6. Основные понятия иммунологии
Иммунология — это наука, изучающая биологические механизмы защиты организма от любых чужеродных веществ (антигенов). В частности, иммунология изучает строение и закономерности функционирования иммунной системы, ее заболевания и методы лечения.
Антиген (АГ) – живые и неживые агенты, несущие на себе признаки генетической чужеродности: бактерии, вирусы, простейшие, продукты их жизнедеятельности, белки, высокомолекулярные соединения небелковой природы, измененные собственные клетки.
Иммунная система — комплекс органов и клеток, направленный на защиту организма от генетически чужеродных веществ, поступающих извне или образующихся в самом организме. Представляет собой совокупность лимфоидных органов и тканей.
В структуре иммунной системы можно выделить центральные и периферические органы.
Центральные — вилочковая железа (тимус).
Периферические органы — миндалины, лимфатические узлы, селезенка, аппендикс, скопления лимфоидных тканей в других органах..
Основная задача иммунной системы – обеспечить генетическое постоянство организма. В связи с этим иммунная система играет большую роль не только в поддержании здоровья, но и в развитии многих заболеваний и состояний.
Эволюционно в организме сформировались неспецифические и специфические механизмы иммунной защиты.
Неспецифические механизмы – барьерная функция кожи и слизистых, бактерицидность ферментов и соков, лейкоциты, лимфоциты, белки крови.
Специфические механизмы формируются после взаимодействия с антигеном и включают в себя иммунные реакции различного типа. Эти механизмы реализуется с помощью лимфоцитов (клетки белой крови), которые руководят иммунным ответом, определяют степень выраженности иммунных реакций, вырабатывают антитела, непосредственно осуществляют иммунную реакцию.
Антитела (АТ) – белки, образующиеся в организме в ответ на поступление антигенов. По строению антитело как ключ к замку подходит к антигену и способно образовывать с ним неактивный комплекс. Антитела синтезируются на клеточной оболочке В-лимфоцитов.
Основные реакции иммунной системы
Иммунная толерантность (терпимость) – различение «своих» и «чужих» клеток, белков.
Обеспечивается Т-лимфоцитами.
Собственно иммунные реакции клеточные и гуморальные. К ним относятся реакции антиген+антитело с образованием неактивного комплекса, деятельность специфических лимфоцитов- киллеров, что приводит к разрушению патогенных микроорганизмов и др. Обеспечиваются Т-, В-лимфоцитами и антителами.
Иммунологическая память. Лимфоциты, взаимодействовавшие с антигеном, длительно сохраняются в лимфоузлах и обеспечивают быстрый иммунный ответ при повторной встрече с АГ.
Иммунитет - это комплекс реакций, направленных на защиту организма человека от генетически чужеродных агентов, в т.ч. инфекционных.
Частным случаем иммунитета является антиинфекционный иммунитет.
Антиинфекционный иммунитет подразделяют на врожденный (наследственный) и приобретенный.
Врожденный (наследственный) иммунитет проявляется невосприимчивостью вида или организма к какому-либо виду инфекции.
Приобретенный иммунитет может быть естественным и искусственным, активным и пассивным.
Естественный активный образуется после перенесенной инфекции, продолжается месяцы, годы или всю жизнь.
Естественный пассивный характерен для детей 1-го года жизни; возникает в результате получения материнских антител через плаценту, с молозивом и исчезает после прекращения грудного вскармливания.
Искусственный активный формируется под влиянием вакцин на многие месяцы или несколько лет.
Искусственный пассивный обуславливается инъекцией готовых антител. Его продолжительность определяется периодом полураспада введенных гаммаглобулинов.
Вакцина — это иммунопрепарат, содержащий убитые или живые ослабленные бактерии/ вирусы либо выделенные антигены. В результате вакцинации (введение вакцины в организм человека) формируется состояние невосприимчивости к определенному заболеванию — иммунитет.
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников