Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов
Механизмы психологической защиты у больных с различной патологией. Определение, классификация психологической защиты.
Болезнь как стресс. Механизмы совладания на примере опросника Э. Хайма. Реакция личности на болезнь, классификация копинг-стратегии. Психологические защиты (ПЗ): история вопроса, определение, классификация. Отличия механизмов психологической защиты от совладающего поведения (копинг-поведения). Механизм психологической защиты и внутренняя картина болезни. Особенности механизмов психологической защиты у больных с нервно-психическими, психосоматическими, соматопсихическими расстройствами. Психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни.
Суицидальное поведение у детей и подростков. Мотивы суицидального поведения. Внутреннее и внешнее суицидальное поведение. «Антисуицидальный барьер».
Экзистенциальное и психологическое значение смерти. Отношение к смерти в разных культурах. Отношение к смерти в зависимости от возраста. Реакция личности на умирание. Психогенные реакции терминальных больных. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания. Мотивы суицидального поведения. Внутреннее суицидальное поведение (пресуицид), этапы: суицидальные мысли, замыслы, намерения. Внешнее суицидальное поведение: суицидальные попытки, завершенный суицид. Понятие «антисуицидального барьера». Суициды с точки зрения психиатрии Суицидальное поведение у детей и подростков.
Понятие о здоровье, предболезни и болезни, признаки, классификация, периоды. Понятие о норме и патологии: определение, признаки.
Понятия «здоровье», «болезнь», «больной». Реакция личности на болезнь. Компоненты личностного реагирования. Болезненно-специфические переживания. Адекватные и неадекватные (психопатологические) формы реагирования на болезнь. Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от остроты, стадии болезни, степени инвалидизации, угрозы жизни. Возрастной фактор в формировании ВКБ. Внутренняя картина болезни у детей. Особенности ВКБ при различной патологии. Влияние социальных факторов на формирование внутренней картины болезни. Классификация типов отношения к болезни.
Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом (РДА). Причины и проявления раннего детского аутизма.
Понятие аутизма. Классификация нарушений при раннем детском аутизме (РДА). Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика РДА. Характеристика детей с отрешенностью от внешней среды, с отвержением внешней среды, с аутическим замещением окружающего мира, с преобладанием сверхтормозимостью. Поведенческие реакции при РДА. Нарушения моторики и речевого развития. Особенности интеллектуального развития ребенка с РДА. Особенности и динамика развития аутизма. Виды помощи людям с РДА. Методы работы с аутичными детьми.
Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
Функции, структура и динамика семьи. Семья как важный фактор психического развития ребенка. Типы воспитания в семье. Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида: состояние хронической тревоги, проблемы продолжения карьеры и самоактуализации личности, социальные, материальные, психотравмирующие проблемы, изоляция от общества. Нарушения жизнедеятельности семьи.
Родительские общественные организации и их деятельность. Родительские клубы, задачи, формы работы, возможные направления деятельности – образовательное направление, психотерапевтическое, социально-тренинговое, правовое, интеграционное. Участие семьи в формировании двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
Понятие о дефекте и его структура. Соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.
Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект. Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (сочетанный) дефект. Игра и ее роль в психическом развитии дошкольника с отклонениями в состоянии здоровья (на примере одной нозологической группы).
Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР.
Классификации задержек психического развития (ЗПР): ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения. Общие признаки детей с ЗПР: низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас знаний, представлений. низкий уровень сформированности игровой, интеллектуальной и учебной деятельности, неравномерность формирования восприятия, внимания, памяти, выраженное отставание в развитии познавательной деятельности, инертность мышления, недостаточность тонкой моторики. Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР.
Направления коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое. Принципы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими ЗПР: индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, развитие сенсомоторных навыков, использование положительной оценочной стимуляции и др.
Роль и значение основных положений теории Л.С. Выготского для адаптивной физической культуры.
Учение Л.С. Выготского об аномальном развитии. Понятие о хроногенности в структуре аномального развития. Компенсация и ее физиологические основы. Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Бисоциальная природа компенсаторного приспособления. Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях. Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий, позволяющий не только преодолевать, сглаживать, выравнивать физические и психические недостатки в развитии, но и активное развитие познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.
Понятия адаптации. Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации. Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации при абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.
Понятие депривации. Ее виды, депривационный синдром.
Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики.
Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка. Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации. Теория привязанности. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.
Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.
Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефекта, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Замедление темпа приема, переработки и хранения информации.
Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Причины проявления потребности в самоактуализации.
Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я-концепции». Связь «Я-концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития. Уровни формирования сознания. Характеристика «Я - реального», «Я - зеркального» и «Я - идеального». Понятия схемы тела. Образы внешнего и физического «Я» ребенка. Аутопластическая или внутренняя картина болезни. Функциональная и онтогенетическая модель внутренней картины болезни. Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от остроты и стадии болезни, в зависимости от затрагиваемых органов и систем, от степени инвалидизации, угрозы жизни. Особенности влияния социальных факторов на формирование внутренней картины болезни.
Анализ понятий «стресс», «психологический стресс», «профессиональный стресс», основные источники дистресса специалиста адаптивной физической культуры. Стресс и его влияние на организм человека, причины стрессорных ситуаций, механизмы формирования адаптационного синдрома, болезненные ситуации, возникающие при стрессе, пути профилактики и способы коррекции стрессорных реакций. Профессиональный стаж. Основные направления профилактики стресса: поддержание оптимальной профессиональной мотивации, формирование благоприятного социально-психологического микроклимата в коллективе.
Основные синдромы наркомании. Особенности подростковой наркомании.
Понятие о наркомании, стадии. Внешние признаки лиц, употребляющих наркотики: соматические, вегетативные. Особенности подростковой наркомании и способы профилактики. Абстинентный синдром. Модели профилактики: медицинская (информирование о негативных последствиях приема наркотических и психоактивных средств на физическое и психическое здоровье), образовательная (информированность о проблемах наркозависимости), психосоциальная (формирование психологических навыков в противостоянии психологическому давлению). Современные представления о развитии хронического алкоголизма, наркоманий и токсикомании. Физическая культура и спорт как средство профилактики наркозависимости.
Определение понятия «социальная защита инвалидов». Основные задачи и содержание социальной защиты инвалидов. Основные формы социальной защиты инвалидов, их характеристика.
Цели и задачи социальной защиты инвалидов; содержание понятий: "социальная защита" и "социальное обеспечение"; организация и направления деятельности системы. Организационные принципы. Структура и обеспечение деятельности системы социальной защиты инвалидов. Законодательная и нормативно-правовая основа социальной защиты. Роль и значение социальной защиты инвалидов в процессе медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Законодательные вопросы физической культуры и спорта инвалидов.
Основные направления реабилитации, их краткая характеристика. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) и ее значение в организации реабилитационной помощи инвалиду.
Определение понятия "реабилитация инвалидов", "абилитация": цели и задачи. Организационно-методические принципы реабилитации; основные направления - виды реабилитации; определение потребности инвалидов в мерах реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов. Основное содержание понятия и значение медицинской реабилитации инвалидов. Организация медицинской реабилитации, учреждения реабилитационного типа; методы восстановительного лечения; порядок и условия предоставления медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, лекарственного обеспечения инвалидов. Организация протезно-ортопедической помощи.
Понятие, цель, задачи, формы, методы социально-реабилитационной работы. Социальное обслуживание инвалидов: организационные формы, методы, виды учреждений. Понятие о социальной интеграции в общество нормально развивающихся сверстников, обеспечение свободной независимости жизнедеятельности. Адаптивная физическая культура и спорт в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Адаптивная физическая культура в системе специальных (коррекционных) школ.
Права и льготы инвалидов в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении и санаторно-курортном лечении.
Пенсионное обеспечение инвалидов, льготы по уплате налогов и сборов, иные денежные выплаты в связи с инвалидностью. Организация рабочих мест для инвалидов. Президентские стипендии спортсменам-инвалидам призерам паралимпийских и сурдлимпийских игр. Бытовые льготы. Транспортное обслуживание, обеспечение инвалидов жильем и прочие льготы
Воспитание и обучение детей-инвалидов: гарантированность получения образования независимо от состояния здоровья гражданина (по медицинским показаниям) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, создание условий для получения образования гражданами с отклонениями в развитии, в том числе и надомного обучения. Социальная поддержка и социальные льготы семьям, воспитывающих детей-инвалидов.
- Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 3. «теоретико-методические аспекты методики адаптивной физической культуры»
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Спинальные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел 4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов