logo
учебник_2005 здоровье здравоохраненье

Реформа первичной медико-социальной помощи

Реформу здравоохранения необходимо начинать с создания системы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). В основу организации ПМСП должны лечь принципы, признающие здоровье материальной ценностью, товаром, который имеет стоимость, а систему здравоохранения – ресурсосберегающей производительной силой общества. Приоритет ПМСП в развитии системы охраны здоровья населения оправдан, поскольку именно она должна обеспечить: – гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи;

– доступность медицинских и социальных услуг для всех слоев населения;

– комплексность обслуживания (примерно 80% проблем, возникающих у населения, должны решаться в этом звене отрасли);

– согласованность с другими службами здравоохранения (стать системообразующим фундаментом для специализированных служб);

– непрерывность наблюдения (ведения) пациентов в различных лечебно-профилактических учреждениях;

– информированность пациентов о состоянии их здоровья, методах и ожидаемых результатах лечения.

Приоритетное развитие ПМСП требует ориентации деятельности медицинских учреждений не только на оказание медицинской (профилактической, лечебной, реабилитационной) помощи, но и на оказание социальной и психологической помощи населению.

Основой для реализации прав пациентов, отдельных контингентов и общества в целом на здоровье станет служба ПМСП, а врач ПМСП – ее ключевой фигурой. Работники ПМСП – это врачи общей практики (ВОП), семейные врачи, медицинские сестры общей практики, семейные медицинские сестры, семейные фельдшера, психологи, социальные работники. Осуществление ПМСП по принципу врача общей практики (семейного врача) позволит начать новый этап в решении вопросов охраны здоровья, улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения.

Внедрение общеврачебной практики в здравоохранение должно изменить сложившиеся взаимоотношения "врач – пациент". Врачи-специалисты поликлиник перестанут принимать обращающихся самостоятельно к ним пациентов, врачи общей практики (семейные врачи) на договорной основе будут приглашать специалистов для консультаций больных, совместно с ними назначать лечение, наблюдать их. Имеющиеся мощности поликлиник целесообразно использовать для массовых медицинских осмотров и скрининговых обследований населения.

Компьютерное информационное обеспечение учреждений ПМСП позволит повысить эффективность их работы. Наряду с использованием имеющихся амбулаторно-поликлинических учреждений целесообразно создание городских врачебных амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту жительства пациентов; учреждений медико-социального профиля – центров амбулаторной хирургии, центров укрепления психического здоровья, домов сестринского ухода, геронтологических центров, центров здоровья, хосписов и др.

ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы врачей общей практики и сотрудничества с другими врачами-специалистами. Для этого необходимо определение ее потребности в различных категориях персонала. Так, за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и среднего медперсонала в системе ПМСП составляет 1:8 или 1:11 (у нас – 1:2,6). В перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, на которых, в частности, будут возложены функции контроля и координации работы общественных и добровольных организаций, оказывающих медико-социальную помощь различным категориям населения (пожилые, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери и др.).

Для успешного реформирования системы первичной медико-социальной помощи необходимо решение следующих задач.

1. Реорганизация системы оказания медицинской помощи населению: формирование организационной структуры ПМСП на принципах врача общей практики (семейного врача) в рамках имеющейся амбулаторно-поликлинической сети:

– реорганизация скорой медицинской помощи;

– реорганизация службы интенсивной медицинской помощи и реанимации;

– формирование этапной стационарной помощи при сокращении ее объемов;

– совершенствование реабилитационной помощи;

– внедрение системы оценки и обеспечения качества медицинской помощи;

– создание мониторинга за внедрением обязательного медицинского страхования в стране;

– совершенствование и упрощение системы ОМС, обеспечение необходимого уровня финансирования.

2. Разработка и совершенствование законодательной базы:

– правовое обеспечение пациентов;

– правовое обеспечение функционирования системы здравоохранения и отдельных видов медицинской помощи, а также учреждений с различными формами собственности;

– правовое обеспечение деятельности ЛПУ и медицинских работников;

– правовое обеспечение деятельности общественных организаций;

– совершенствование правового обеспечения медицинского страхования.

3. Реорганизация системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.