logo
Билеты по социологии

40. Массовое и элитарное образование.

В средневековой Европе все системы высшего образования можно было бы назвать элитарными. Оно было доступно лишь для небольшой части населения (от 1 до 5%)-представителей высших слоев общества. В Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Сент-Эндрю и др. старинных университетах Великобритании главное значение придавалось высоко специализированному, гуманитарному знанию, подходящему для «джентльмена». Эта тенденция сохраняется и в наши дни в большинстве стран Европы, она получила распространение и в менее развитых странах. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается лишь около 10% всех потенциальных студентов. Главное внимание там уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями.

Однако во многих странах XX века наблюдается распад элитарного образования. Высшее образование получило широкое распространение в ответ на требования предоставить равные возможности для получения знаний представителям групп меньшинств и низших классов. Эта тенденция проявилась ярче всего в четырех странах: США, Канаде, Советском Союзе и Японии.

В 60-е годы европейские страны все еще отставали – в них лишь 10% всех потенциальных студентов поступали в ВУЗы (Бэнкс, 1968). Однако, сравнительно недавно в результате социального и политического давления во многих европейских университетах увеличился прием студентов. В настоящее время в Европейских странах он составляет примерно 25% всех групп студенческого возраста. В то же время возрастает нагрузка на профессорско-преподавательский состав этих университетов – они должны проводить научные исследования в медицине, экологии и др. областях, а также быть советниками в правительственных и коммерческих организациях.