48. Функции и характеристики экономической социологии.
Функции: связей и взаимоотношений социологии с экономической жизнью, общественное ее предназначение определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет.
Познавательная функция с изучением социальной закономерности экономического развития, обусловлена человеческой деятельностью, чем факторами, тенденциями изменения различных экономических явлений и процессов. Главное в этой функции – это изучение социальных резервов и ресурсов, позволяющие выполнять экономические задачи и решать экономические проблемы. Для этого необходимы анализ и обобщение экономического сознания, мышления, поведения, активности действий конкретного человека, специфики социальных групп, трудовых коллективов. При таком подходе экономическая социология всегда должна идти от человека, учитывать его состояние, настроение, психологию, профессию, труд, активность, культуру, отдых и т. д.
В конечном счете в этой функции происходит приращение знаний о тесно взаимосвязанных социально – экономических явлениях, процессах и проблемах.
Практическая функция определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности экономики производства, выяснению и определению факторов социального механизма роста производительности труда, улучшению качества выпускаемой продукции, товаров, их сбыта и реализации, прибыли, повышению эффективности управления различными сторонами социально – экономического процесса.
Управленческая функция. Экономическая социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Данные и результаты конкретных социологических исследований служат исходным материалом для разработки и принятия управленческого решения и прогнозирования. Например, управленческое решение, связанное с изменением режима работы в производственном коллективе, предполагает социальный анализ прямых и косвенных факторов, которые могут возникнуть в сфере сбыта и досуга.
Знания экономической социологии – это упорядоченная совокупность информации, представлений, научных понятий об экономике как динамично функционирующем социальном процессе. Эта структура включает в себя следующие формы знания: 1) знания об экономической структуре общества; 2) научное представление и выводы о деятельности социальных институтов, их взаимодействия в обеспечении функционирования общества; 3) научные представления, взгляды и теории, относящиеся к экономической социологии; 4) знание о функционировании экономической системы общества; 5) информацию, представления об отдельных элементах производства. В зависимости от поставленных целей и задач исследования определяют уровни экономически – социального знания. Они различаются глубиной социально – экономического анализа производственных процессов и широтой сделанных обобщений и выводов.
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания
- 3. Методы социологии
- 4. Функции социологии.
- 5. Социология в системе гуманитарных наук.
- 6. Предыстория социологии.
- 7. Становление социологии как научной дисциплины.
- 8. Эмпирическая социология
- 9. Фундаментальная социология
- 10. Развитие социальной мысли в России
- 11. Социальные взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX-XX вв.
- 12. Понятие термина «общество»
- 13. Системный подход к изучению общества.
- 14. Признаки общества
- 15. Теории происхождения общества
- 16. Типология общества
- 17. Понятие «социальный институт»
- 18. Признаки социального института
- 19. Функции социального института
- 20. Понятие «социальный процесс»
- 21. Классификация социальных процессов
- 22. Понятие и классификация социальных групп
- 23. Основные понятия теории стратификации
- 24. Стратификационная система современных развитых стран. Теория среднего класса.
- 25. Типы стратификационных систем.
- 26. Становление среднего класса в Казахстане
- 27. Социальная мобильность.
- 28. Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 29. Социальный статус и социальная роль. Приписываемый и достигнутый статус.
- 30. Понятие социализации. Агенты социализации.
- 31. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация.
- 32. Структура личности.
- 33. Девиация и девиантное поведение.
- 34. Проблемы определения девиантного поведения личности.
- 35. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
- 36. Понятие и назначение социального контроля.
- 37. Способы осуществления социального контроля.
- 38. Методы социального контроля. Формальные и неформальные методы контроля.
- 39. Различные концепции образования.
- 40. Массовое и элитарное образование.
- 41. Централизованное и децетрализованное образование.
- 42. Этапы процесса образования.
- 43. Политические партии как объект социологических исследований.
- 44. Политическая социализация.
- 45. Группы давления.
- 46. Понятие «политика», «власть», «политическая культура».
- 47. Специфика и статус экономической социологии.
- 48. Функции и характеристики экономической социологии.
- 49. Социальные проблемы рыночной экономики.
- 54. Проблемы семьи в XXI веке.
- 55. Брак и его формы.
- 56. Социологический анализ культуры.
- 57. Структура культуры.
- 58. Социология культурного конфликта.
- 59. Виды культур.
- 60. Объект и предмет, законы и категории средств массовых информации.
- 61. Функции сми.
- 62. Социокультурная роль сми.
- 63. Закономерности и механизмы массовой информации.
- 64. Классические и новые социологические методики и техники в исследовании сми.
- 65. Понятие и виды социологических исследований.
- 67. Основные методы сбора первичной информации.
- 68. Выборочный метод и его основные понятия.
- 69. Методологическая часть программы социологических исследований.
- 70. Анализ и обобщение информации.
- 71. Обработка, анализ и представление данных.
- 72. Проблема репрезентативности полученных данных.
- 73. Этические принципы исследовательской работы.
- 74. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.
- 75. Типы выборки.