любая мера наказания может сопровождаться, если есть признаки «опасного состояния», назначением «мер безопасности» (надзором за поведением) до 21 года.
В ФРГ «уголовно-правовое несовершеннолетие» приходится на возраст 14–18 лет, но на «молодых людей» в возрасте от 18 лет до 21 года также может распространяться закон об уголовной ответственности несовершеннолетних. Речь идет о случаях, когда «молодой человек» по уровню своего развития равноценен подростку либо его деяние характерно для этого возраста. Иными словами, закон учитывает наличие психического ювенилизма и инфантильной мотивации поступков.
Бурный рост преступности несовершеннолетних за рубежом в 50 – 60-х гг. значительно активизировал деятельность криминологов, социологов и психиатров, способствовал оформлению подростковой психиатрии в самостоятельную дисциплину, стал причиной организации национальных и международных союзов, ассоциаций, конгрессов, симпозиумов. К этому времени сложилось четкое представление, что преступность несовершеннолетних – это «мировая проблема», «угроза обществу». В связи с этим в разных странах стали создаваться «национальные программы борьбы с преступностью несовершеннолетних», начался поиск мер «более действенных, чем привычные уголовно-правовые способы борьбы с ней».
В России личность «трудных» подростков стала активно изучаться в начале XX века (Г.Я. Трошин, 1915 и др.). Уже в 1919 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Москве, Ленинграде и Харькове были организованы специальные медико-педагогические учреждения, институты по изучению личности несовершеннолетних беспризорных и правонарушителей.
В России по существующему законодательству совершеннолетними считаются лица, достигшие 18 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определен 16 годами. За наиболее тяжкие преступления возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет. Указанное правовое положение несовершеннолетних связано со сложившимся представлением об естественной возрастной психической и социальной незрелости, определяющей неспособность в полной мере осознавать сложные законы общества и правила поведения в нем, логически мотивировать свои поступки; недостаточность правовых знаний и умения ими пользоваться, незрелость волевых функций, недостаточная сформированность критических способностей и способности адекватно прогнозировать последствия своих действий.
Подростки 14–16 лет могут быть привлечены к ответственности лишь за тяжкие преступления, а несовершеннолетним 16–18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК, но при небольшой общественной опасности содеянного к ним может применяться не уголовное наказание, а принудительные меры воспитательного характера и, в частности, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Степень выраженности естественной возрастной психической незрелости зависит от многих причин, но при отсутствии психических заболеваний она связана с возрастом несовершеннолетнего. Таким образом, даже при нормальном психическом развитии несовершеннолетние в возрасте 14–18 лет являются ограниченно ответственными.
Введение в УК РФ ч. 3 ст. 20 определило новый более дифференцированный подход к понятию возраста уголовной ответственности, утвердив необходимость учитывать особенности психического развития (темп, своевременность). При этом в формулировке закона отмечено, что если в период несовершеннолетия (14–16 лет) имеет место отставание в психическом развитии, подросток не подлежит уголовной ответственности. Указано также на необходимость учитывать не всякое «отставание», а только такое, которое определяет неспособность в полной мере осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими. Следовательно, в законе учтены не только количественные, но и качественные показатели психического развития.
Включение этого положения в Уголовный кодекс является несомненно прогрессивным фактом, более соответствующим международной Конвенции о правах ребенка ООН (1989). Минимальные стандартные правила ООН о правосудии в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985) также содержат широкий круг положений о диапазоне возраста привлечения к уголовной ответственности с учетом разных законодательств, а также о том, что при определении возможности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего следует руководствоваться не только формальным признаком «возраста», но и принципом «разумения».
Главным недостатком, затрудняющим практическое использование ст. 20 УК РФ, является неопределенность в трактовке содержания понятия «отставание в развитии», не связанное с психическим расстройством. Например, в «Комментарии к УК РФ» (1996) в это понятие включена олигофрения, что не правильно по существу, так как олигофрения не может рассматриваться вне рамок психических расстройств. Она имеет свое клиническое выражение и свои не только количественные, но и качественные характеристики.
Идентификация понятия «отставание в развитии» с педагогической запущенностью также неправомерно, поскольку издержки воспитания не могут ограничивать возможность привлечения к уголовной ответственности.
Отмечено: также, что для определения возраста назначается судебно-медицинская экспертиза. Поясним, что указанная экспертиза, если и может способствовать определению возраста (зоны роста костей, состояние зубов и т.д.), то только физического. Соответствие же между физическим и психическим уровнями развития наблюдается далеко не всегда. Если речь идет о психиатрической экспертизе, то возможности решения вопроса о фактическом психическом развитии очень ограничены. Психологи считают, что на этот вопрос ответить точно нельзя, поскольку имеющиеся в их распоряжении возрастные нормы относятся к возрастным периодам (например, 12–16 лет), а не к конкретному возрасту.
На наш взгляд, ч. 3 ст. 20 УК РФ нуждается в пояснениях, комментариях. Только при этом условии возможно его практическое применение.
1. Часть 3 ст. 20 должна касаться только состояний задержанного, замедленного психического развития в форме личностного инфантилизма, т.е. должна исчерпываться асинхронией психического развития, нарушением темпа развития. Выражением такого «отставания» является частичная детскость психики, поведения, мотивации и невыраженность пубертатных особенностей, соответствующих паспортному возрасту. Такое отставание в развитии может быть связано с конституциональными особенностями, соматическим неблагополучием, «госпитализмом», другой длительной депривацией (лишение необходимых стимулов для нормального психического развития).
2. Статья 20 УК РФ не касается понятий:
а) олигофрения;
б) педагогическая и социальная запущенность без признаков клинически очерченного синдрома психофизического инфантилизма;
в) выраженных задержек психического развития, являющихся следствием органического поражения, шизофренического процесса или другого психического расстройства, которые сопровождаются не аномалией развития, а дефектом психики и требуют применения ст. 21, 22 УК РФ.
3. Часть 3 ст. 20 УК не должна распространяться на весь период несовершеннолетия, ее действие следует ограничивать 14–15 годами. Это связано с тем, что сохранение детской психики в возрасте после 15 лет чаще всего означает более очерченную психическую патологию, при которой применение ст. 20 УК неправомерно.
4. Для решения вопроса о применении ч. 3 ст. 20 УК целесообразно назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Если проведение комплексной СППЭ невозможно по техническим причинам, то рекомендуется вначале провести судебно-психиатрическое освидетельствование, а затем рекомендовать проведение дополнительной судебно-психологической экспертизы.
5. Окончательное решение вопроса о применении ч. 3 ст. 20 УК РФ входит в компетенцию прокуратуры или суда.
Важным нововведением является также ст. 96 УК РФ. В ней речь идет о том, что уголовная ответственность лиц от 18 до 20 лет в исключительных случаях (особенности общественно опасного деяния и личности) может определяться теми критериями, которые применяются к несовершеннолетним. Здесь, по нашему мнению, также требуется уточнение. Возможность применения законодательства, разработанного для несовершеннолетних, по отношению к лицам 18–20 лет должно определяться, главным образом, сохранением у них особенностей психики, характерных для младшего подросткового возраста (до 16 лет). Именно это определяет возможность рассматривать таких лиц, как фактически не достигших совершеннолетия.
В уголовном производстве по делам несовершеннолетних могут участвовать их законные представители (родители, опекуны, попечители), а также защитники. Указанные лица призваны во время следствия и судебного разбирательства защищать права несовершеннолетнего. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог.
В целом правильная организация СПЭН определяется: во-первых, обоснованностью направления несовершеннолетнего на судебно-психиатрическое освидетельствование; во-вторых, адекватностью выбора вида экспертизы; в-третьих, квалифицированностью подростковых специалистов, привлекаемых к проведению СПЭН; в-четвертых, использованием апробированных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки; в-пятых, адекватностью рекомендуемых мер и возможностью их полноценного осуществления.
Основной задачей судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, как и СПЭ в целом, является правильная квалификация психического состояния, включающая в себя констатацию (или исключение) психических расстройств, определение их нозологической или синдромологической принадлежности (диагностика) и степени их выраженности, патологичности (критерии судебно-психиатрической оценки). Решение каждого из этих вопросов невозможно или крайне затруднено без знания возрастной специфики подростковой психиатрической клиники.
Роль возрастного фактора в развитии и клиническом оформлении психических расстройств доказана многочисленными исследованиями и определяется тем, что в это время мы имеем дело не с обычным возрастным отрезком, а с периодом, наиболее значительным и ответственным для формирования личности, периодом бурного психо-эндокринного созревания, обозначаемого как пубертатный криз (12–18 лет). Основу этого криза составляет незаконченное, очень интенсивное и неравномерное созревание органов и систем, обусловливающее повышенную реактивность и хрупкость нервно-психической организации. Установлено, что чем более неравномерно, дисгармонично или асинхронно протекает пубертат, тем вероятнее его участие в патогенезе психических расстройств.
Роль пубертатного криза в развитии психической патологии может быть различной – от преципитирующей (т.е. подталкивающей развитие болезни, начавшейся еще в детстве), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, возникают декомпенсации ранних резидуально-органических состояний, происходит бурное формирование психопатий и психопатоподобных состояний, учащение психогенных реакций, начинаются психогенные и невротические развития личности, выявляются эпилепсия и прочее.
Наиболее адекватным является выделение в пубертате двух фаз: «негативной» (12–15 лет) и «позитивной» (16–18 лет). Первая из них – фаза дезорганизации, выраженной психической нестабильности – наиболее значима для выявления или начала психических расстройств. Позитивная фаза – фаза стабилизации и гармонизации. При патологии может происходить смещение фаз во времени, может нарушаться темп, массивность, выраженность подростковых психологических проявлений.
В патологии, в зависимости от ряда факторов, в том числе нозологической формы, клиническая характеристика каждой из фаз и их длительность, как правило, значительно изменяются. Например, при задержках развития негативная фаза, будучи пролонгированной, может захватывать не только весь период, соответствующий в норме позитивной фазе, но продолжаться и после 18 лет. Напротив, раннее и резкое выявление психологической кризовой симптоматики при длительном отсутствии тенденции к гармонизации психики обозначают как «хронический криз созревания». Обращает на себя внимание, что при патологическом протекании негативной фазы даже в позитивной среде значительно усиливается риск антиобщественного поведения, совершения криминальных поступков. Это, по-видимому, связано с тем, что период, наиболее важный для формирования адаптационных способностей, протекает искаженно, в результате возникает социальная инадаптированность. В период пубертата могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.).
Девиантное протекание пубертатного криза уже само по себе может проявляться как психическая патология. Наиболее часто встречаются три варианта: 1) психологический криз созревания, который исчерпывается только количественным усилением присущих этому возрасту психологических особенностей и противоречий, отличается парциальностью отклонений, диспропорциями психического созревания; 2) дисгармонический пубертатный криз исчерпывается личностными нарушениями по психопатическому и психопатоподобному типам. Соответственно психологический криз созревания здесь выражен более значительно, как и нарушения поведения (вплоть до делинквентных форм), и личностные (патохарактерологические, психопатические) реакции, и социальная дезадаптация; 3) патологический пубертатный криз включает психические расстройства личностного регистра в виде пубертатной психопатологии (патологические фантазии, пубертатная астения, сверхценные образования, невротические и неврозоподобные синдромы, аффективные нарушения, расстройства влечений, гебоидные состояния). При этом симптоматика первого и второго варианта также имеет место, но носит факультативный характер. Здесь отмечаются:
а) карикатурное и труднокорригируемое стремление к самоутверждению с помощью механизмов псевдокомпенсации;
б) искажение подростковой эмоциональности, вплоть до степени психоэстетической пропорции (по Э. Кречмеру) в виде сочетания сенситивности с черствостью и жестокостью;
в) оппозиционность, вплоть до враждебности;
г) крайне непримиримый максимализм в оценках и решениях;
д) тенденция к образованию моноидеистических комплексов, сверхценный характер увлечений, поиск «абсолютных» истин и сверхидеалов;
е) склонность к патологическому индуцированию;
ж) упорная склонность к рефлексии.
Выделение состояний, протекающих как патологический пубертатный криз, принципиально важно и для более полного понимания возрастной динамики разных нозологических форм, и для уточнения роли пубертатного криза в генезе психических расстройств, и для более адекватной и полной систематики пубертатной психопатологии, и для решения правовых вопросов.
Подростки чаще, чем взрослые, экскульпируются, что связано с частотой патологического протекания пубертатного криза, наличием задержек развития, диссоциированного созревания, массивностью психопатоподобных нарушений, т.е. всех тех расстройств, которые составляют возрастную специфику и экспертная оценка которых решается по степени выраженности (юридический критерий невменяемости).
При освидетельствовании подростков необходимо помнить о влиянии возраста на клиническую картину психических заболеваний.
Клинический опыт показывает, что первое впечатление о психическом состоянии подростка часто оказывается ошибочным не только в связи с особенностями оформления у них психических заболеваний, но также с нежеланием или неумением в этом возрасте сообщать о своих недугах, последовательно защищать себя, частой бравадой и наклонностью к вымыслам, тенденцией к психологической интерпретации любых своих нелепых поступков, возможностью корригировать свое поведение и высказывания во время беседы с официальным лицом и т.д.
Поэтому для обоснованного экспертного заключения необходимо получение полноценных сведений о подростке, о перенесенных им в детстве заболеваниях и травмах головного мозга, о фактах его неправильного поведения в прошлом, о динамике его состояния к периоду обследования. Приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о предпочтительности стационарного, а не амбулаторного освидетельствования подростка, а также о необходимости тщательного собирания материалов по уголовному делу.
- Предисловие
- 1.1. Предмет судебной психиатрии и ее задачи
- 1.2. Краткий исторический очерк развития судебной психиатрии
- Глава 2 предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам
- 2.1. Юридический и медицинский критерии психических расстройств лица во время совершения им уголовно наказуемого деяния. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости
- 2.2. Юридический и медицинский критерии и правовые последствия психических расстройств лица в период после совершения им преступления, но до вынесения судом приговора
- 2.3. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших
- Глава 3 судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе
- 3.1. Понятия правоспособности, дееспособности, недееспособности
- 3.2. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе
- 3.3. Судебно-психиатрические заключения при отдельных нозологических формах психических заболеваний
- 5.1. Организация судебно-психиатрической экспертизы
- 5.2. Виды судебно-психиатрических экспертиз
- 5.3. Психиатр-эксперт. Его права и обязанности
- 5.4. Назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы
- 5.5. Судебно-психиатрическое экспертное заключение и его оценка следователем и судом
- 5.6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы
- Глава 6 основы пенитенциарной психиатрии
- 6.1. Организация психиатрической помощи осужденным к лишению свободы
- 6.2. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым психическим расстройством
- Сенсопатии
- Расстройства восприятия
- Расстройства мышления
- Навязчивые явления (обсессии)
- Импульсивные явления
- Расстройства самосознания, растерянность
- Патология чувств
- Расстройства памяти
- Расстройства воли
- Расстройства сна
- Глава 8 синдромы психических нарушений
- 9.1. Шизофрения
- 9.2. Маниакально-депрессивный психоз
- 9.3. Эпилепсия
- Глава 10 органические заболевания головного мозга
- 10.1. Травматические поражения головного мозга
- 10.2. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга
- 10.3. Психозы в предстарческом и старческом возрасте
- 10.4. Нейросифилис
- 10.5. Энцефалиты
- 10.6. Психические расстройства при синдроме приобретенного иммунодефицита (спид)
- 11.1. Понятие психоактивного вещества
- 11.2. Острая интоксикация психоактивными веществами
- 11.3. Донозологические формы употребления психоактивных веществ
- 11.4. Общие закономерности развития зависимости от психоактивных веществ
- 11.5. Алкогольная зависимость (алкоголизм)
- 11.6. Алкогольные психозы
- 11.7. Зависимость от наркотических средств (наркомании)
- Глава 12 олигофрении (врожденное слабоумие)
- Глава 13 расстройства личности и психогении
- 13.1. Психопатии
- 13.2. Расстройства влечений
- 13.3. Реактивные состояния
- Глава 14 кратковременные расстройства психической деятельности (исключительные состояния)
- 14.1. Патологическое опьянение
- 14.2. Патологический аффект
- 14.3. Реакция короткого замыкания
- 14.4. Патологическое просоночное состояние
- Глава 15 симуляция и диссимуляция психических расстройств
- 15.1. Определение понятия
- 15.2. Способы и формы симуляции
- Глава 17 закономерности клиники психических расстройств в подростковом возрасте
- 17.1. Принципы диагностики
- 17.2. Принципы судебно-психиатрической оценки
- Глава 18 организация судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
- 18.1. Показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних
- 18.2. Квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних
- 18.3. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
- 18.4. Выбор вида экспертизы и мер медицинского характера
- 18.5. Комплексные экспертизы несовершеннолетних
- Содержание
- Глава 1 понятие судебной психиатрии и история ее развития 5
- Глава 2 предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам 19
- Книги издательства «Юристъ» можно заказать в фирме «Гардарика»
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6
- 123286, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93