12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
Сахарный диабет — системное заболевание, обусловленное недостатком инсулина (абсолютным или относительным). Характеризуется нарушением углеводного обмена в начале заболевания и всех видов обмена по мере его прогрессирования, приводящих в конечном итоге к нарушению практически всех функциональных систем организма.
Выделяют 2 типа заболевания.
Диабет 1 типа развивается в результате поражения клеток поджелудочной железы, вследствие чего снижается ее способность к производству инсулина. Начинается, как правило, в детском или молодом возрасте.
Диабет 11 типа развивается в результате снижения чувствительности клеток к инсулину. Функция поджелудочной железы производства инсулина сохранена. Этой формой диабета страдают люди второй половины жизни.
Признаки сахарного диабета 1 типа:
повышенная жажда;
частые обильные мочеиспускания;
повышенный аппетит, похудание;
кожа и слизистые — сухие; отмечается также покраснение щек, розовые пятна на лбу и лице.
Сопротивляемость к инфекции падает. У больных часто бывает фурункулез. Раны заживают плохо.
В течение сахарного диабета возникает множество осложнений: поражения кожи, костно-суставной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы (смертность от ССЗ повышается в 2-3 раза), желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, глаз. Непосредственную опасность для жизни представляют гипергликемическая и гипогликемическая комы.
Содержание сахара в крови является гомеостатической константой и поддерживается механизмами регуляции в определенном диапазоне (3,3 -5,5 ммоль/л).
Гипергликемия — повышение содержания сахара в крови.
Гипогликемия — снижение содержания сахара в крови.
Кома — глубокая потеря сознания, сопровождающаяся потерей большинства рефлексов.
Гипергликемическая кома — развивается в результате нарушения диеты (много углеводов), нарушения лечения, на фоне психоэмоционального возбуждения
В основе возникновения комы лежит: инсулиновая недостаточность и, как следствие, нарастание уровня глюкозы в крови.
Развитие гипергликемической комы происходит постепенно. С момента появления первых признаков до потери сознания проходят сутки и даже недели.
Признаки гипергликемической комы - усталость;
- вялость;
- сонливость;
- частое, обильное мочеиспускание и жажда;
- быстрая (в течение суток) потеря веса (за счет обезвоживания и распада жировой ткани);
- судороги икроножных мышц и мышечная слабость (в результате потери с мочой минеральных солей);
- зуд кожи и в области гениталий;
- тошнота, рвота и боли в животе;
- запах ацетона в выдыхаемом воздухе (такой же запах, как и у растворителя для снятия лака с ногтей);
- потеря сознания - кома как таковая.
Первая медицинская помощь
- ввести инсулин в обычной для больного дозе;
- вызвать скорую помощь.
Для предупреждения комы учителю необходимо знать о состоянии здоровья учащихся и вовремя реагировать на изменение поведения ребенка.
Гипогликемическая кома В основе возникновения комы лежит резкое снижение уровня сахара в крови. В результате развивается кислородное и энергетическое голодание головного мозга. Причины развития гипогликемической комы — нарушение диеты (пропуски приема пищи на фоне введения инсулина), передозировка инсулина, физическая нагрузка. Кома развивается быстро, иногда от первых признаков до потери сознания проходит несколько минут.
Признаки гипогликемической комы
- появляются перемены настроения, суетливость, тревожность, раздражительность, возбуждение, чувство страха, агрессивность;
- психические изменения сопровождаются внезапным сильным чувством голода, дрожью во всем теле, слабостью, выраженной потливостью, бледностью кожи, сердцебиением. Запаха ацетона нет.
Быстро происходит потеря сознания - быстрый переход в кому.
Первая медицинская помощь
до потери сознания:
дать поесть (хлеб, каша, картофельное пюре);
затем дать выпить сладкий чай, съесть кусочек сахара, конфету (карамель);
после потери сознания:
вызвать «Скорую помощь»
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников