logo
Вся гинекологияhhh

Гомель 2002

ТЕМА № 1: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕНЩИНЫ. ПРОПЕДЕВТИКА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Авторы: к. м. н., доцент Введенский Д. В., к. м. н., Лакудас Е. Л.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Гинекология (от gyne – женщина, logos – учение, наука) – область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности женской половой системы, ее болезни и разрабатывающая методы профилактики и диагностики, терапии и восстановительного лечения. Для распознавания гинекологических заболеваний важнейшее значение имеют данные о менструальной, детородной функциях. Гинекологические заболевания могут быть как причиной нарушений репродуктивной функции, так и следствием их. Кроме общепринятых методов (общий осмотр, бимануальное влагалищное, а в некоторых случаях ректоабдоминальное исследование, осмотр при помощи влагалищных зеркал), для распознавания гинекологических заболеваний широко используются эндоскопические, цитологические, гистологические и рентгенографические методы исследования, а также эхоскопия органов малого таза, определение гормонов в крови и их метаболитов в моче, проведение гормональных проб, медико-генетическое консультирование.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научить студентов методам обследования гинекологических больных в зависимости от характера заболевания, с учетом анатомо-физиологических особенностей женского организма.

ЗАДАЧИ: Студент должен знать: анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы женщины с учетом возраста, основные методы обследования в гинекологии.

Студент должен уметь: собирать общий и гинекологический анамнез; проводить общее и специальное обследование гинекологических больных; проводить дополнительные методы обследования (цитология, тесты функциональной диагностики, кольпоскопия); интерпретировать результаты тестов функциональной диагностики, гормональных проб, кольпоскопическую, гистологическую и цитологическую картины влагалища, внутримышечные и внутривенные инъекции; оформлять историю болезни.

Перечень практических навыков:

  1. сбор анамнеза;

  2. обследование с помощью зеркал;

  3. бимануальное, ректальное и ректовагинальное исследования;

  4. взятие материала из уретры, цервикального канала, влагалища для бактериологического и цитологического исследований;

  5. оформление медицинской документации;

  6. проведение тестов функциональной диагностики;

  7. выполнение влагалищных спринцеваний, ванночек;

  8. внутримышечные, внутривенные исследования;

  9. проведение санобработки больных в гинекологическом приемном покое.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Анатомо-физиологические особенности половых органов женщины в различные возрастные периоды.

  2. Нейрогуморальная регуляция менструальной функции

а) надталамический уровень: кора головного мозга и система нейротрансмиттеров.

б) гипоталамус: релизинг-гормоны

в) аденогипофиз: тропные гормоны и механизм их действия

г) яичники: фолликулогенез, овуляция, метаболизм стероидных гормонов

д) матка: циклические изменения в эндометрии

е) система обратных связей

ж) роль других желез внутренней секреции: кора надпочечников, щитовидная, шишковидная, вилочковая железы

  1. Клинические методы исследования

а) анамнез, общая симптоматология

б) наружное, двуручное влагалищное и прямокишечное исследования, осмотр с помощью влагалищных зеркал

  1. Методы исследования функции яичников:

а) тесты функциональной диагностики

б) гормональные пробы

в) определение уровня гормонов

  1. Инструментальные (морфологические, рентгенологические, эндоскопические) методы исследования.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: