18.5. Комплексные экспертизы несовершеннолетних
Этот вид экспертизы завоевывает все более прочные позиции в связи с введением в УК РФ ст. 20, 22, увеличением числа психологов со специальной подготовкой, расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами. Комплексная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз определяет большую доказательность экспертных выводов, возможность решения более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психологи, сексопатологи, судебные медики и пр.), использование бóльшего объема знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несовершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей – детей и подростков.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается в соответствии со ст. 79 УПК и проводится на основании ст. 392 УПК. Все чаще используется ее модифицированная и расширенная формулировка (содержащаяся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3.12.76 № 16), согласно которой нужно «выяснить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, т.е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Проблемам методологии и методики проведения КСППЭН посвящена специальная работа И.А. Кудрявцева и Е.Г. Дозорцевой (1988).
Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выяснении, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего» и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Первая из этих задач является промежуточной, вспомогательной для решения второй, основной. В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом:
1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются;
2) мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необходимости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Цель установления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер.
Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для такого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволил выделить критерии, лежащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограниченной способности по вменению.
Разработка методологических, теоретических и практических аспектов комплексной судебно-психиатрической экспертизы потерпевших в настоящее время является одной из актуальных и сложных задач судебной психиатрии (Ю.Л. Метелица, Б.В. Шостакович в соав.; Т.П. Печерникова; Н.Б. Морозова). Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установления степени их виновности важное значение имеет анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет последствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены действующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судебно-следственного процесса и могут активно влиять на его исход.
Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушаемость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение полно и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосведомленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют виктимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необоснованного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения противоправных действий еще более повышается в отношении несовершеннолетних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением. Выделяют провоцирующее, пассивно-безучастное и нейтральное поведение жертвы, которое может быть обусловлено как медицинскими (психические расстройства), так и психологическими (личностные, возрастные особенности, психогенная дезорганизация) причинами, а также социальными факторами (несформированность морально-этических принципов).
Сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (Child Sexual Abuse) рассматривается в мировой литературе как особый вариант жестокого обращения.
Психогенные состояния, развивающиеся у жертв сексуальной агрессии, в подростковом возрасте характеризуются преобладанием невротических депрессивных нарушений, фобическими проявлениями, комплексом сверхценных переживаний, отражающих особенности психогении, что частично соответствует критериям DSM-III-R для посттравматического стрессового расстройства.
Показаниями для направления несовершеннолетних на экспертизу является малолетний возраст (до 14 лет), наличие у них психических расстройств, сведения о неправильном, провоцирующем поведении, употреблении алкогольных напитков, наркотических или токсикоманических препаратов в период криминала, данные о перенесенных черепно-мозговых травмах с потерей сознания, непоследовательность и противоречивость показаний в ходе следствия, сообщения родственников о появившихся после случившегося неблагоприятных последствиях (депрессивные состояния, суицидальные тенденции, припадки и т.д.), а также наличие у них повышенной склонности к фантазированию, внушаемость и подчиняемость. Предпочтителен амбулаторный вид освидетельствования несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Кроме диагностических, основными вопросами, подлежащими разрешению, являются:
1) установление способности потерпевших понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление;
2) определение возможности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
3) констатация возможности свидетелей и потерпевших участвовать в предварительном следствии и судебных заседаниях;
4) выявление психических расстройств, установление их связи с причиненными в результате преступления повреждениями, а также определение степени тяжести телесных повреждений (последнее устанавливается судебными медиками).
Важной задачей КСППЭН является определение возможности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, так как под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния.
- Предисловие
- 1.1. Предмет судебной психиатрии и ее задачи
- 1.2. Краткий исторический очерк развития судебной психиатрии
- Глава 2 предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам
- 2.1. Юридический и медицинский критерии психических расстройств лица во время совершения им уголовно наказуемого деяния. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости
- 2.2. Юридический и медицинский критерии и правовые последствия психических расстройств лица в период после совершения им преступления, но до вынесения судом приговора
- 2.3. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших
- Глава 3 судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе
- 3.1. Понятия правоспособности, дееспособности, недееспособности
- 3.2. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе
- 3.3. Судебно-психиатрические заключения при отдельных нозологических формах психических заболеваний
- 5.1. Организация судебно-психиатрической экспертизы
- 5.2. Виды судебно-психиатрических экспертиз
- 5.3. Психиатр-эксперт. Его права и обязанности
- 5.4. Назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы
- 5.5. Судебно-психиатрическое экспертное заключение и его оценка следователем и судом
- 5.6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы
- Глава 6 основы пенитенциарной психиатрии
- 6.1. Организация психиатрической помощи осужденным к лишению свободы
- 6.2. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым психическим расстройством
- Сенсопатии
- Расстройства восприятия
- Расстройства мышления
- Навязчивые явления (обсессии)
- Импульсивные явления
- Расстройства самосознания, растерянность
- Патология чувств
- Расстройства памяти
- Расстройства воли
- Расстройства сна
- Глава 8 синдромы психических нарушений
- 9.1. Шизофрения
- 9.2. Маниакально-депрессивный психоз
- 9.3. Эпилепсия
- Глава 10 органические заболевания головного мозга
- 10.1. Травматические поражения головного мозга
- 10.2. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга
- 10.3. Психозы в предстарческом и старческом возрасте
- 10.4. Нейросифилис
- 10.5. Энцефалиты
- 10.6. Психические расстройства при синдроме приобретенного иммунодефицита (спид)
- 11.1. Понятие психоактивного вещества
- 11.2. Острая интоксикация психоактивными веществами
- 11.3. Донозологические формы употребления психоактивных веществ
- 11.4. Общие закономерности развития зависимости от психоактивных веществ
- 11.5. Алкогольная зависимость (алкоголизм)
- 11.6. Алкогольные психозы
- 11.7. Зависимость от наркотических средств (наркомании)
- Глава 12 олигофрении (врожденное слабоумие)
- Глава 13 расстройства личности и психогении
- 13.1. Психопатии
- 13.2. Расстройства влечений
- 13.3. Реактивные состояния
- Глава 14 кратковременные расстройства психической деятельности (исключительные состояния)
- 14.1. Патологическое опьянение
- 14.2. Патологический аффект
- 14.3. Реакция короткого замыкания
- 14.4. Патологическое просоночное состояние
- Глава 15 симуляция и диссимуляция психических расстройств
- 15.1. Определение понятия
- 15.2. Способы и формы симуляции
- Глава 17 закономерности клиники психических расстройств в подростковом возрасте
- 17.1. Принципы диагностики
- 17.2. Принципы судебно-психиатрической оценки
- Глава 18 организация судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
- 18.1. Показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних
- 18.2. Квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних
- 18.3. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
- 18.4. Выбор вида экспертизы и мер медицинского характера
- 18.5. Комплексные экспертизы несовершеннолетних
- Содержание
- Глава 1 понятие судебной психиатрии и история ее развития 5
- Глава 2 предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам 19
- Книги издательства «Юристъ» можно заказать в фирме «Гардарика»
- 107005, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6
- 123286, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93