logo
учебник_2005 здоровье здравоохраненье

Организационные формы зарубежного здравоохранения

ВОЗ определила системы и виды здравоохранения по уровню управления: 1) централизованные (учреждения здравоохранения подчиняются местным органам здравоохранения); 2) частичной децентрализации (учреждения и местные органы здравоохранения не подчиняются центральным органам); 3) децентрализованные (указания центральных и местных органов здравоохранения не обязательны для учреждений; функционируют на основе устава).

По финансированию системы подразделяются на: 1) государственные (при государственном законодательстве, управлении и финансировании); 2) страховой медицины (существует 3 основных источника страховых взносов: за счет государства – 30–40%, за счет предприятий – 30–40%, за счет средств населения – 30–40%); 3) смешанные государственно-страховые; 4) преимущественную систему частной практики; 5) здравоохранение развивающихся стран.

Основные характеристики государственной системы: центральное и региональное планирование; финансирование путем прямого налогообложения; управление системой через медицинских работников; контроль качества со стороны государств и медицинских работников; экономическое использование ресурсов; низкая оплата труда персонала; низкие административные расходы.

Принципиальными проблемами являются такие, как: мало стимулов для повышения эффективности лечебной работы; государство сдерживает рост расходов посредством макроэкономических моментов; учет мнения и свобода выбора для пациентов ограничены; очереди являются регулятором обеспечения медицинской помощи и стимулируют частную практику в отношении привилегированного населения; недостаточная комфортность больниц; неравенство в доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и территорий; централизованное планирование ограничивает новаторство, слабо учитывает местные интересы и интересы потребителей; тенденция к ограничению контактов пациента и персонала стенами ЛПУ; государственный монополизм в определении приоритетов; авторитарная система управления, слабые связи между центром и периферией.

Основные характеристики системы медицинского страхования: децентрализованное финансирование; свобода выбора страховых организаций; конкуренция между страховыми организациями; большое внимание контролю за качеством и расходами со стороны страховых организаций; разделение в финансировании государства, финансирование органов и ЛПУ в ОЗГ; высокий комфорт больниц, широкий их выбор.

Недостатками этой системы являются: неравенство в доступности медицинской помощи для различных социальных групп и территорий; тенденция к неоправданному росту стоимости медицинской помощи; плохой контроль за деятельностью персонала; пренебрежение пациентами, входящими в группу высокого риска, длительно находящимися в стационаре и незастрахованными (5–10% населения); слабое внимание долгосрочному планированию; низкий приоритет общественного здравоохранения, профилактики, укрепления здоровья и санитарного просвещения; высокие административные расходы (особенно на обработку информации и финансовые расчеты).

Частная (рыночная) система здравоохранения обеспечивает: широкий выбор услуг, соответственно интересам пациентов; отсутствие очередей; гарантия доступности специализированной помощи; конфиденциальность лечения, внимание к пациенту; высокое качество условий госпитализации. Принципиальными недостатками такой системы являются: высокая стоимость; низкая доступность для неимущих; большое число судебных процессов; неадекватное территориальное распределение медицинских учреждений; низкая степень использования капитала и кадровых ресурсов; недостаточное внимание к оказанию помощи на дому и профилактике; трудности регулирования и контроля качества лечебной работы.

Первичная медико-социальная помощь в большинстве стран осуществляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием больных врачом (группой врачей). Существует система оказания помощи по принципу семейного врача. Выдача лицензий на право деятельности и контроль осуществляются ассоциациями врачей, местными органами медицинского управления. Финансовые расчеты пациента с врачом осуществляются через страховые компании (оплата счетов).

Большая часть проблем, с которыми сталкиваются различные страны и которые стимулируют процесс реформирования, связана также со схожими причинами: постарение населения, хронизация патологии, изменение структуры заболеваемости, развитие новых медицинских технологий, интенсивное развитие фармацевтической промышленности, рост расходов на здравоохранение.

Основным направлением развития здравоохранения является обязательное медицинское страхование. Оно имеет давние тенденции во многих странах Западной и Южной Европы. В последние 10-20 лет оно получило значительное развитие в большинстве стран Латинской Америки, Северной Африки, в Юго-Восточной Азии. К обязательному медицинскому страхованию приходят и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию.

Значительные изменения претерпевает систем оплаты медицинской помощи. В последние 10 лет широкое распространение получил глобальный бюджет, особенно в отношении финансирования больниц. Глобальный бюджет используется для оплаты и амбулаторной помощи, в частности, в Германии.

Разновидностью глобального бюджета в амбулаторной помощи является подушевое финансирование, которое используется в Англии и к которому перешли Ирландия, Италия, Испания. Интересной представляется инициатива Великобритании в оплате врачей общей практики, предусматривающая премирование врачей за достижение конкретных целей работы (например, иммунизация населения, малая хирургия и т.п.). Развитие обязательного медицинского страхования является стимулом для изменения способов оплаты медицинской помощи, в первую очередь, в развивающихся странах.

Основными многопрофильными специализированными медицинскими учреждениями являются больницы (объединенные больницы с амбулаторной помощью) различного уровня в соответствии с радиусом обслуживания и численностью населения. Государственное финансирование распространяется на медицинские программы по охране детства, профилактике инфекционных заболеваний, по медицинскому обеспечению военнослужащих, малообеспеченных, на специальные программы поддержки. Имеется сеть религиозных и благотворительных общественных фондов и медицинских учреждений, гарантирующих первую медицинскую помощь и уход при родах, заболеваниях и травмах.

Здравоохранение развивающихся стран характеризуется недостаточным количеством медицинских кадров, больничных учреждений и большим радиусом обслуживаемых врачами участков. Структура заболеваемости и смертности характеризуется большой долей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями обмена веществ. Наблюдается высокий уровень рождаемости (20–30 на 1000 человек населения) и смертности (15 и более на 1000 человек и более 20–25 младенцев на 1000 родившихся живыми). Медицинская помощь населению оказывается специалистами нетрадиционных методов лечения и знахарями; медицинскими сестрами и фельдшерами в пунктах и центрах здоровья; врачами сельских больниц (общей практики); врачами-специалистами в крупных больницах (преимущественно в городах).