Менеджмент в здравоохранении
Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Менеджмент – это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.
Понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.
Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.
Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.
В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и более эффективным.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые – объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления. Выделяют следующие принципы управления.
1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это – дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Принципы создания имиджа организации обусловлены конкуренцией и направлены на привлечение пациентов. Они основаны на формировании у каждого работника поведения, наиболее привлекательного для потребителя медицинских услуг. Для медицинских учреждений такими принципами могут быть:
– каждый человек заслуживает уважения;
– каждый пациент имеет право на хорошее обслуживание;
– персоналу необходимо добиваться совершенствования во всем.
Эти принципы помогают создать положительный образ медицинского учреждения. Оптимизирующими факторами, влияющими на процесс управления являются:
Лояльность к работающим.
Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
Непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы.
Умение слушать всех, с кем сталкивается вы своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
Этика бизнеса.
Честность и доверие к людям.
Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.
Социально-психологические методы позволяют работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как выполнение нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Они призваны обеспечивать определенную связь между результатами труда и видом морального поощрения. Сложность социально-психологических методов управления для руководителей заключается в постоянном поиске адекватных факторов мотивации трудовой Деятельности, что обусловлено различными потребностями работников.
К методам управления относят:
– методы подкрепления и стимулирования;
– методы регулирования поведения;
– методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;
– развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня – стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.
Четыре важнейших функции наиболее верно представляют управленческие обязанности:
Планирование включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей.
2 Организация включает определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности.
3. Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана компании, а также обеспечение организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнять обязанности лучше.
Контроль включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.
В силу того, что менеджеры всех уровней затрачивают часть своего времени на исполнение каждой из четырех управленческих функций, успешность их деятельности зависит и от степени управленческого мастерства (опыта), которым они владеют. Это мастерство может быть сгруппировано в семь различных категорий: концептуальное, принятия решений, аналитическое, административное, коммуникационное, психологическое, техническое.
Концептуальное мастерство включает способность менеджера понимать перспективу организации как целого – представить себе общую картину.
Мастерство принятия решений включает способность менеджера выбрать подходящий курс действий из двух или более альтернатив.
Аналитическое мастерство включает в себя способность правильно использовать научные и количественные подходы, технику и средства для решения управленческих проблем.
Административное мастерство включает способность менеджеров исполнять организационные правила, предписанные в процессе производства; эффективно действовать в пределах ограниченного бюджета, а также координировать поток информации и бумажной работы внутри своей группы и среди других групп.
Коммуникационное мастерство включает способность менеджера передавать свои идеи и мнения другим, как в устной, так и письменной форме.
Психологическое мастерство, мастерство «человеческих отношений» включает способность менеджеров эффективно взаимодействовать с другими людьми, как внутри, так и вне фирмы.
Техническое мастерство включает особую компетенцию для выполнения заданий.
Среди функций управления главными являются следующие.
1. Технические операции – производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
2. Коммерческие – покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений – это продажа отдельных видов медицинских услуг.
3. Финансовые операции – привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
4. Страховые – страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные – бухгалтерия, учет, статистика и др.
6. Административные – перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность) управленческих решений:
1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);
2) сбор необходимой информации;
3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
4) принятие управленческого решения;
5) организация исполнения; 6) контроль исполнения;
6) оценка эффективности и корректировка результатов.
Принятие решений – это форма целенаправленного воздействия руководителя на коллектив, на интересы его членов, которое воплощается в виде приказа, распоряжения, плана работы и т.д. Для руководителя принятие управленческого решения является основным видом «продукции», конечным результатом его деятельности и важной составляющей искусства руководить людьми.
Организация – это процесс:
– определения рациональных форм разделения труда;
– распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;
– разработки структуры органов управления;
– регламентации функций, полуфункций, работ, операций;
– установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
– подбора и расстановки кадров.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс совершенствования, упорядочения.
Организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга.
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-менеджеров, можно выделить:
– отсутствие личных ценностных ориентации;
– отсутствие личной заинтересованности;
– недостаточная профессиональная квалификация;
– неумение влиять на людей;
– неумение самосовершенствоваться;
– неумение владеть собой;
– рвачество;
– отсутствие чувства долга;
– необязательность;
– неорганизованность;
– нечестность;
– неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.
От менеджера требуется:
– наличие знаний в области управления и компетентность в вопросе технологии оказания медицинских услуг;
– владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;
– принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Менеджер должен обязательно уметь:
– организовывать и планировать деятельность учреждения;
– руководить коллективом на уровне современных требований;
– побуждать работников к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
– принимать нестандартные управленческие решения;
– находить выход из конфликтных ситуаций;
– быть объективным, независимо от своих симпатий;
– правильно подбирать и организовывать обучение работников;
– уметь подчиняться и соблюдать субординацию;
– вести деловые переговоры.
Для слабого менеджера характерны определенные признаки:
Слабый менеджер:
1. всегда сталкивается с «непредвиденными» обстоятельствами, так как не способен предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться к ним;
2. убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам;
3. занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени;
4. его письменный стол всегда загружен бумагами, при этом не понятно, какие из них важные, какие срочные, а какие и не нужны совсем;
5. работает по 10–14 часов в сутки;
6. всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы домой, из дома – на работу;
7. решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6 основных стилей лидерства.
1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы использует поощрение, наказание, инициативу.
2. Лидер-организатор – это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело – потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек – один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.
5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.
- Введение
- Организационные принципы здравоохранения Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
- Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука
- Медицинская статистика Требования к статистической совокупности
- Использование статистических показателей при оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения
- Методы оценки средних величин и их использования во врачебной деятельности
- Оценка достоверности статистических показателей
- Вычисление показателей динамического (временного) ряда
- Графические изображения при статистическом анализе
- Методы определения причинно-следственных взаимосвязей факторов риска и здоровья населения
- Методы изучения корреляционных связей
- Использование метода стандартизации
- Здоровье и методы его изучения Социальные и биологические факторы здоровья
- Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
- Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья
- Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Структура центров медицинской профилактики
- Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
- Определение здоровья. Основные методы его изучения
- Критерии здоровья
- Основные показатели здоровья населения России
- Понятие о заболеваемости, распространенности, патологической пораженности
- Методы и источники изучения заболеваемости
- Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели
- Инфекционная и неэпидемическая заболеваемость и ее медико-социальное значение
- Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
- Показатели госпитальной заболеваемости
- Заболеваемость, выявляемая активно при периодических и массовых медицинских осмотрах
- Структура причин смерти
- Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
- Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема
- Злокачественные новообразования
- Травматизм
- Алкоголизм, курение и наркомания. Фкторы риска и организационные формы профилактики
- Медико-социальные аспекты болезней органов дыхания
- Факторы риска заболеваний нервной системы
- Психические расстройства
- Туберкулез
- Заболевания, передаваемые половым путем
- Использование демографических показателей в работе врача Статика и динамика населения
- Возрастно-половая структура населения
- Методика проведения переписи населения
- Основные показатели воспроизводства населения
- Показатели общей и повозрастной смертности населения
- Специальные показатели младенческой смертности
- Медико-социальные проблемы инвалидизации населения
- Основные направления оздоровления окружающей среды
- Управление здравоохранением Управление здравоохранением на административной территории
- Организация и структура первичной медико-социальной помощи городскому населению
- Основные показатели деятельности поликлиники
- Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом
- Функции врачебной должности врача-терапевта
- Диспансеризация городского населения
- Виды стационарной медицинской помощи
- Структура городской больницы
- Основные показатели работы стационара
- Основные принципы организации скорой медицинской помощи
- Новые формы организации внебольничной помощи населению
- Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Организация медицинской помощи сельскому населению
- Структура первичного звена медицинской помощи сельскому населению
- Основные направления организационно-методической работы областной больницы
- Формы медико-санитарного обслуживания работающих на промышленных предприятиях
- Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
- Профилактическая работа на промышленном предприятии
- Порядок учета и регистрации звут
- Организация и порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях и травмах
- Анализ заболеваемости с вут как критерий оценки экономической эффективности медико-социальных мероприятий
- Организация стоматологической помощи
- Организация санаторно-курортного лечения
- Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения
- Реформа первичной медико-социальной помощи
- Охрана материнства и детства – приоритетное направление здравоохранения
- Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
- Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям
- Экономика здравоохранения
- Источники финансирования и финансовый план учреждения
- Менеджмент в здравоохранении
- Основы маркетинга
- Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
- Основные принципы и виды медицинского страхования
- Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
- Анализ качества медицинской помощи
- Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения.
- Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
- Методы планирования индивидуальной работы врачей
- Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
- Система подготовки и усовершенствования кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования
- Современные теории медицины и здравоохранения
- Организационные формы зарубежного здравоохранения
- Международное сотрудничество в области медицины. Структура и роль Всемирной организации здравоохранения
- Организационно-правовые основы медицинской деятельности Закон "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
- Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
- Профессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование
- Основные правовые принципы охраны здоровья населения
- Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
- Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
- Правовой статус лечащего врача
- Правовой статус пациента
- Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
- Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
- Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
- Трудовой договор
- Испытание при приеме на работу
- Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
- Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
- Материальная ответственность
- Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
- Правовое регулирование обязательственных отношений
- Основные принципы гражданско-правовой ответственности
- Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"
- Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Становление организационной структуры государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- Закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Основные функции территориальных управлений
- Структура и организация деятельности территориальных управлений Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Организационно-методическая работа областного территориального управления
- Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы
- Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- Формы и методы планирования работы по обеспечению санэпидблагополучия
- Социально-гигиенический мониторинг
- Особенности работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в новых экономических условиях
- Основы финансирования деятельности санэпидслужбы
- Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
- Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
- Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
- Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий
- Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Основы делопроизводства
- Административно-правовые основы деятельности территориальных управлений Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Виды ответственности за санитарные правонарушения
- Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях
- Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы
- Методика анализа деятельности территориальных управлений санэпидслужбы
- Штаты и структура районного территориального управления
- Показатели санитарного надзора
- Анализ основных показателей деятельности территориальных управлений Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Показатели, характеризующие штаты (форма № 19-санэпид)
- Оценка основных показателей деятельности по разделам годового отчета (форма № 18)
- Оценка противоэпидемической деятельности
- Оценка работы по гигиеническому обучению населения
- Рекомендуемая литература
- 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47.