«Предмет и задачи анатомии. Клетка, ткани, органы, системы органов и организм в целом» План изучения темы:
-
Предмет анатомии.
-
Методы изучения анатомии
-
Виды анатомии
-
Клетка.
-
Ткани
-
Орган
-
Системы органов
-
Организм в целом.
Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.
Методы изучения анатомии:
-
Препарирование трупа (послойное рассечение тканей с целью их изучения и выделение из окружающих тканей мышц, сосудов, нервов и т. д.).
-
Метод антропометрии (изучение роста, взаимоотношения частей, массы тела, конституции, расы, индивидуальных особенностей строения человека).
-
Макро-микроскопические методы (изучение тканей и клеток под лупой и микроскопом).
-
Метод инъекции (введение окрашенной массы в трубчатые системы органов).
-
Метод коррозии (изготовление коррозионных препаратов).
-
Метод рентгеноскопии и рентгенографии (прижизненное изучение костей, легких, кишечника и т. д.).
-
Метод эндоскопических исследований.
-
Метод ультразвукового сканирования (УЗИ).
-
Экспериментальный метод (в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия).
Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).
Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.
Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.
Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.
Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.
Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.
Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.
Выделяют несколько уровней изучения организма:
-
Молекулярный.
-
Клеточный.
-
Тканевый.
-
Органный.
-
Системный.
-
Организменный.
- Университет
- Содержание
- Введение.
- «Предмет и задачи анатомии. Клетка, ткани, органы, системы органов и организм в целом» План изучения темы:
- Клетка.
- Целостность организма.
- Основные принципы строения тела человека:
- «Основные этапы индивидуального развития человеческого организма – онтогенеза» План изучения темы:
- План изучения темы:
- Общие данные о строении костей.
- Функции скелета:
- Скелет туловища
- Скелет верхней конечности.
- Скелет нижней конечности
- «Анатомия связочно-суставного аппарата» План изучения темы:
- 1. Общие данные о соединении костей.
- 1.1. Непрерывные соединения – синартрозы.
- 2. Классификация суставов.
- 3. Соединение костей туловища.
- «Анатомия черепа» План изучения темы:
- Кости мозгового черепа.
- Кости лицевого черепа.
- Соединения костей черепа.
- Череп в целом.
- Возрастные особенности черепа:
- Половые отличия черепа.
- «Анатомия мышечной системы» План изучения темы:
- Общие данные о строении мышц.
- Закономерности распределения мышц.
- Классификация мышц.
- Мышцы плечевого пояса
- Мышцы бедра.
- Мышцы голени.
- Мышцы стопы.
- Строение глотки. Лимфоэпителиальное кольцо. Пищевод.
- Строение желудка.
- Тонкая и толстая кишка, особенности строения.
- Строение печени. Желчный пузырь.
- Поджелудочная железа.
- Общие данные о брюшине.
- Гортань.
- Трахея и бронхи.
- Легкое. Плевра.
- Понятие о средостении.
- Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
- Половые органы разделяются на мужские и женские. Основной частью их являются половые железы, которые вырабатывают половые клетки и гормоны. Половые органы отвечают за размножение.
- Женская половая система.
- Промежность.
- «Анатомия сердца» План изучения темы:
- Внешнее строение сердца.
- Камеры сердца, клапаны.
- Строение стенки сердца.
- Проводящая система сердца.
- Кровоснабжение сердца.
- Перикард. Топография сердца.
- Большой и малый круги кровообращения.
- «Анатомия артериальной и венозной систем» План изучения темы:
- Артерии головы и шеи.
- Артерии стенок и органов грудной полости, брюшной полости, таза.
- Артерии верхней конечности.
- Артерии нижней конечности.
- Система верхней полой вены.
- Система нижней полой вены.
- Система воротной вены.
- Особенности кровообращения плода
- «Анатомия лимфатической и иммунной систем» План изучения темы:
- Основные принципы строения лимфатической системы человека.
- Составные части лимфатической системы.
- Основные лимфатические коллекторы.
- Органы лимфатической системы.
- Органы иммунной системы
- «Анатомия нервной системы. Спинной мозг» План изучения темы:
- 1. Нейронная теория строения нервной системы.
- Классификация нейронов:
- По числу отростков:
- По функции:
- Классификация нервной системы.
- Рефлекторная дуга (простая и сложная)
- Спинной мозг.
- «Анатомия головного мозга» План изучения темы:
- Продолговатый мозг
- Задний мозг.
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Конечный мозг
- Желудочки головного мозга.
- Оболочки головного мозга.
- Проводящие пути спинного и головного мозга.
- «Анатомия периферической нервной системы» План изучения темы:
- Формирование периферических нервов. Понятие о нервном стволе и нервном сплетении.
- Спинномозговые нервы.
- Сплетения.
- Черепные нервы.
- План изучения темы:
- Функции, значение вегетативной нервной системы.
- Общая характеристика вегетативной нервной системы.
- Симпатический отдел, центры, узлы и сплетения.
- Парасимпатический отдел, центры, узлы и сплетения.
- Высшие вегетативные центры.
- «Анатомия органов чувств». План изучения темы:
- 1. Орган зрения
- 2. Орган слуха.
- 2. Классификация эндокринных желез:
- Характеристика отдельных групп желез: гипофиз.
- Гормоны передней доли гипофиза.
- Гормоны промежуточной части гипофиза.
- Гормоны задней доли гипофиза.
- Паращитовидные железы.
- Вилочковая железа, тимус.
- Поджелудочная железа.
- Надпочечник.
- Строение кожи.
- Производные кожи.
- Литература: