10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы возникают в результате развития обструкции дыхательных путей или асфиксии.
Обструкция — нарушение проходимости дыхательных путей. Чаще всего обструктивный синдром встречается при бронхиальной астме, заболеваниях гортани, трахеи, опухолевых процессах и др.
Асфиксия — острое закрытие верхних дыхательных путей для поступления воздуха в легкие (утопление, повешение, инородные тела, сдавления грудной клетки при обвалах, травмах, ранениях).
Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание, характеризующееся периодическими приступами удушья в результате сужения бронхов ( бронхиальной обструкции). Обструкция может возникнуть из-за бронхоспазма, образования слизистых пробок, отека слизистой оболочки бронха.
Клиническая картина приступа характеризуется резкой одышкой на фазе выдоха. Продолжительность фазы выдоха в несколько раз больше, чем фаза выдоха. Больной принимает вынужденное положение с наклоном вперед и упором на руки, плечи приподняты и сведены. Приступу часто предшествует кашель и свистящее дыхание. Продолжительность приступа удушья — до 30-40 минут. В период обратного развития приступа отходит мокрота. Приступы могут быть спровоцированы физическими нагрузками, аллергенами, в том числе вирусными инфекциями.
Первая медицинская помощь
удобное положение (больной должен находиться в вертикальном положении, не укладывать!);
покой;
применение препаратов по назначению врача.
Если приступ удушья затягивается, несмотря на предпринимаемые меры, необходимо вызвать «Скорую помощь».
Одним из проявлений обструктивного синдрома является ложный круп. Развивается в результате аллергического отека гортани.
Признаки: чаще всего ложный круп возникает у детей до 3-х лет на фоне начавшегося выздоровления от острого респираторного заболевания. У ребенка появляются осиплость голоса, грубый "лающий" кашель, одышка. При тяжелом течении может развиться асфиксия.
Неотложные мероприятия при аллергическом отеке гортани
Ребенка необходимо держать на руках в вертикальном положении.
Желательно находиться в ванной комнате, в которой открыты краны с горячей водой (высокая влажность воздуха). Если таких условий нет, развесить мокрые простыни в комнате пребывания, поставить таз с горячей водой.
Теплое питье (молоко с добавлением пищевой соды на кончике ножа; можно заварить чай с мятой).
Горчичники на грудную клетку на 5-10 минут.
Теплая щелочная ингаляция.
Горячая ножная или ручная ванна.
(Если эти мероприятия не облегчат состояния ребенка, то следует вызвать врача).
Асфиксия
Инородные тела в гортани
срочный вызов «Скорой помощи»;
4 удара ладонью в межлопаточном пространстве.
Утопление
вытащить пострадавшего из воды;
перевернуть на живот и приподнять за поясницу (или подставить колено) — вода вытекает из желудка, из легких;
уложить на спину, освободить ротовую полость от ила, песка;
провести реанимационные мероприятия (ИВЛ, если необходимо — непрямой массаж сердца);
вызвать «Скорую помощь».
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников