Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I-II вида.
Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха. Классификация стойких нарушений слуха. Понятия "глухота" и "тугоухость". Причины нарушений слуха. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов. Сопутствующие заболевания, вторичные нарушения. Сочетанные нарушения. Ранняя диагностика слуха. Состояние сохранных функций. Механизмы компенсации слуховой депривации.
Влияние нарушений слуха на психику ребенка, общение с людьми и окружающим предметным миром. Замедленность и снижение восприятия, мышления, памяти, воображения, познавательной деятельности. Особенности речевой функции при врожденной глухоте, получении дефекта до трех лет и после трех лет жизни. Функциональная взаимосвязь слуха, речи и движения. Отставания физического развития и двигательной сферы глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста; замедленность овладения двигательными умениями и навыками по сравнению со слышащими сверстниками. Нарушения в развитии физических качеств и координационных способностей.
Комплектование классов (групп). Характеристика программ по физической культуре для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха. Задачи, средства, методы, методические приемы обучения программным видам физических упражнений. Особенности восприятия учебного материала. Структура и особенности обучения глухих и слабослышащих детей двигательным действиям, приемы формирования знаний. Вербальные и наглядные методы обучения. Активизация познавательной и речевой деятельности. Использование межпредметных связей.
Конкретизация задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционно-развивающих), структура и содержание урока, подбор адекватных средств, методов, методических приемов, динамика психофизической нагрузки, распределения во времени, и способы ее регулирования. Методы познавательной, речевой, коммуникативной деятельности. Подбор подвижных игр, эстафет, игровых композиций коррекционной направленности. Соотношение учебной и игровой деятельности на уроке в зависимости от возраста. Организация урока, материальное обеспечение, нестандартное оборудование, обеспечение страховки, взаимопомощи, безопасности. Педагогические наблюдения за проведением уроков глухих и слабослышащих детей разных возрастных групп. Ознакомление с медицинскими картами, документами планирования.
Основные направления адаптивного физического воспитания детей с депривацией слуха».
Классификация нарушений слуха. Причины стойких нарушений слуха у детей. Различия в развитии слышащего и глухого ребенка, начиная с младенчества. Специфические средства общения глухих. Сопутствующие заболевания при глухоте и тугоухости.
Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слуха. Специфика использования вербальных и невербальных методов.
Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слуховой депривацией.
Особенности развития физических качеств и способностей у детей со слуховой депривацией: силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха. Развитие основных физических качеств: силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, массы тела. Повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Особенности развития и коррекция координационных способностей с депривацией слуха.
Развитие координационных способностей: согласованности движений звеньев тела при выполнении гимнастических упражнений, ходьбы, бега, прыжков, метаний и др., развитие устойчивости к вестибулярным раздражителям, коррекция статического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве, реагирующей способности, точности и ритма движений, мелкой моторики, расслабления. Точность или дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у глухих и слабослышащих дошкольников и школьников.
Коррекция, компенсация и развитие внимания (концентрации, распределения), двигательной и зрительной памяти, наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве (схема тела, направления, амплитуда, траектория, маршрут движения), зрительных, кинестетических, вибрационных, кожных, тактильных ощущений.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III-IV вида.
Понятие "ребенок с нарушением зрения", "незрячий", "слабовидящий", "с сочетанной патологией". Характеристика функций зрительного анализатора. Основные зрительные дисфункции у детей школьного возраста. Комплектование групп. Задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные, профилактические) и формы специального образования в школах III-IV видов. Структура и содержание адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. Роль и место адаптивной физической культуры в образовании незрячих и слабовидящих школьников (всестороннее развитие школьника, освоение письма и чтения по системе Брайля, формирование навыков пространственной ориентировки и пр.).
Особенности развития психических процессов у детей с нарушением зрения. Характеристика внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентировки. Особенности познавательной и коммуникативной деятельности детей с депривацией зрения.
Характеристика физического развития детей. Сопутствующие заболевания и вторичные отклонения в физическом развитии незрячих и слабовидящих детей. Типичные нарушения двигательной сферы. Причины и факторы, обусловливающие возникновение вторичных отклонений у незрячих, слабовидящих и детей с нарушением интеллекта. Уровень физического развития и физической подготовленности незрячих и слабовидящих детей. Адаптационные, защитные и компенсаторные механизмы.
Структура и содержание урока. Учет основного и сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений в состоянии здоровья детей. Учет возрастных и психических особенностей развития детей с нарушениями зрения. Охрана и развитие остаточного зрения, и использование сохранных анализаторов. Учет особенностей зрительного восприятия учебного материала в зависимости от характера и степени поражения зрительных функций. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению двигательным действиям и физической нагрузке. Облегченный режим зрительной нагрузки, способы ее регулирования за счет зрительных тренингов. Построение урока в зависимости от типа урока (обучающий, развивающий, коррекционный, рекреативный или спортивной направленности), его задач.
Особенности обучения незрячих и слабовидящих разделам учебной программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание и пр. Особенности организации и проведения учебно-воспитательной работы. Межпредметные связи. Планирование учебной работы: годовое, четвертное, тематическое и др. документация. Тестирование как способ индивидуального сопровождения и педагогического контроля за динамикой развития (физического, психического, интеллектуального) личности ребенка с депривацией зрения. Формы тестирования уровня физической подготовленности. Профилактика травматизма в процессе адаптивного физического воспитания.
Общая характеристика и основные направления адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения.
Основные направления адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения: развитие, обучение, воспитание, коррекция, профилактика. Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. Коррекция основных движений (ходьба, бег, лазанье, перелезание и пр.), физических качеств, координационных способностей, точности и согласованности движений. Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Особенности использования сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния, вибрации, температурной чувствительности и пр.
Методы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям: методы слова, наглядности, практических упражнений, дистанционного управления. Контактный метод показа: пассивный и активный. Методические приемы: стимулирование двигательной активности, использование ТСО, звуковых и осязательных ориентиров, специального спортивного инвентаря и пр. Наглядные пособия, традиционный и нетрадиционный спортивный инвентарь. Требования к наглядным пособиям: доступность, объемность, контрастность, яркость. Использование цветовых гамм: зеленый, желтый, оранжевый, красный; освещение, режим зрительной нагрузки. Особенности общения и регулирования психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.
Способы регулирования физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания (уроки физкультуры, коррекционные и рекреативные занятия, спортивные тренировки, самостоятельные занятия). Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. Регулирование психофизической нагрузки. Этапы освоения движений незрячими школьниками
Особенности развития и коррекции двигательных способностей у детей со зрительной депривацией.
Сущность понятия "пространственная ориентировка". Виды пространственной ориентировки: ориентировка в предметно-познавательном пространстве (ориентировка в малом пространстве); ориентировка в рабочем пространстве; ориентировка в большом пространстве.
Особенности развития и коррекции точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей со зрительной депривацией. Роль сохранных анализаторов в ориентировке незрячих детей и особенности их использования. Взаимодействие сохранных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, двигательного).
Основные виды восприятия детей с депривацией зрения: у незрячих и детей с остаточным зрением осязательно-двигательное и слуховое восприятие, у слабовидящих - зрительно-слуховое. Особенности зрительного восприятия окружающего пространства детьми с остаточным зрением.
Ознакомление со способами выявления свойств предметов: прочность, плотность, мягкость, термичность, полость, звуковые характеристики изучаемых предметов, определение предмета по запаху и пр. Способы защиты от опасности при передвижениях. Способы переноса сформированных навыков пространственной ориентировки в повседневную жизнь ребенка. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения.
- Раздел 1. «теоретико-организационные вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 2. «теоретико-методологические вопросы адаптивной физической культуры»
- Раздел 3. «теоретико-методические аспекты методики адаптивной физической культуры»
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей, имеющих сенсорные нарушения
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции детей с нарушенным интеллектом
- Характеристика и основные направления развития, обучения, воспитания и коррекции дете, с поражением опорно-двигательного аппарата Раздел «Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Спинальные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел «Врожденные аномалии и ампутационные нарушения опорно-двигательного аппарата»
- Раздел 4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- Раздел 5. Вопросы специальной психологии социально-правовой компетенции специалистов