41. Централизованное и децетрализованное образование.
Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.
В Советском Союзе образование было строго централизованно. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства Высшего и Средне-специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической Партии и Совету Министров. Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение. Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.
В Китайской Народной Республике образование тоже централизовано. Группа исследователей, возглавляемая Кларком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огромным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В результате правительственной политики «искоренения неграмотности» уровень грамотности народа повысился более чем на 70 %. Как правило, правительство придает основное значение обучению и профессиональной подготовке без отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево и не связано с потерей драгоценного рабочего времени.
В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля над деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последнее время его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказании финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например, поддержкой некоторых начинаний. Тем на менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль над образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 г. местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 % начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образования включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 г. почти половина расходов на высшее образование оплачивалось за счет фондов, собранных из неправительственных источников.
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания
- 3. Методы социологии
- 4. Функции социологии.
- 5. Социология в системе гуманитарных наук.
- 6. Предыстория социологии.
- 7. Становление социологии как научной дисциплины.
- 8. Эмпирическая социология
- 9. Фундаментальная социология
- 10. Развитие социальной мысли в России
- 11. Социальные взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX-XX вв.
- 12. Понятие термина «общество»
- 13. Системный подход к изучению общества.
- 14. Признаки общества
- 15. Теории происхождения общества
- 16. Типология общества
- 17. Понятие «социальный институт»
- 18. Признаки социального института
- 19. Функции социального института
- 20. Понятие «социальный процесс»
- 21. Классификация социальных процессов
- 22. Понятие и классификация социальных групп
- 23. Основные понятия теории стратификации
- 24. Стратификационная система современных развитых стран. Теория среднего класса.
- 25. Типы стратификационных систем.
- 26. Становление среднего класса в Казахстане
- 27. Социальная мобильность.
- 28. Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 29. Социальный статус и социальная роль. Приписываемый и достигнутый статус.
- 30. Понятие социализации. Агенты социализации.
- 31. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация.
- 32. Структура личности.
- 33. Девиация и девиантное поведение.
- 34. Проблемы определения девиантного поведения личности.
- 35. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
- 36. Понятие и назначение социального контроля.
- 37. Способы осуществления социального контроля.
- 38. Методы социального контроля. Формальные и неформальные методы контроля.
- 39. Различные концепции образования.
- 40. Массовое и элитарное образование.
- 41. Централизованное и децетрализованное образование.
- 42. Этапы процесса образования.
- 43. Политические партии как объект социологических исследований.
- 44. Политическая социализация.
- 45. Группы давления.
- 46. Понятие «политика», «власть», «политическая культура».
- 47. Специфика и статус экономической социологии.
- 48. Функции и характеристики экономической социологии.
- 49. Социальные проблемы рыночной экономики.
- 54. Проблемы семьи в XXI веке.
- 55. Брак и его формы.
- 56. Социологический анализ культуры.
- 57. Структура культуры.
- 58. Социология культурного конфликта.
- 59. Виды культур.
- 60. Объект и предмет, законы и категории средств массовых информации.
- 61. Функции сми.
- 62. Социокультурная роль сми.
- 63. Закономерности и механизмы массовой информации.
- 64. Классические и новые социологические методики и техники в исследовании сми.
- 65. Понятие и виды социологических исследований.
- 67. Основные методы сбора первичной информации.
- 68. Выборочный метод и его основные понятия.
- 69. Методологическая часть программы социологических исследований.
- 70. Анализ и обобщение информации.
- 71. Обработка, анализ и представление данных.
- 72. Проблема репрезентативности полученных данных.
- 73. Этические принципы исследовательской работы.
- 74. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.
- 75. Типы выборки.