logo search
Билеты по социологии

41. Централизованное и децетрализованное образование.

Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.

В Советском Союзе образование было строго централизованно. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства Высшего и Средне-специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической Партии и Совету Министров. Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение. Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.

В Китайской Народной Республике образование тоже централизовано. Группа исследователей, возглавляемая Кларком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огромным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В результате правительственной политики «искоренения неграмотности» уровень грамотности народа повысился более чем на 70 %. Как правило, правительство придает основное значение обучению и профессиональной подготовке без отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево и не связано с потерей драгоценного рабочего времени.

В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля над деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последнее время его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказании финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например, поддержкой некоторых начинаний. Тем на менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль над образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 г. местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 % начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образования включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 г. почти половина расходов на высшее образование оплачивалось за счет фондов, собранных из неправительственных источников.