16. Типология общества
Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используется и контролируется экономические ресурсы, которыми он владеет (феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое). Классификация может быть составлена на основе господствующих в ней религий (мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Все общество можно разделить на 4 главные сферы. Экономическая: это фирмы, все то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества участвует 50-60 % населения. Политическая: президент и аппарат президента. Основная задача – обеспечение соц. порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, учреждение новых законов, защита границ. Духовная: 3 гл. задачи: 1. Наука призвана открывать новые знания; 2. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям; 3. Культура выполняет задачу создания художественных ценностей, хранения их в библиотеках и музеях, экспонирования в галереях. Социальная: В широком значении: совокупность организации, отвечающих за благосостоянием населения; В узком смысле: только социально – незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их.
В современной социологии существуют различные способы типологии общества. По полит-м признакам: тоталитарное и демократическое. По господствующей религии – христианское, исламское, православное и др. По господствующему языку: англоговорящие, франко-, русскоязычные. По этнич признаку: однонац-ые, двунац-ые, многонац-ые. Типы общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Даниель Бел разделяет развитие общества на 3 этапа: доиндустриальное, сельское (основанное на натуральном производстве); индустриальное (характерно исполнение достижений НТР); постиндустриальное (распространение компьютерной технологии, объединение всего общества в единую инфосистему)
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания
- 3. Методы социологии
- 4. Функции социологии.
- 5. Социология в системе гуманитарных наук.
- 6. Предыстория социологии.
- 7. Становление социологии как научной дисциплины.
- 8. Эмпирическая социология
- 9. Фундаментальная социология
- 10. Развитие социальной мысли в России
- 11. Социальные взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX-XX вв.
- 12. Понятие термина «общество»
- 13. Системный подход к изучению общества.
- 14. Признаки общества
- 15. Теории происхождения общества
- 16. Типология общества
- 17. Понятие «социальный институт»
- 18. Признаки социального института
- 19. Функции социального института
- 20. Понятие «социальный процесс»
- 21. Классификация социальных процессов
- 22. Понятие и классификация социальных групп
- 23. Основные понятия теории стратификации
- 24. Стратификационная система современных развитых стран. Теория среднего класса.
- 25. Типы стратификационных систем.
- 26. Становление среднего класса в Казахстане
- 27. Социальная мобильность.
- 28. Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 29. Социальный статус и социальная роль. Приписываемый и достигнутый статус.
- 30. Понятие социализации. Агенты социализации.
- 31. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация.
- 32. Структура личности.
- 33. Девиация и девиантное поведение.
- 34. Проблемы определения девиантного поведения личности.
- 35. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
- 36. Понятие и назначение социального контроля.
- 37. Способы осуществления социального контроля.
- 38. Методы социального контроля. Формальные и неформальные методы контроля.
- 39. Различные концепции образования.
- 40. Массовое и элитарное образование.
- 41. Централизованное и децетрализованное образование.
- 42. Этапы процесса образования.
- 43. Политические партии как объект социологических исследований.
- 44. Политическая социализация.
- 45. Группы давления.
- 46. Понятие «политика», «власть», «политическая культура».
- 47. Специфика и статус экономической социологии.
- 48. Функции и характеристики экономической социологии.
- 49. Социальные проблемы рыночной экономики.
- 54. Проблемы семьи в XXI веке.
- 55. Брак и его формы.
- 56. Социологический анализ культуры.
- 57. Структура культуры.
- 58. Социология культурного конфликта.
- 59. Виды культур.
- 60. Объект и предмет, законы и категории средств массовых информации.
- 61. Функции сми.
- 62. Социокультурная роль сми.
- 63. Закономерности и механизмы массовой информации.
- 64. Классические и новые социологические методики и техники в исследовании сми.
- 65. Понятие и виды социологических исследований.
- 67. Основные методы сбора первичной информации.
- 68. Выборочный метод и его основные понятия.
- 69. Методологическая часть программы социологических исследований.
- 70. Анализ и обобщение информации.
- 71. Обработка, анализ и представление данных.
- 72. Проблема репрезентативности полученных данных.
- 73. Этические принципы исследовательской работы.
- 74. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.
- 75. Типы выборки.