Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения. Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения двигательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной физической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений».
Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психической регуляции деятельности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко), понятие «чистого» перцептивного обучения при освоении исполнительской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (СП. Евсеев), средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.
Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап начального, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки действия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом: этап формирования ориентировочной основы двигательного действия; этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; этап формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; этап, перехода к самостоятельному выполнению двигательных действий; этап совершенствования освоенного действия.
Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения
Теория формирования двигательных действий с заданным результатом - методологическая основа методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей лиц с ограниченными возможностями. Основные установочные положения этой методики: обязательность определения эталонной программы положения тела человека (техники) и допустимых отклонений от нее, а также эталонной полной ориентировочной основы действия и обеспечения, занимающихся объективной информации об управляющих движениях в суставах; дополнение традиционной структуры обучения двигательным действиям новыми специальными этапами; необходимость применения физической помощи тренера, императивных тренажеров или технических средств их заменяющих и др.
Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно-перцептивного обучения и других этапов процесса его освоения у инвалидов различных нозологических групп (с сенсорными нарушениями, с поражениями опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в интеллектуальном развитии и др.). Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре. Упражнения избранного вида адаптивного спорта, общей и специальной физической подготовки - основные средства тренировки инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Основные закономерности развития физических способностей
Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями. Характеристика трех основных двигательных режимов в зависимости от фазы восстановления. Этапность развития физических способностей: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей, этап их снижения. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Обратимость показателей развития физических способностей. Эффект переноса физических качеств.
Принципы развития физических способностей – сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей; возрастной адекватности педагогических воздействий; оптимальности, вариативности педагогических воздействий; диагностики уровня развития физических способностей.
Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов. Понятие о силовых способностях. Факторы, влияющие на развитие силовых способностей. Средства для развития силовых способностей: упражнения с преодолением массы собственного тела, упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в изометрическом режиме. Методы развития силовых способностей. Особенности силовой подготовки инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития силовых способностей.
Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о скоростных способностях. Факторы, влияющие на проявление скоростных способностей. Структура скоростных способностей: способность быстро реагировать на внешний сигнал, способность к быстрому выполнению одиночных движений, способность поддерживать максимальный темп движений. Методические основы дифференцированного развития скоростных способностей: быстроты двигательной реакции, реакции на движущийся объект, реакции выбора, быстроты одиночных движений, темпа движений (приемы, средства). Методы развития скоростных способностей. Особенности развития скоростных способностей инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития скоростных способностей.
Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о способности к выносливости. Факторы, влияющие на проявление выносливости. Понятие и общая характеристика (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий) видов выносливости: общая выносливость, специальная выносливость - силовая, скоростная, скоростно-силовая. Виды адаптивного спорта для развития разных видов выносливости. Способы определения уровня развития выносливости у инвалидов разных нозологических групп.
Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о гибкости. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Задачи для направленного развития гибкости. Понятие о пассивной и активной гибкости. Закономерности развития гибкости. Общая и специальная гибкость. Общая характеристика развития гибкости у инвалидов (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий). Этапы формирования гибкости: этап суставной гимнастики, этап специального развития подвижности в суставах, этап поддержания подвижности в суставах. Способы определения уровня развития гибкости и подвижности в суставах у инвалидов разных нозологических групп.
- Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 3. «теоретико-методические аспекты методики адаптивной физической культуры»
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Спинальные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел 4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов