logo search
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов. — М., 2000.

2. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение // Тез. докл. IV всерос. симп. / Отв. ред. Н. И. Шлык, Р. М. Баевский. — Ижевск: УдГУ, 2008 — 344 c.

УДК 61

ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К СУРРОГАТНОМУ МАТЕРИНСТВУ

Тодорович Е.

Научный руководитель: канд. псих. наук, доцент Т. П. Березовская

«Женский институт «ЭНВИЛА»»

г. Минск, Республика Беларусь

Проблема бесплодия — неспособности иметь детей и продолжить свой род — известна с древнейших времен. На протяжении многих веков эту проблему пытаются решить. С развитием науки и технологий в ХХ в. появилось суррогатное материнство.

Первый в мире ребенок от «суррогатной» матери родился в 1989 г. в Великобритании. В 1995 г. программу «суррогатного материнства» начали применять в СНГ.

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении, которой женщина добровольно соглашается забеременеть, с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который будет отдан на воспитание генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребенка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Сторонники использования технологий суррогатного материнства указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для супружеской пары или хотя бы для мужа.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, вследствие чего материнство может стать работой по договору. На сайте «Православие и мир»(pravmir.ru) протоиерей Дмитрий Смирнов высказывает свое мнение о данной проблеме таким образом: «Есть всем известное такое понятие — «проституция», — говорит он, — это торговля людей своим телом, использование своего тела как способа зарабатывания денег. Проще сказать, наживы. Суррогатное материнство — то же самое. Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя…».

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления связи с ним, которая создавалась на протяжении 9-месячной беременности и родов.

А что же ребенок? Что с ним? Есть опасения, что ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (в случае использования яйцеклетки самой же суррогатной матери). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка.

А что говорит об этом Православная церковь?

В «Основе социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г., говорится: «Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время, расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности…».

Рассмотрим сам процесс. Чтобы заготовить в пробирке несколько эмбрионов, нужно сделать женщине гиперстимуляцию яичников, в результате появляется, к примеру, 3 яйцеклетки, которые затем оплодотворяются. Все они – живые существа. После оплодотворения эмбрионы подсаживают суррогатной маме и ждут, какие из них приживутся. Предположим, прижились все 3. Тогда доктор сообщает женщине, что у нее будет тройня и спрашивает: скольких детей вы хотите? Таким образом, если женщина хочет одного, то остальных в произвольном порядке доктор «убивает», т. е. производит редукцию, и получается кладбище несостоявшихся братьев или сестер. Но разве доктор вправе решать, кто из троих живых организмов имеет право на жизнь? Получается лотерея, повезет или нет. А оставшийся ребенок растет на кладбище.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный. Однако этот метод решает одну проблему — бесплодие, и порождает много других проблем, которое не всегда сразу заметны.

Несомненно, появление института суррогатного материнства — это тревожный знак, сигнализирующий о плохом состоянии репродуктивного здоровья женщин, об утрате в обществе семейных традиций. Но, тем не менее, невозможно осуждать желание женщины стать матерью. Надо учить женщину беречь и сохранять здоровье, в том числе и репродуктивное, на всех этапах своего развития, начиная с самого раннего возраста.