logo
Дмитриева_Судебная психиатрия

18.1. Показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних

Вопрос об адекватности и квалифицированности направления несовершеннолетних на судебно-психиатрическое освидетельствование очень важен. От четкости его решения зависит, в частности, все ли подростки-правонарушители с психическими расстройствами попадают в поле зрения психиатров-экспертов, адекватен ли выбор вида экспертизы, режима содержания и пр.

Как показывает практика, доля несовершеннолетних, направляемых на экспертизу (около 10% общего числа подростков, привлеченных к уголовной ответственности), совершенно неадекватна распространенности психических нарушений в подростковом населении, тем более их распространенности среди подростков-правонарушителей (50%). Выбор вида экспертизы также часто оказывается неадекватным. Как правило, не учитывается основная особенность клиники подросткового возраста – чрезвычайная трудность диагностики психических заболеваний и предпочтительность, в связи с этим, проведения стационарной СПЭ. Вопрос о целесообразности взятия под стражу в период следствия решается обычно в зависимости от формальной тяжести содеянного, но без учета Конвенции о правах ребенка ООН и конкретных особенностей психического состояния несовершеннолетнего. Постановление или определение о направлении на экспертизу выносится судебно-следственными работниками (юристами), редко опирающимися на мнение специалистов (подростковые психиатры и психологи) и часто не имеющими специализации не только по подростковой психиатрии, но и в области ювенильной юриспруденции.

Как известно, основанием для направления на СПЭН являются сомнения в психической полноценности лица, привлеченного к уголовной ответственности, которые могут возникнуть на любом этапе уголовного следствия, судебного разбирательства или отбывания наказания в местах лишения свободы. Для того, чтобы эти сомнения возникли и не были случайными, необходимы по крайней мере два условия: 1) периодическая специализация по подростковой психиатрии и психологии работников суда, следствия и колоний для несовершеннолетних; 2) первичное консультирование всех подростков, привлеченных к уголовной ответственности с психиатрами и психологами (или первичное обследование по типу скрининга).

С целью расширения представлений (у юристов, педагогов, воспитателей) о внешних проявлениях психических расстройств в подростковом возрасте приводим следующие данные.

Следует обращать внимание на внешний облик подростка (несоответствующие возрасту рост, пропорции туловища и конечностей, объем и форма головы, недоразвитие или чрезмерная выраженность вторичных половых признаков – оволосение, изменение голоса, возрастная мастопатия), невыразительность и неадекватность мимики, жестикуляции, застывание в однообразных позах, скорбный взгляд и пр. Необходимо выяснить наличие психических заболеваний среди близких родственников подростка, получить сведения о нахождении его на учете у психоневролога, помещениях в психиатрические больницы, наличие инвалидности по психическому заболеванию, заключение СПЭН по прежним или этому же уголовному делу, данные воспитания в детских домах инвалидов (ДДИ) или детских домах, обучении во вспомогательной школе или интернате, сведения о перенесенных травмах головы, сопровождавшихся тошнотой, рвотой, длительной головной болью, мозговых детских инфекционных заболеваниях. По всем этим фактам необходимо еще до направления на СПЭ запросить соответствующую медицинскую документацию. Очень важны сведения о задержке или искажениях психического развития и развития речи в детстве, неадекватных замкнутости или расторможенности в поведении с суетливостью, приставучестью, многословием, нарушением произношения букв и слов, чрезмерной боязливостью, страхами (дневными и ночными), нарушениями сна, опрятности (ночное и дневное недержание мочи), приступами судорог, головокружений, обмороков, непереносимостью жары, духоты, езды в транспорте. Важно обратить внимание на наличие беспричинных расстройств настроения (подавленность, безразличие, тоскливая злобность, неадекватная веселость с переоценкой своих возможностей), их длительность и частоту. Большое значение имеют сведения о внезапном изменении отношений подростка к близким – враждебность, отчуждение, высказывания о том, что родители ему не родные; исчезновение интереса к учебе, отказ от посещения школы, общения со сверстниками; появление склонности к безудержному фантазированию и лжи, жестокости, садизму, нелепым поступкам, повторным попыткам самоубийства.

При целенаправленных собеседованиях нетрудно обнаружить, насколько подросток контактен или заторможен, подавлен, безразличен или возбужден, сообразителен или туп, неспособен к сосредоточению на темах беседы, плохо запоминает, не может понять абстрактные или даже простые обобщающие понятия, плохо читает, буквально понимает пословицы, обнаруживает малый запас слов, знаний. Следует обратить внимание также на детскость поведения и интересов, повышенную внушаемость, склонность идти на поводу у собеседника, неспособность к самостоятельным решениям, конформность, легкую подчиняемость в группах сверстников, трудность принятий решений или их необдуманность, импульсивность, неорганизованность, нецеленаправленность поступков, стремление к общению с младшими по возрасту.

Важным источником информации о психическом состоянии подростка являются материалы уголовного дела. По тому, насколько они информативны, можно судить об осведомленности следователя в вопросах, связанных со СПЭН.