logo
Билеты по социологии

10. Развитие социальной мысли в России

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Исп ытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века. Этот этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как Лавров и Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Как и у других класси­ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития.

Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов.Второй период развития социологической мысли в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. На втором этапе также продолжается развитие теорети­ческой социологии. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали Гастев, Струмилин, Журавский и др.

Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших дней. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социо­логического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.