logo
Дмитриева_Судебная психиатрия

Расстройства мышления

Мышление – высшая форма отражения и познания объективной реальности человеком, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего нас мира.

Интеллект – ум человека, уровень умственной деятельности, способность человека на базе знаний и жизненного опыта пользоваться мыслительными операциями.

Расстройства мышления (ассоциативного процесса) имеют место при любых психических болезнях.

Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный промежуток времени, облегчение их наступления носят название ускорения ассоциативного процесса. В выраженных случаях ускорение мышления доходит до скачки идей, при которой наблюдается непрерывная смена одной незаконченной мысли другой. Мышление при этом характеризуется крайней отвлекаемостью, преобладанием образных представлений над отвлеченными идеями.

Замедление мышления – возникновение ассоциаций крайне замедляется, число ассоциаций уменьшается, они возникают с трудом, их мало, содержание их однообразно и бедно. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение.

Бессвязность мышления – утрата способности к образованию ассоциаций, к соединению восприятий, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Это потеря способности к самым элементарным обобщениям, к осуществлению анализа и синтеза. Речь больных при этом представляет набор не связанных смыслом слов.

Обстоятельность мышления – расстройство ассоциативного процесса, когда образование новых ассоциаций крайне замедляется вследствие продолжительного доминирования предыдущих. Выражается в вязкости, тугоподвижности мышления, снижении его продуктивности. При этом наступает утрата способности выделения главного из второстепенного, существенного из несущественного.

Персеверация мышления – длительное доминирование при общем резко выраженном затруднении ассоциативного процесса одной какой-либо мысли, одного какого-то представления. При этом на разные вопросы дается один и тот же ответ за счет доминирования в сознании ограниченного числа мыслей и представлений.

Резонерство – пространные и бесплодные рассуждения.

Шперрунги – непроизвольные обрывы мыслей.

Бред – ложное умозаключение, которое, во-первых, не соответствует действительности, искаженно ее отражает, во-вторых, полностью овладевает сознанием больного, остается, несмотря на явное противоречие с действительностью, недоступным коррекции. Определяющими свойствами бреда являются непоколебимое убеждение, ошибочное обоснование, нарушение логики суждения, то есть появление «кривой логики», когда выводы не вытекают из предпосылок («безумие со смыслом»).

Выделяют первичный бред, который часто является единственным признаком расстройства психической деятельности у больного. В данном случае нарушается в основном рациональное, логическое познание – отражение внутренних связей действительности. Нарушена логика рассуждений, искаженные ложные суждения подкрепляются цепью доказательств, имеющих субъективную, кривую логику, свою систему. При этом патологическому толкованию подвергаются все события окружающего, в связи с чем первичный бред часто называют бредом толкования, интеллектуальным бредом. Чувственное познание при этом не страдает. По содержанию первичный бред делится на бред изобретательства, реформаторства, ревности, а также любовный, эротический и др.

Бред образный (чувственный) в отличие от первичного интеллектуального бреда выражается в нарушении не только рационального, но и чувственного познания. Он преимущественно носит наглядный характер с преобладанием воображения, фантазий, грез. Бредовые идеи фрагментарны, в них много неясного, непоследовательного. Они возникают без системы, в отличие от первичного бреда они не доказываются, принимаются как данность. Неактивная работа над содержанием бреда, преобладание интеллектуальной пассивности, свойственной грезящим, характерны для этого вида бреда. При наплыве бредовых представлений в сознании калейдоскопически проносится рой образов. Чувственный бред нередко сопровождается растерянностью, напряженной тревогой. В поступках больных при этом нередко преобладают внезапность и непроизвольность. Он занимает как бы переходное место между первичным бредом и состоянием помрачения сознания.

По содержанию различают чувственный бред преследования, отравления, ревности, ипохондрический (бред болезни), воздействия, ущерба, величия, эротический (любовный).

Бред аффективный является вариантом чувственного бреда; возникает всегда вместе с расстройством настроения (депрессивным или маниакальным аффектом) и своим содержанием всегда отражает настроение, аффект. В его содержании обнаруживается лишь относительная логическая последовательность. При нем, как правило, не наступает необратимых (как при первичном бреде) изменений личности. Его возникновение указывает на гораздо менее глубокое, менее инертное и обратимое расстройство психической деятельности по сравнению с первичным бредом.

В зависимости от аффекта (депрессия, мания) содержание аффективного бреда бывает различным. При депрессии может возникать бред самообвинения, самоуничижения, греховности, бред гибели (например, близких, имущества, жилища), а также нигилистический бред, когда больные говорят о якобы наличии у них неизлечимого заболевания, гниении внутренностей, прекращении деятельности кишечника, исчезновении внутренностей, всего тела. В некоторых случаях возникает бред громадности (бред Котара), когда больные утверждают, что они будут мучиться тысячи лет, земной шар распадется, и все человечество погибнет. При маниакальном изменении аффекта возникают бредовые идеи превосходства, исключительной талантливости, физической силы, величия.

Резидуальный бред – чаще образный бред, остающийся на некоторое время в неизмененном виде в качестве моносимптома после исчезновения всех других проявлений психотического состояния и восстановления к ним критического отношения.

Сверхценные идеи – суждения, возникающие в результате реальных обстоятельств, но занимающие в дальнейшем несоответствующее их значению преобладающее положение в сознании человека с развитием чрезмерного эмоционального напряжения. В отличие от бреда они возникают как патологическое преобразование, обычно запоздалое, естественной реакции на реальные события. Для бреда же характерно с самого начала патологическое толкование действительности. Сверхценные же идеи, несмотря на доминирующее положение в сознании, не становятся воззрением, их появление не сопровождается изменением личности, что характерно для бреда. По истечении некоторого времени сверхценные идеи при благоприятных обстоятельствах утрачивают свою интенсивность и исчезают.