Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.
Этиология и патогенез детского церебрального паралича (ДЦП). Общая характеристика детей с ДЦП. Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. Основные формы ДЦП. Особенности структуры двигательных нарушений. Характеристика речевых расстройств. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.
Коррекция поз, походки, осанки. Формирование опороспособности верхних и нижних конечностей, вертикализации позы, коррекция порочных установок туловища и конечностей, коррекция контрактур. Развитие проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства), обучение расслаблению, преодолению гиперкинезов, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.). Коррекция и развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Развитие жизненно необходимых физических качеств: силы, быстроты, выносливости.
Задачи, содержание и особенности организации проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников специальных коррекционных образовательных учреждений VI типа.
Коррекция и развитие психических процессов - внимания, памяти, речи, представлений, ощущений, эмоционально-волевой сферы, воображения средствами физических упражнений и подвижных игр. Развитие личности ребенка, формирование интересов и положительной мотивации к физическим упражнениям. Социально-бытовая, трудовая и профессиональная подготовка подростков с последствиями ДЦП.
Анализ образовательных программ по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дифференциация и индивидуализация средств, методов, методических приемов обучения двигательным действиям, коррекции двигательных нарушений при различных формах ДЦП. Методы активизации двигательной, познавательной, речевой, коммуникативной деятельности на уроке. Использование межпредметных связей. Практическая реализация принципов обучения и восстановительного лечения. Внеурочные формы повышения двигательной активности детей с ДЦП.
Индивидуальные и малогрупповые формы занятий. Принципы комплектования классов (групп), количественный состав. Задачи урока, подбор средств, методов, методических приемов их решения. Структура и продолжительность урока, распределение времени, динамика психофизической нагрузки и способы ее регулирования. Соотношение учебной и игровой деятельности в зависимости от возраста детей. Организационное и материально-техническое обеспечение урока. Обеспечение безопасности, страховки, помощи, тактильного сопровождения. Методические приемы создания психоэмоционального комфорта занимающихся на уроке.
Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с ДЦП.
Характеристика точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей с последствиями ДЦП. Коррекция координационных нарушений опорно-двигательного аппарата: симметричности движений, статического и динамического равновесия, мелкой моторики кисти и пальцев, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.)
Характеристика традиционных и нетрадиционных средств занятий при ДЦП.
Использование общеразвивающих и корригирующих упражнений в практике работы с детьми с ДЦП. Характеристика используемых дыхательных упражнений, упражнений для коррекции физического развития, формирования функции равновесия, прикладных упражнений с с предметами и без предметов. Использование подвижных игр с элементами спортивных.
Методика лечебного плавания для детей с ДЦП. Направленность педагогических воздействий на обучение основным способам передвижения в воде, развитие физических качеств, на формирование заинтересованности. Организационные вопросы занятий по плаванию. Формирование навыков пространственной ориентировки в водной среде. Специфическое использование методов и методических приемов (практических, наглядных, словесных) в обучении плавательным навыкам, спортивным и прикладным способам плавания с учетом формы ДЦП. Индивидуальный и дифференцированный подход к занимающимся. Особенности проведения подвижных игр в воде и организации свободного плавания. Использование тренажера Гросса при организации занятий по плаванию.
Общая характеристика иппотерапии. Коррекционно-развивающие эффекты иппотерапии. Методика организации и проведения занятий по иппотерапии. Дозировка нагрузки, способы страховки.
Фитбол-гимнастика для детей с ДЦП. Комплексность воздействий фитбол-гимнастики для решения оздоровительных, воспитательных, коррекционных задач. Методические рекомендации при организации фитбол-гимнастики для детей с ДЦП: правильная посадка, осуществление помощи и страховки, последовательность использования упражнений различной координационной сложности, разнообразие исходных положений, дозировка упражнений.
Методы реабилитации (восстановительного лечения) детей с ДЦП.
Задачи лечебной физической культуры, формы занятий. Основные и вспомогательные средства восстановительного лечения (лечебная гимнастика, ортопедические укладки, технические приспособления и тренажерные устройства, массаж, физиотерапия).
Методы коррекции двигательных нарушений: Бобат-терапии, Войта-терапии, иппотерапии, кинезотерапии, эрготерапии, упражнений в воде и лечебного плавания и др. нетрадиционных форм повышения двигательной активности детей с последствиями ДЦП: лечебная хореография, танцы в колясках, упражнения на батуте, на фитболе, плавание в сухом бассейне, использование биологической обратной связи (БОС).
Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП (направленность на обеспечение разгрузки и коррекции патологических поз – воротник Шанца, корсеты, лонгеты, шины, аппараты). Длительность применения ортопедического режима, особенности использования лечебной гимнастики. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.
- Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 3. «теоретико-методические аспекты методики адаптивной физической культуры»
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Спинальные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел 4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов