logo
Программа МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»

Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения. Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.

Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения дви­гательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной фи­зической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений».

Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психи­ческой регуляции деятельности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко), понятие «чистого» перцептивного обучения при освоении исполнитель­ской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (СП. Евсеев), средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.

Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап началь­ного, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки дей­ствия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом: этап формирования ориентировочной основы двигательного дей­ствия; этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; этап фор­мирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; этап, перехода к самостоятельному выполнению двигательных дейст­вий; этап совершенствования освоенного действия.

Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения

Теория формирования двигательных действий с заданным результатом - методологическая основа методики обучения двигательным действиям и раз­вития физических качеств и способностей лиц с ограниченными возможностя­ми. Основные установочные положения этой методики: обязательность опре­деления эталонной программы положения тела человека (техники) и допусти­мых отклонений от нее, а также эталонной полной ориентировочной основы действия и обеспечения, занимающихся объективной информации об управ­ляющих движениях в суставах; дополнение традиционной структуры обучения двигательным действиям новыми специальными этапами; необходимость при­менения физической помощи тренера, императивных тренажеров или техниче­ских средств их заменяющих и др.

Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно-перцептивного обучения и других этапов процесса его ос­воения у инвалидов различных нозологических групп (с сенсорными наруше­ниями, с поражениями опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в ин­теллектуальном развитии и др.). Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим уп­ражнениям в адаптивной физической культуре. Упражнения избранного вида адаптивного спорта, общей и специальной физической подготовки - основные средства тренировки инвалидов и лиц с от­клонениями в состоянии здоровья.

Основные закономерности развития физических способностей

Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями. Характеристика трех основных двигательных режимов в зависимости от фазы восстановления. Этапность развития физических способностей: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей, этап их снижения. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Обратимость показателей развития физических способностей. Эффект переноса физических качеств.

Принципы развития физических способностей – сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей; возрастной адекватности педагогических воздействий; оптимальности, вариативности педагогических воздействий; диагностики уровня развития физических способностей.

Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов. Понятие о силовых способностях. Факторы, влияющие на развитие силовых способностей. Средства для развития силовых способностей: упражнения с преодолением массы собственного тела, упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в изометрическом режиме. Методы развития силовых способностей. Особенности силовой подготовки инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития силовых способностей.

Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о скоростных способностях. Факторы, влияющие на проявление скоростных способностей. Структура скоростных способностей: способность быстро реагировать на внешний сигнал, способность к быстрому выполнению одиночных движений, способность поддерживать максимальный темп движений. Методические основы дифференцированного развития скоростных способностей: быстроты двигательной реакции, реакции на движущийся объект, реакции выбора, быстроты одиночных движений, темпа движений (приемы, средства). Методы развития скоростных способностей. Особенности развития скоростных способностей инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития скоростных способностей.

Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о способности к выносливости. Факторы, влияющие на проявление выносливости. Понятие и общая характеристика (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий) видов выносливости: общая выносливость, специальная выносливость - силовая, скоростная, скоростно-силовая. Виды адаптивного спорта для развития разных видов выносливости. Способы определения уровня развития выносливости у инвалидов разных нозологических групп.

Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о гибкости. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Задачи для направленного развития гибкости. Понятие о пассивной и активной гибкости. Закономерности развития гибкости. Общая и специальная гибкость. Общая характеристика развития гибкости у инвалидов (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий). Этапы формирования гибкости: этап суставной гимнастики, этап специального развития подвижности в суставах, этап поддержания подвижности в суставах. Способы определения уровня развития гибкости и подвижности в суставах у инвалидов разных нозологических групп.