Рефлекторная дуга (простая и сложная)
Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы, называется рефлексом. Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до рабочего органа, называется рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга представляет собой цепь нервных клеток. Рефлекторные дуги бывают: простые (трехчленные и двучленные) и сложные (проводящие пути спинного и головного мозга). В простой рефлекторной дуге различают три звена:
1 звено – рецептор осуществляет восприятие раздражения и по чувствительному нейрону импульс поступает в спинной мозг, к его чувствительным ядрам.
2 звено – вставочный нейрон, который осуществляет трансформацию нервного импульса.
3 звено – двигательный нейрон осуществляет передачу нервного импульса к рабочему органу.
Любое раздражение (механическое, световое, химическое, звуковое, температурное), воспринимаемое рецептором, кодируется (преобразуется) в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях во внешней среде и внутри организма. В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается, вырабатывается ответ, который передается на двигательные нейроны, последние посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию.
-
Содержание
- Университет
- Содержание
- Введение.
- «Предмет и задачи анатомии. Клетка, ткани, органы, системы органов и организм в целом» План изучения темы:
- Клетка.
- Целостность организма.
- Основные принципы строения тела человека:
- «Основные этапы индивидуального развития человеческого организма – онтогенеза» План изучения темы:
- План изучения темы:
- Общие данные о строении костей.
- Функции скелета:
- Скелет туловища
- Скелет верхней конечности.
- Скелет нижней конечности
- «Анатомия связочно-суставного аппарата» План изучения темы:
- 1. Общие данные о соединении костей.
- 1.1. Непрерывные соединения – синартрозы.
- 2. Классификация суставов.
- 3. Соединение костей туловища.
- «Анатомия черепа» План изучения темы:
- Кости мозгового черепа.
- Кости лицевого черепа.
- Соединения костей черепа.
- Череп в целом.
- Возрастные особенности черепа:
- Половые отличия черепа.
- «Анатомия мышечной системы» План изучения темы:
- Общие данные о строении мышц.
- Закономерности распределения мышц.
- Классификация мышц.
- Мышцы плечевого пояса
- Мышцы бедра.
- Мышцы голени.
- Мышцы стопы.
- Строение глотки. Лимфоэпителиальное кольцо. Пищевод.
- Строение желудка.
- Тонкая и толстая кишка, особенности строения.
- Строение печени. Желчный пузырь.
- Поджелудочная железа.
- Общие данные о брюшине.
- Гортань.
- Трахея и бронхи.
- Легкое. Плевра.
- Понятие о средостении.
- Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
- Половые органы разделяются на мужские и женские. Основной частью их являются половые железы, которые вырабатывают половые клетки и гормоны. Половые органы отвечают за размножение.
- Женская половая система.
- Промежность.
- «Анатомия сердца» План изучения темы:
- Внешнее строение сердца.
- Камеры сердца, клапаны.
- Строение стенки сердца.
- Проводящая система сердца.
- Кровоснабжение сердца.
- Перикард. Топография сердца.
- Большой и малый круги кровообращения.
- «Анатомия артериальной и венозной систем» План изучения темы:
- Артерии головы и шеи.
- Артерии стенок и органов грудной полости, брюшной полости, таза.
- Артерии верхней конечности.
- Артерии нижней конечности.
- Система верхней полой вены.
- Система нижней полой вены.
- Система воротной вены.
- Особенности кровообращения плода
- «Анатомия лимфатической и иммунной систем» План изучения темы:
- Основные принципы строения лимфатической системы человека.
- Составные части лимфатической системы.
- Основные лимфатические коллекторы.
- Органы лимфатической системы.
- Органы иммунной системы
- «Анатомия нервной системы. Спинной мозг» План изучения темы:
- 1. Нейронная теория строения нервной системы.
- Классификация нейронов:
- По числу отростков:
- По функции:
- Классификация нервной системы.
- Рефлекторная дуга (простая и сложная)
- Спинной мозг.
- «Анатомия головного мозга» План изучения темы:
- Продолговатый мозг
- Задний мозг.
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Конечный мозг
- Желудочки головного мозга.
- Оболочки головного мозга.
- Проводящие пути спинного и головного мозга.
- «Анатомия периферической нервной системы» План изучения темы:
- Формирование периферических нервов. Понятие о нервном стволе и нервном сплетении.
- Спинномозговые нервы.
- Сплетения.
- Черепные нервы.
- План изучения темы:
- Функции, значение вегетативной нервной системы.
- Общая характеристика вегетативной нервной системы.
- Симпатический отдел, центры, узлы и сплетения.
- Парасимпатический отдел, центры, узлы и сплетения.
- Высшие вегетативные центры.
- «Анатомия органов чувств». План изучения темы:
- 1. Орган зрения
- 2. Орган слуха.
- 2. Классификация эндокринных желез:
- Характеристика отдельных групп желез: гипофиз.
- Гормоны передней доли гипофиза.
- Гормоны промежуточной части гипофиза.
- Гормоны задней доли гипофиза.
- Паращитовидные железы.
- Вилочковая железа, тимус.
- Поджелудочная железа.
- Надпочечник.
- Строение кожи.
- Производные кожи.
- Литература: