logo
Билеты по социологии

67. Основные методы сбора первичной информации.

Существуют 3 основных метода сбора социологической информации:

  1. Опрос, который делится на два подкласса:

а) Анкетный опрос

б) Интервью

  1. Анализ документов

  2. Наблюдения

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Социологический опрос имеет 3 отличительные черты:

1. Количество опрошенных – Социолог опросив сотни и тысячи людей, обобщив полученную информации, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.

2. Достоверность и объективность - Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист.

3. Цель опроса - С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт. Существует две основные разновидности опроса:

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).