logo search
ОСМ-УП

Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья

Важнейшим документом, регламентирующим медико-социальную работу, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22 июля 1993 года).

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан в разделе 1V «Права граждан в области охраны здоровья» в статье 20 оговорено право граждан на медико-социальную помощь (от 22 июля 1997 года № 5481-1, с последующими дополнениями от 20 декабря 1999 года № 214-ФЗ, от 2 декабря 2000 года № 139-ФЗ). Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.… Дети, подростки, учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

Таким образом, оказание медико-социальной помощи – это профессиональная обязанность не только медицинских, но и социальных работников, закрепленная в статье 20 как правовая норма.

Права семьи. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, … медико-генетические консультации с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания, независимо от возраста ребенка, с выдачей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. (Извлечения из статьи 24).

В разделе V «Права отдельных групп населения в области охраны здоровья» Основ статья 26 указывает на права граждан пожилого возраста. Граждане пожилого возраста имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственных или муниципальных систем здравоохранения, а также в учреждениях систем социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях.

Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного за­конодательством РФ для назначения пенсии по ста­рости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учрежде­ниях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекар­ственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсио­неров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные по­требности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, ор­ганов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, уч­реждений и организаций при их согласии.

В разделе V1 «Права граждан при оказании медико–социальной помощи» в статье 30 указаны права пациента. При обращении за медицинской помощью и её получении пациент имеет право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, выбор врача, обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям, проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов, облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством и др. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к руководителю или должностному лицу лечебно – профилактического учреждения.

В соответствии со статьёй 31 «Основ» граждане имеют право на информацию о состоянии здоровья. Каждый гражданин имеет право на получение информации о состоянии здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли.

В статье 41 Основ говорится о медико–социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Перечень таких заболеваний определяется Правительством РФ. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медико–социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно – профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Статьей 42 Основ предусмотрена медико–социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Таким людям медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной си­туации и снижению риска для их жизни и здоровья.

Гражданам РФ, проживающим в районах, при­знанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступ­лении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лече­ние, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных усло­виях.

Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицин­ской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бес­платное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реа­билитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством.

В статье 27 Основ оговорены права инвалидов (от 24 ноября 1995 года № 185-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 4 января 1999года «№ 5-ФЗ, от17 июля 1999года № 172-ФЗ). Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае нетрудоспособности удовлетворять основные жизненные потребности – на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение ле­карствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную под­готовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в уч­реждениях системы социальной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством РФ, республик в составе РФ. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей и пр. в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достиже­ния ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из на­званных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

Вторым основополагающим правовым документом стал Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 г. № 178 – ФЗ. Этот закон определяет социальное обслуживание как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Правовой основой медико-социальной работы являются также законы:

На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволяют ввести востребованную временем медико-социальную работу в практику социальных институтов, например:

В нынешних условиях особую важность приобретает разработка межотраслевого документа, в котором должны быть изложены единые методологические подходы к медико-социальной работе и положения которого позволили бы на общей основе формировать этот вид деятельности в различных отраслях медицины и социальных службах.

Представляется принципиально важным в создании нормативной базы медико-социальной работы установление в этом виде деятельности компетенции федерального уровня, компетенции субъектов Федерации и компетенции органов местного самоуправления, а также выработка государственных стандартов и гарантий качества медико-социальных услуг.