Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
Содержание и задачи Адаптивной физической культуры
Критерии для определения основных видов адаптивной физической культуры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры. Пути решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в адаптивной физической культуре. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Направленность, задачи, оздоровительные эффекты.
Взаимосвязь понятий «культура", "физическая культура", "адаптивная физическая культура", «реабилитация", "социализация", "образ жизни", "социальная интеграция".
Функции адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное явление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого человека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты.
Классификация функций адаптивной физической культуры. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в основных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации.
Характеристика важнейших педагогических функций: учебно-познавательной, развивающей коррекционной, профессионально-подготовительной, воспитательной, компенсаторной, рекреативно-оздоровительной, соревновательной, оздоровительно-восстановительной, ценностно-ориентационной, творческой, лечебно-восстановительной, профилактической, самореабилитационной, функции самовоспитания.
Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феноменами. Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной, интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.
Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
Общее понятие о методе, методике, методическом направлении, методическом подходе, методическом приеме. Метод - как способ, путь достижения поставленной цели; методический прием как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления.
Методы формирования знаний: методы слова (информация речевого воздействия, методы наглядности (информация перцептивного воздействия). Особенности использования методов формирования знаний в работе с разными нозологическими группами (сенсорные, интеллектуальные, двигательные нарушения).
Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре: методы целостного и расчлененного обучения, использование подводящих и имитационных упражнений, способы организации учебной деятельности, стимулирование, контроль и самоконтроль учебной деятельности. Сходства и различия процессов обучения двигательным действиям в различных видах адаптивной физической культуры (адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации)
Методы развития физических качеств и способностей: Характеристика методов для развития мышечной силы - метод максимальных, повторных, динамических, изометрических, изокинетических усилий, метод электромиостимуляции. Характеристика методов для развития скоростно-силовых способностей - повторный, соревновательный, игровой, сенсорный. Особенности использования методов в разных нозологических группах. Характеристика методов для развития выносливости - равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный. Характеристика методов для развития координационных способностей – использование всех практических методов с применением методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений. Характеристика методов для развития гибкости и подвижности в суставах –повторный метод с использованием динамических активных и пассивных упражнений, статических и комбинированных упражнений.
Методы воспитания личности: характеристика метода воспитывающей среды, воспитывающей деятельности, осмысления человеком себя в реальной жизни. Комплексное применение методов адаптивной физической культуры
Характеристика принципов адаптивной физической культуры.
Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические.
Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика.
Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности применения в адаптивной физической культуре.
Специально-методические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактической направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основные принципы в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.
Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики.
Формирование здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, с опорой на терминальные (конечные) пели индивидуального существования (ценностные ориентации).
Адаптивная физическая культура - как важное направление социальной практики в «борьбе» с психическими комплексами неполноценности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, такими как: чувства эмоциональной обиды, отчужденности, повышенной тревоги, пассивности, потерянной уверенности в себе или, наоборот — эгоцентризма, агрессивности и т.п.
Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация инвалидов: в зависимости от тяжести заболевания и ограниченности жизнеобеспечения (инвалиды I, II, и III группы); в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.).
Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Комплексная реабилитация - как процесс обеспечения готовности к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей.
Физическая реабилитация - база, основа любого вида реабилитации: социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначальной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, педагогической.
Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики. Социальная интеграция инвалидов как составляющая часть общего процесса социальной интеграции - процесса установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления. Социальная интеграция инвалидов - двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся к включению в общество здоровых людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения.
Основные фундаментальные теории социализации (ролевая, критическая, теория коммуникации и др.). Адаптивная физическая культура и социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья. АФК как путь адаптации человека к общественным нормам, ролям, функциям и т.п., и способ «завоевания» конкретного социального пространства.
Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.
Государственные и общественные организации. Государственные органы управления физической культурой (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом. Паралимпийский комитет России: федерация физической культуры и спорта инвалидов, спортивная федерация всероссийского общества слепых, российский спортивный союз глухих, специальная олимпиада России «Спешиал олимпикс».
Социальные программы (медико-социальные, образовательные, материально-технического обеспечения, комплексные) регионального и федерального уровней - как магистральный путь развития и совершенствования инфраструктуры комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов (лиц с отклонениями в состоянии здоровья). Включение мероприятий по развитию адаптивной физической культуры в эти программы - важнейший путь получения финансирования на данный вид социальной практики.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры.
Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.
Адаптивное физическое воспитание, направленность, основные задачи. Адаптивное физическое воспитание — как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Направленность адаптивного физического воспитания в разных видах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Урочные и внеурочные формы адаптивного физического воспитания. Классификация урочных форм занятий по направленности и решению основной задачи.
Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.
Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) - оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
Основные задачи адаптивной двигательной рекреации: оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); привитие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям другими ее видами; обеспечение активного отдыха и реализация здорового образа жизни и др. Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации: гедонистическая, рекреативно-оздоровительная, творческая, ценностно-ориентационная, оздоровительно-восстановительная, соревновательная, коммуникативная, престижная. Ведущие принципы - социальные: социализации, гуманистической направленности, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры; общеметодические: доступности, систематичности, наглядности. Организованные и самодеятельные формы проведение занятий по АДР.
Адаптивная двигательная рекреация в образовательных учреждениях с подрастающим поколением (школа, вуз). Формы, средства, особенности применение игрового и соревновательного методов. АДР в летних и зимних оздоровительных лагерях. Адаптивная двигательная рекреация взрослых. Превалирование занятий в оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. и самодеятельных форм организации активного досуга. Комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация. Особенности адаптивной двигательной рекреации в группах, объединяющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Цель, задачи и организация адаптивной физической реабилитации.
Адаптивная физическая реабилитация. Содержание, направленность, задачи. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК.
Адаптивный спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Виды, направленность, задачи адаптивного спорта. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта.
Направления адаптивного спорта: Паралимпийское, Специальное Олимпийское движение, Всемирные игры глухих («Тихие игры»). Понятия: рекреационно-оздоровительный спорт, спорт высших достижений. Педагогические функции адаптивного спорта: учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания, соревновательная. Социальные функции адаптивного спорта: гуманистическая, коммуникативная, интегративная, зрелищно-эстетическая, социализирующая.
Организация адаптивного спорта в России и в мировом сообществе.
Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты. Спортсмены-инвалиды России в соревнованиях Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, в Олимпийских Играх глухих.
Взаимосвязь организационно-правовых основ адаптивного спорта и результатов спортсменов-инвалидов на примере их участия в Паралимпийских Играх.
Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов
Классификация видов адаптивного спорта, рекомендации по их использованию инвалидами различных нозологических групп.
Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев (максимальный охват лиц с различными видами патологии и степенью ее тяжести, уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, одновременное участие в соревнованиях по спортивным играм инвалидов с различной степенью тяжести поражений, периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера и др.), процедуры и порядок проведения классификаций.
Классификация спортсменов на классы в рамках конкретных нозологических профилей («ампутанты», «спинальники», лица с последствиями церебральных параличей, незрячие и др.).
Требования к участникам соревнований по конкретным видам спорта. Основные паралимпийские виды спорта, входящие в программы летних и зимних игр.: баскетбол на колясках, волейбол сидя, волейбол стоя, легкая атлетика, конный спорт, плавание, теннис, пауэрлифтинг, футбол, фехтование, стрельба из лука, горнолыжный спорт, лыжные гонки, хоккей и др.
Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады для людей с нарушениями интеллекта.
Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах. Правило формирования "дивизионов" - важнейшее условие реализации философии Специального Олимпийского движения. Процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады. Награждение участвующих в соревнованиях. Требования к этой церемонии. Клятва специальных спортсменов, символы Специального Олимпийского движения.
Основные программы этого движения: «специальная олимпиада», «объединенный спорт», «тренировка двигательной активности», «партнерские клубы» и др. Обучающие семинары по адаптивному физическому воспитанию, проводимые «Спешиал Олимпикс Интернэшнл».
Спорт глухих и слабослышащих спортсменов, сходство и различия со спортом здоровых людей.
Всемирные Олимпийские игры глухих (Тихие игры) как пример крупнейших соревнований для инвалидов данной нозологической группы.
Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.
Исторические вопросы адаптивного спорта
Этапы развития адаптивного спорта в России: лечебная физическая культура с элементами спорта. Развитие и становление физкультурно-оздоровительного и спортивного движения среди инвалидов (создание центров, клубов, секций. Возникновение федераций физической культуры и спорта инвалидов. Организация и проведение соревнований на разных уровнях: местном, региональном, всероссийском, международном. Вступление в международное паралимпийское движение (1996). Развитие и совершенствование организационных, научно-методических, медицинских основ адаптивного спорта
История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха. Создание первых спортивных секций для лиц с депривацией слуха по футболу, лыжному и конькобежному спорту. Участие российских спортсменов в зимних и летних во Всемирных играх глухих (тихие игры). Основные Олимпийские виды для лиц с депривацией слуха. Спортивные достижения паралимпийцев с нарушениями слуха.
История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения. Создание Всероссийского общества слепых (ВОС), организация и пропаганда адаптивного спорта для лиц с депривацией зрения. Участие выдающихся российских спортсменов с поражением зрения в мировом спортивном движении инвалидов. Виды спорта, развивающиеся в спортивной федерации ВОС.
История развития адаптивного спорта среди лиц с нарушением интеллекта. Зарождение движения «Спешиал Олимпикс Интернэшнл». Опыт внедрения адаптивного спорта для лиц с интеллектуальной недостаточностью в России и моровом сообществе.
История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Создание реабилитационных центров. Критерии к определению категории участников для участия в соревнованиях. Понятие «здоровые инвалиды». Становление и развитие спорта для инвалидов, его влияние на физиологические, психические и социальные факторы. Выдающиеся российские спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата в мировом спортивном движении инвалидов.
Спортивно-медицинская классификация в адаптивном спорте.
Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей (9 классов в зависимости от сегмента ампутации). Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с последствиями травм позвоночника и спинного мозга (учитывая неврологическую картину последствия травмы - 6 классов). Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с ДЦП (CP-ICRA) – 8 классов, в зависимости от сохранности двигательной функции. Понятие о мануально-мышечном тестировании. Способы оценки координации и амплитуды движений
Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.
Профессиональные и личностные качества специалистов по адаптивной физической культуре. Группы требований по подготовке специалистов: знать, уметь, демонстрировать (владеть). Межпредметные взаимосвязи. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в работе: теоретическими, практическими, диагностическими, инструкторско-преподавательскими, проектировочными, управленческими и др.
Реализация коммуникативного и гностического компонента в деятельности специалиста по АФК. Важность личностных качеств специалиста по АФК – добросовестности, эмоциональной стабильности, уравновешенность, аккуратность, доброжелательность и др. Мотивационная заинтересованность в профессиональном самоопределении.
- Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 3. «теоретико-методические аспекты методики адаптивной физической культуры»
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Спинальные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел 4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов