logo
Материалы для тестирования

5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

21. ЗОЖ - фактор здоровья

В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь это искусство не укорачивать ее.

Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни, репродуцируя его в своих семьях, т.е. будущих поколениях

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических

функций.

Из приведенного определения здорового образа жизни понятно, что здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. При формировании здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), возрастно-половую и социальную принадлежность. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры; которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

  1. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Хорошо известно, что при соблюдении принципов здорового образа жизни человек сохраняет высокий уровень здоровья до конца шестого десятилетия; в противном случае он вступает в «зону риска», начиная с 30-летнего возраста.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

— индивидуально-типологическими наследственными факторами;

— объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

— конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность.

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных показателей.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Следует отметить особую важность образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Важная роль в этом процессе принадлежит школе.