logo
Программа МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I-II вида.

Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха. Классифи­кация стойких нарушений слуха. Понятия "глухота" и "тугоухость". Причины нарушений слуха. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов. Со­путствующие заболевания, вторичные нарушения. Сочетанные нарушения. Ранняя диагностика слуха. Состояние сохранных функций. Механизмы ком­пенсации слуховой депривации.

Влияние нарушений слуха на психику ребенка, общение с людьми и ок­ружающим предметным миром. Замедленность и снижение восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, познавательной деятельности. Особенности рече­вой функции при врожденной глухоте, получении дефекта до трех лет и после трех лет жизни. Функциональная взаимосвязь слуха, речи и движения. Отста­вания физического развития и двигательной сферы глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста; замедленность овладения двигатель­ными умениями и навыками по сравнению со слышащими сверстниками. На­рушения в развитии физических качеств и координационных способностей.

Комплектование классов (групп). Характеристика программ по физиче­ской культуре для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слу­ха. Задачи, средства, методы, методические приемы обучения программным видам физических упражнений. Особенности восприятия учебного материала. Структура и особенности обучения глухих и слабослышащих детей двигатель­ным действиям, приемы формирования знаний. Вербальные и наглядные мето­ды обучения. Активизация познавательной и речевой деятельности. Использо­вание межпредметных связей.

Конкретизация задач (образовательных, воспитательных, оздоровитель­ных, коррекционно-развивающих), структура и содержание урока, подбор адек­ватных средств, методов, методических приемов, динамика психофизической нагрузки, распределения во времени, и способы ее регулирования. Методы по­знавательной, речевой, коммуникативной деятельности. Подбор подвижных игр, эстафет, игровых композиций коррекционной направленности. Соотноше­ние учебной и игровой деятельности на уроке в зависимости от возраста. Орга­низация урока, материальное обеспечение, нестандартное оборудование, обес­печение страховки, взаимопомощи, безопасности. Педагогические наблюдения за проведением уроков глухих и слабослы­шащих детей разных возрастных групп. Ознакомление с медицинскими карта­ми, документами планирования.

Основные направления адаптивного физического воспитания детей с де­привацией слуха».

Классификация нарушений слуха. Причины стойких нарушений слуха у детей. Различия в развитии слышащего и глухого ребенка, начиная с младенче­ства. Специфические средства общения глухих. Сопутствующие заболевания при глухоте и тугоухости.

Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. Возмож­ности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слу­ха. Специфика использования вербальных и невербальных методов.

Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слуховой депривацией.

Особенности развития физических качеств и способностей у детей со слуховой депривацией: силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха. Развитие основных физических качеств: силовых, скоро­стных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, массы тела. Повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Особенности развития и коррекция координационных способностей с депривацией слуха.

Развитие координационных способностей: согласованности движений звеньев тела при выполнении гимнастических упражнений, ходьбы, бега, прыжков, метаний и др., развитие устойчивости к вестибулярным раздражите­лям, коррекция статического и динамического равновесия, ориентировки в про­странстве, реагирующей способности, точности и ритма движений, мелкой мо­торики, расслабления. Точность или дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у глухих и слабослышащих дошкольников и школьников.

Коррекция, компенсация и развитие внимания (концентрации, распределения), двигательной и зрительной памяти, наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве (схема тела, направления, амплитуда, траектория, маршрут движения), зрительных, кинестетических, вибрационных, кожных, тактильных ощущений.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III-IV вида.

Понятие "ребенок с нарушением зрения", "незрячий", "слабовидящий", "с сочетанной патологией". Характеристика функций зрительного анализатора. Основные зрительные дисфункции у детей школьного возраста. Комплектова­ние групп. Задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные, профи­лактические) и формы специального образования в школах III-IV видов. Струк­тура и содержание адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. Роль и место адаптивной физической культуры в образовании незрячих и слабовидящих школьников (всестороннее развитие школьника, освоение письма и чтения по системе Брайля, формирование навыков пространственной ориентировки и пр.).

Особенности развития психических процессов у детей с нарушением зре­ния. Характеристика внимания, памяти, мышления, восприятия, пространст­венной ориентировки. Особенности познавательной и коммуникативной дея­тельности детей с депривацией зрения.

Характеристика физического развития детей. Сопутствующие заболева­ния и вторичные отклонения в физическом развитии незрячих и слабовидящих детей. Типичные нарушения двигательной сферы. Причины и факторы, обу­словливающие возникновение вторичных отклонений у незрячих, слабовидя­щих и детей с нарушением интеллекта. Уровень физического развития и физи­ческой подготовленности незрячих и слабовидящих детей. Адаптационные, за­щитные и компенсаторные механизмы.

Структура и содержание урока. Учет основного и сопутствующих заболе­ваний, вторичных отклонений в состоянии здоровья детей. Учет возрастных и психических особенностей развития детей с нарушениями зрения. Охрана и развитие остаточного зрения, и использование сохранных анализаторов. Учет особенностей зрительного восприятия учебного материала в зависимости от характера и степени поражения зрительных функций. Индивидуальный и диф­ференцированный подход к обучению двигательным действиям и физической нагрузке. Облегченный режим зрительной нагрузки, способы ее регулирования за счет зрительных тренингов. Построение урока в зависимости от типа урока (обучающий, развиваю­щий, коррекционный, рекреативный или спортивной направленности), его за­дач.

Особенности обучения незрячих и слабовидящих разделам учебной про­граммы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание и пр. Особенности организации и проведения учебно-воспитательной работы. Межпредметные связи. Планирование учебной работы: годовое, четвертное, тематическое и др. документация. Тестирование как спо­соб индивидуального сопровождения и педагогического контроля за динамикой развития (физического, психического, интеллектуального) личности ребенка с депривацией зрения. Формы тестирования уровня физической подготовленно­сти. Профилактика травматизма в процессе адаптивного физического воспита­ния.

Общая характеристика и основные направления адаптивного физического воспитания детей с де­привацией зрения.

Основные направления адаптивного физического воспитания детей с де­привацией зрения: развитие, обучение, воспитание, коррекция, профилактика. Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического вос­питания детей с нарушением зрения. Коррекция основных движений (ходьба, бег, лазанье, перелезание и пр.), физических качеств, координационных спо­собностей, точности и согласованности движений. Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Особенности использования со­хранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния, вибра­ции, температурной чувствительности и пр.

Методы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям: методы слова, наглядности, практических упражнений, дистанционного управ­ления. Контактный метод показа: пассивный и активный. Методические прие­мы: стимулирование двигательной активности, использование ТСО, звуковых и осязательных ориентиров, специального спортивного инвентаря и пр. Нагляд­ные пособия, традиционный и нетрадиционный спортивный инвентарь. Требо­вания к наглядным пособиям: доступность, объемность, контрастность, яр­кость. Использование цветовых гамм: зеленый, желтый, оранжевый, красный; освещение, режим зрительной нагрузки. Особенности общения и регулирова­ния психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.

Способы регулирования физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания (уроки физкультуры, коррекционные и рекреативные занятия, спортивные тренировки, самостоятельные занятия). Показания и про­тивопоказания к физическим нагрузкам. Регулирование психофизической на­грузки. Этапы освоения движений незрячими школьниками

Особенности развития и коррекции двигательных способностей у детей со зрительной депривацией.

Сущность понятия "пространственная ориентировка". Виды пространственной ориен­тировки: ориентировка в предметно-познавательном пространстве (ориенти­ровка в малом пространстве); ориентировка в рабочем пространстве; ориентировка в большом пространстве.

Особенности развития и коррекции точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей со зрительной депривацией. Роль сохранных анализаторов в ориентировке незрячих детей и особенности их использования. Взаимодействие сохранных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, двига­тельного).

Основные виды восприятия детей с депривацией зрения: у незрячих и детей с остаточным зрением осязательно-двигательное и слуховое восприятие, у слабовидящих - зрительно-слуховое. Особенности зрительного восприятия окружающего пространства детьми с остаточным зрением.

Ознакомление со способами выявления свойств пред­метов: прочность, плотность, мягкость, термичность, полость, звуковые харак­теристики изучаемых предметов, определение предмета по запаху и пр. Спосо­бы защиты от опасности при передвижениях. Способы переноса сформирован­ных навыков пространственной ориентировки в повседневную жизнь ребенка. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения.