logo
Программа МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»

Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампутации конечностей.

Характеристика и отличительные особенности детских культей верхних и нижних конечностей. Возрастные изменения культей. Классификация врож­денных пороков развития верхних конечностей. Морфофункциональная харак­теристика плечевого пояса и культей после ампутации и при врожденных де­фектах верхних конечностей. Классификация врожденных пороков развития нижних конечностей. Современные принципы протезирования детей.

Цели и задачи адаптивной физической культуры в реабилитационном процессе детей, перенесших ампутации или имеющих врожденные пороки раз­вития конечностей. Содержание адаптивной физической культуры в период подготовки к протезированию и освоению протезно-ортопедических изделий.

Классификация физических упражнений, применяемых на различных этапах реабилитационного процесса детей (послеоперационном периоде, в период подготовки к протезированию, период обучения пользованию протезами).

Методические особенности применения физических упражнений в раннем дошкольном и школьном возрасте. Обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями верхних и нижних конеч­ностей детей разного возраста. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени. Характеристика трех этапов освоения пользования протезами. Формирование способности удержания вертикальной позы, смена поз, способности удерживать равновесие и осуществлять ритмичную ходьбу.

Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конечностей.

Плавание и коррекционно-оздоровительная гимнастика в воде. Закономерности обучения плаванию детей с дефектами конечностей. Биомеханические особенности положе­ния тела в воде детей-инвалидов после ампутации нижних конечностей. Условия проведения занятий. Особенности содержания комплексов коррекционно-оздоровительной гимнастики в воде в зависимости от тяжести поражения. Под­вижные игры и игровые упражнения в структуре коррекционно-оздоровительной гимнастики и обучения плаванию. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления.

Врачебно-педагогический контроль при занятиях плаванием. Использование вспо­могательных плавательных средств.

Роль и значение специальной протезной техники для инвалидов, перенесших ампутации нижних или верхних конечностей для занятий спортивной деятельностью.

Отличие специальной протезной техники для занятий физической куль­турой и спортом от обычных конструкций протезов. Конструкции специальных приспособлений для занятий физической культурой и спортом для инвалидов с дефектами верхних конечностей. Средства протезной техники для инвалидов с дефектами нижних конечностей - для бега, плавания, спортивных игр, ходьбы на лыжах, тяжелой атлетики и др. Конструкции энергосберегающих стоп. Ко­ленные полицентрические модули. Конструкции приемных гильз протезов го­лени и бедра. Конструктивные особенности протезов для плавания, для спор­тивных игр и др. Материалы для производства средств протезной техники.

Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам у инвалидов с патологией зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушением умственного развития.

Эффективность занятий АФК и адаптивным спортом. Учет исходного уровня здоровья, функциональных возможностей и способностей, наличия сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Абсолютные противопоказания к занятиям АФК. Особенности допуска к тренировочным занятиям инвалидов с ампутационными дефектами, ДЦП, сенсорными нарушениями.

Роль и значение функциональных методов исследования во врачебном контроле. Методы тестирования физической работоспособности.

Современные функциональные методы исследования, их характеристика и возможности. Роль и значение функциональных методов исследования в практике врачебного контроля. Методы исследования сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, вегетативной нервной систем. Особенно­сти их функционального состояния при поражении опорно-двигательной сис­темы, при поражении позвоночника и спинного мозга, при детских церебраль­ных параличах.

Физическое развитие человека, его признаки и характеристики. Методы исследования физического развития. Антропометрия, её возможности. Типы телосложения, нарушения состояния опорно-двигательной системы. Осмотр, пальпация, перкуссия, измерение длины конечностей и её сегментов, определе­ние объема движений в суставах, силы мышц. Аппаратные методы исследова­ния - рентгенологические, биомеханические, электрофизиологические и др. Оценка физического развития. Метод индексов, метод стандартов, метод кор­реляции.

Оценка мышечного тонуса, двигательной функции, неврологических изменений, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, биомеханические методы у лиц с нарушениями ОДА. Нагрузочные тесты и критерии контроля инвалидов. Способы оценки моторного развития, двигательных нарушений, силы мышц, объема движений. Функциональное состояние, физическая работо­способность инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, последст­виями спинномозговой травмы.

Методы тестирования - велоэргометрия, тредмил. Выбор мощности нагрузок, их продолжительность. Функциональные исследования при велоэргометрии и тредмил-тесте. Показатели физической работоспособности, их изменение при различной патологии опорно-двигательной системы. Методические особен­ности тестирования при различной патологии опорно-двигательной системы.

Технические средства, используемые для оснащения сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.

Тех­нические средства для адаптивного спорта. Использование микропроцессор­ной техники в протезах нижних конечностей для занятий спортивной деятель­ностью. Виды и конструкции кресел-колясок для инвалидов. Ведущие фирмы, выпускающие кресла-коляски. Конструктивные особенности специальных кре­сел-колясок для спортивных игр - для большого тенниса, баскетбола, кресел-колясок для активного отдыха и рекреации, гоночных кресел-колясок, для тан­цев и др.

Спортивные тренажеры для инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Тренажеры для освоения инвалидами тех или иных со­ревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их фи­зических качеств и способностей. Конструкции специальных приспособлений для занятий на тренажерах инвалидов с дефектами верхних конечностей. Мето­дические особенности тренировки инвалидов с поражением опорно-двигательной системы на тренажерах. Тренажеры и тренажерные устройства для детей-инвалидов. Специальные подъемники для оснащения бассейнов. Вспомогательные плавательные средства для инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Спортивный инвентарь и оборудование для инвалидов с поражением органа зрения, опорно-двигательной системы.

Основные направления проектирования, строительства и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов. Примеры физкультурно-спортивных сооружений: лечебно-реабилитационные, спортивные (для организации подготовки к соревнованиям и участию в них), смешанные (для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий), досуговые и физкультурно-оздоровительные. Требования к спортивным сооружениям для инвалидов. Функциональные возможности и целесообразность спортивных сооружений.