logo
Программа МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом

«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Задачи, содержание и особенности организации адаптивного физического воспитания в коррекционных школах VII-VIII вида».

Понятие умственной отсталости. Этиология и патогенез умственной от­сталости. Классификации умственной отсталости. Характеристика личности умственно отсталого ребенка. Особенности познавательной деятельности, па­мяти и внимания при умственной отсталости. Особенности эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей. Особенности двигательного анали­затора при умственной отсталости.

Познавательная деятельность у умственно отсталых. Характеристика об­щих и специфических закономерностей познавательной деятельности при на­рушениях интеллекта. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Развитие внимания при умственной отсталости. Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Соотношение речи и мышления.

Коррекция основных движений: бега, ходьбы, прыжков, метания, мелкой моторики и др.; физических качеств: силовых, скоростных, выносливости, гиб­кости и др.; координационных способностей: согласованности движений, ори­ентировки в пространстве, равновесия, расслабления, быстроты реагирования, ритмичности, дифференцировки усилий, времени и пространства; коррекция и профилактика соматических нарушений: осанки, плоскостопия, телосложения, дыхания и др.; коррекция психических и сенсорных нарушений.

Формы занятий в процессе адаптивного физического воспитания, адап­тивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилита­ции школьников с умственной отсталостью. Характеристики программ по фи­зическому воспитанию (государственных и авторских) для умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Задачи, средства, методы, норматив­ные требования, формы организации физического воспитания.

Особенности и конкретизация задач урока (образовательных, воспита­тельных, оздоровительных, коррекционно-развивающих и др.), средства, мето­ды, методические приемы их решения. Структура, распределение времени, ди­намика нагрузки и способы ее регулирования в уроках разных типов. Соотно­шение учебной и игровой деятельности в разных возрастных группах школьни­ков. Организация урока, материальное обеспечение, способы страховки, взаимопомощи. Методы и приемы активизации познавательной, речевой, комму­никативной деятельности. Средства адаптивной физической культуры: физические упражнения, естественно-средовые силы природы, гигиенические факторы.

Особенности развития и коррекции: основных движений в ходьбе, беге, плавание, метаниях, прыжках, лазании, упражнениях с предметами; координационных способностей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений; физической подготовленности: мышечной силы, скоростно-силовых способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах; физическом развитии: коррекция осанки, свода стопы, массы тела, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; психических и сенсорно-перцептивных способностей: развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей с проблемами интеллекта.