logo
Программа МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»

Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.

Этиология и патогенез детского церебрального паралича (ДЦП). Общая характеристика детей с ДЦП. Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. Основ­ные формы ДЦП. Особенности структуры двигательных нарушений. Характеристика рече­вых расстройств. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.

Коррекция поз, походки, осанки. Формирование опороспособности верхних и нижних конечностей, вертикализации позы, коррекция пороч­ных установок туловища и конечностей, коррекция контрактур. Развитие проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства), обучение расслаблению, преодолению гиперкинезов, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей. Коррекция, профилактика и развитие сенсор­ных систем (зрительной, слуховой и др.). Коррекция и развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Развитие жизненно необходимых физических ка­честв: силы, быстроты, выносливости.

Задачи, содержание и особенности организации проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников специальных коррекционных образовательных учреждений VI типа.

Коррекция и развитие психических процессов - внимания, памяти, речи, представлений, ощущений, эмоционально-волевой сферы, воображения средст­вами физических упражнений и подвижных игр. Развитие личности ребенка, формирование интересов и положительной мотивации к физическим упражне­ниям. Социально-бытовая, трудовая и профессиональная подготовка подрост­ков с последствиями ДЦП.

Анализ образовательных программ по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дифференциация и индивидуализация средств, методов, методических приемов обучения двигательным действиям, коррекции двигательных нарушений при различных формах ДЦП. Методы ак­тивизации двигательной, познавательной, речевой, коммуникативной деятель­ности на уроке. Использование межпредметных связей. Практическая реализа­ция принципов обучения и восстановительного лечения. Внеурочные формы повышения двигательной активности детей с ДЦП.

Ин­дивидуальные и малогрупповые формы занятий. Принципы комплектования классов (групп), количественный состав. Задачи урока, подбор средств, методов, методических приемов их решения. Структура и продолжительность урока, распределение времени, динамика психофизической нагрузки и способы ее регулирования. Соотношение учебной и игровой деятельности в зависимости от возраста детей. Организационное и материально-техническое обеспечение урока. Обеспечение безопасности, страховки, помощи, тактильного сопровож­дения. Методические приемы создания психоэмоционального комфорта зани­мающихся на уроке.

Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с ДЦП.

Характеристика точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей с последствиями ДЦП. Коррекция координационных нарушений опорно-двигательного аппарата: симметричности движений, статического и динамиче­ского равновесия, мелкой моторики кисти и пальцев, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений. Коррекция, профилактика и развитие сенсор­ных систем (зрительной, слуховой и др.)

Характеристика традиционных и нетрадиционных средств занятий при ДЦП.

Использование общеразвивающих и корригирующих упражнений в практике работы с детьми с ДЦП. Характеристика используемых дыхательных упражнений, упражнений для коррекции физического развития, формирования функции равновесия, прикладных упражнений с с предметами и без предметов. Использование подвижных игр с элементами спортивных.

Методика лечебного плавания для детей с ДЦП. Направленность педагогических воздействий на обучение основным способам передвижения в воде, развитие физических качеств, на формирование заинтересованности. Организационные вопросы занятий по плаванию. Формирование навыков пространст­венной ориентировки в водной среде. Специфическое использование методов и методических приемов (практических, наглядных, словесных) в обуче­нии плавательным навыкам, спортивным и прикладным способам плавания с учетом формы ДЦП. Индивидуальный и дифференцированный подход к занимающимся. Особенности про­ведения подвижных игр в воде и организации свободного плавания. Использование тренажера Гросса при организации занятий по плаванию.

Общая характеристика иппотерапии. Коррекционно-развивающие эффекты иппотерапии. Методика организации и проведения занятий по иппотерапии. Дозировка нагрузки, способы страховки.

Фитбол-гимнастика для детей с ДЦП. Комплексность воздействий фитбол-гимнастики для решения оздоровительных, воспитательных, коррекционных задач. Методические рекомендации при организации фитбол-гимнастики для детей с ДЦП: правильная посадка, осуществление помощи и страховки, последовательность использования упражнений различной координационной сложности, разнообразие исходных положений, дозировка упражнений.

Методы реабилитации (восстановительного лечения) детей с ДЦП.

Задачи лечебной физической культуры, формы занятий. Основные и вспомогательные средства восстановительного лечения (лечебная гимнастика, ортопедические укладки, технические приспособления и тренажерные устрой­ства, массаж, физиотерапия).

Методы коррекции двигательных нарушений: Бобат-терапии, Войта-терапии, иппотерапии, кинезотерапии, эрготерапии, уп­ражнений в воде и лечебного плавания и др. нетрадиционных форм повышения двигательной активности детей с последствиями ДЦП: лечебная хореография, танцы в колясках, упражнения на батуте, на фитболе, плавание в сухом бассей­не, использование биологической обратной связи (БОС).

Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП (направленность на обеспечение разгрузки и коррекции патологических поз – воротник Шанца, корсеты, лонгеты, шины, аппараты). Длительность применения ортопедического режима, особенности использования лечебной гимнастики. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.