Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня.
264. Основными фазами динамики работоспособности являются:
а) период врабатываемости;
б) период высокой, устойчивой работоспособности;
в) период снижения работоспособности;
г) период восстановления работоспособности.
265. Продолжительность отдыха, необходимого для восстановления работоспособности, определяется:
а) степенью снижения функции;
б) характером выполняемой работы;
в) режимом дня учреждения;
г) материально-техническим оснащением учреждения.
266. Гигиенические мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в следующей фазе динамики работоспособности:
а) в фазе врабатываемости;
б) в фазе высокой, устойчивой работоспособности;
в) в начале периода снижения работоспособности (появление нестабильности
показателей) – в зоне начальной компенсации падения работоспособности;
г) в фазе снижения работоспособности - зоне «конечного порыва».
267. Признаками утомления детей и подростков являются:
а) снижение продуктивности труда;
б) вначале ослабление внутреннего торможения, а затем усиление;
в) вначале усиление внутреннего торможения, а затем ослабление;
г) появление астено-невротических реакций;
д) появление чувства усталости;
е) ухудшение регуляции физиологических функций.
268. Установите соответствие:
Показатель
1. Утомление
2. Переутомление
Признаки
А. Снижение продуктивности труда
Б. Астено-невротические расстройства
В. Снижение сопротивляемости организма
Г. Появление чувства усталости
Д. Быстрое исчезновение признаков утомления после отдыха
269. Наиболее рациональными мероприятиями по восстановлению умственной работоспособности школьников являются:
а) активный отдых в условиях открытого воздуха;
б) пассивный отдых (чтение художественной литературы, просмотр
телепередач);
в) занятия физкультурой в спортивном зале;
г) соблюдение гигиенических рекомендаций режима труда и отдыха.
270. Гигиеническими принципами составления расписания занятий являются:
а) учет трудности предмета;
б) учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности;
в) учет необходимости переключения видов деятельности;
г) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей
работоспособности;
д) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни
начинающегося утомления;
е) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни
выраженного утомления.
271. Трудность предмета для учащихся определяется:
а) объемом и содержанием программы;
б) новизной предмета;
в) возможностью наглядного преподавания;
г) индивидуальными способностями учащихся;
д) местом в расписании;
е) подготовленностью и опытом преподавателя.
272. Гигиенически полноценное расписание должно быть, в первую очередь, составлено:
а) для 1-х классов;
б) для 3-х классов;
в) для 5-х классов;
г) для 7-х классов;
д) для 11-х классов.
273. Облегченным днем недели для учащихся начальной школы должен быть:
а) понедельник;
б) вторник;
в) среда;
г) четверг;
д) пятница.
274. Облегченным днем недели для учащихся средних и старших классов школы должен быть:
а) понедельник;
б) вторник;
в) среда;
г) четверг;
д) пятница.
275. Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся:
а) 1 классов;
б) 3 классов;
в) 5 классов;
г) 10 классов;
д) 11 классов;
е) классов компенсирующего обучения.
276. Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся школ с углубленным и расширенным содержанием обучения:
а) 1 классов;
б) 3 классов;
в) 5 классов;
г) 10 классов;
д) 11 классов.
277. Сдвоенные уроки санитарными правилами допускаются:
а) в начальных классах для уроков рисования, труда;
б) в начальных классах для уроков физкультуры целевого назначения (плавание,
лыжи);
в) для учащихся 5-9 классов по основным предметам;
г) для учащихся 5-9 классов для уроков физкультуры целевого назначения
(плавание, лыжи), технологии;
д) для учащихся 10-11 классов по основным предметам.
278. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:
а) физкультура, математика, чтение, русский язык;
б) чтение, русский язык, математика, физкультура;
в) математика, чтение, физкультура, русский язык;
г) математика, физкультура, русский язык, чтение.
279. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:
а) ритмика, математика, чтение, русский язык;
б) чтение, русский язык, математика, ритмика;
в) математика, чтение, ритмика, русский язык;
г) математика, ритмика, русский язык, чтение.
280. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:
а) труд, математика, чтение, русский язык;
б) чтение, русский язык, математика, труд;
в) математика, чтение, труд, труд;
г) математика, чтение, труд, русский язык.
281. Установите соответствие:
1. Положительные стороны организации занятий по 5 дневной учебной неделе
2. Отрицательные стороны организации занятий по 5 дневной учебной неделе
А. Увеличение объема дневной нагрузки
Б. Уменьшение объема дневной нагрузки
В. Нарушение динамического стереотипа
Г. Упрочение динамического стереотипа
Д. Увеличение времени для отдыха, семейных и культурно-массовых мероприятий
282. Гигиенически рациональным является непрерывная продолжительность учебных занятий не более:
а) 2-3 недель;
б) 6-7 недель;
в) 10-12 недель;
г) 13-14 недель.
283. Максимально допустимая учебная недельная нагрузка в часах, при 5 дневной учебной неделе, должна быть:
а) больше, чем при 6 дневной неделе во всех классах;
б) меньше, чем при 6 дневной неделе во всех классах;
в) больше, чем при 6 дневной неделе только в 10-11классах;
г) меньше, чем при 6 дневной неделе только в 10-11классах;
д) одинаковой.
284. Наиболее утомительным предметом для первоклассников является:
а) математика;
б) письмо;
в) чтение;
г) ручной труд;
д) физкультура.
285. Наиболее трудными, по ранговой шкале И.Г.Сивкова, для 5-11 классов являются:
а) математика;
б) русский язык для национальных школ;
в) иностранный язык;
г) история;
д) родной язык, литература.
286. Вариативность образования обеспечивается наличием в учебных планах:
а) общеобразовательного базового компонента (федерального);
б) регионально-национального компонента;
в) компонента, определяемого учителями, учащимися и родителями
(школьного);
г) творческого компонента.
287. Часы факультативных занятий должны входить в объем предельно допустимой нагрузки учащихся:
а) только для учащихся начальной школы;
б) только для учащихся школ с расширенным и углубленным содержанием
обучения;
в) только для учащихся коррекционных школ;
г) для учащихся всех видов образовательных учреждений.
288. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
-
Показатель
До урока
После урока
Число знаков
100
95
Число ошибок
1
1
а) улучшение работоспособности;
б) отсутствие изменений;
в) начальное утомление;
г) значительное утомление.
289. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
-
Показатель
До урока
После урока
Число знаков
90
100
Число ошибок
-
1
а) улучшение работоспособности;
б) отсутствие изменений;
в) начальное утомление;
г) значительное утомление.
290. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
-
Показатель
До урока
После урока
Число знаков
100
95
Число ошибок
2
1
а) улучшение работоспособности;
б) отсутствие изменений;
в) начальное утомление;
г) значительное утомление.
291. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
-
Показатель
До урока
После урока
Число знаков
250
215
Число ошибок
1
2
а) улучшение работоспособности;
б) отсутствие изменений;
в) начальное утомление;
г) значительное утомление.
292. Об утомлении учащегося свидетельствуют следующие изменения в показателях теста САН:
а) появление дивергенции между самочувствием и активностью;
б) появление дивергенции между активностью и настроением;
в) появление дивергенции между самочувствием и настроением;
г) снижение всех показателей.
293. Основным методом изучения организации занятий является:
а) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции до и после
занятия;
б) хронометраж занятий;
в) исследование умственной работоспособности до и после занятия;
г) исследование психоэмоционального состояния до и после занятия;
д) исследование выживаемости знаний.
294. По результатам хронометража занятий можно определить:
а) продолжительность занятия и его структурных частей;
б) плотность занятия;
в) норму выработки;
г) физиологическую стоимость занятия;
д) число видов деятельности и момент наступления утомления.
295. Плотность занятия определяется как отношение:
а) времени учебной работы учащегося к общему времени занятия;
б) времени самостоятельной работы учащегося к общему времени занятия;
в) времени отвлечений учащегося к общему времени занятия;
г) времени активного внимания учащегося к общему времени занятия;
д) времени занятий физическими упражнениями к общему времени занятия.
296. Для оценки физиологической стоимости урока чтения в первом классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) многоканальную световую хронорефлексометрию;
г) офтальмоэргометрию;
д) треморометрию;
е) тест САН;
ж) тест Люшера.
297. Для оценки физиологической стоимости урока математики в первом классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) тест арифметические вычисления;
г) треморометрию;
д) тест САН;
е) тест Люшера.
298. Для оценки физиологической стоимости урока ручного труда в первом классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) тест арифметические вычисления;
г) треморометрию;
д) тест САН;
е) тест Люшера.
299. Для оценки физиологической стоимости урока физкультуры в первом классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) измерение пульса, давления;
г) динамометрию кистевую;
д) функциональные пробы с нагрузкой;
е) тест САН;
ж) тест Люшера.
300. Для оценки физиологической стоимости урока письма в первом классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) многоканальную световую хронорефлексометрию;
г) офтальмоэргометрию;
д) треморометрию;
е) тест САН;
ж) тест Люшера.
301. Для оценки физиологической стоимости урока технологии (швейное дело) в 6 классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) многоканальную световую хронорефлексометрию;
г) треморометрию;
д) тест Люшера.
302. Для оценки физиологической стоимости урока технологии (слесарное дело у мальчиков) в 7 классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) многоканальную световую хронорефлексометрию;
г) кистевую динамометрию;
д) треморометрию;
е) тест Люшера.
303. Для оценки физиологической стоимости урока информатики в 10 классе целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) корректурную фигурную пробу;
в) изучение КЧСМ;
г) офтальмоэргометрию;
д) треморометрию;
е) тест САН.
304. Для оценки физиологической стоимости различных форм контроля знаний у старших школьников целесообразно использовать:
а) корректурную буквенную пробу;
б) офтальмоэргометрию;
в) измерение пульса, давления;
г) изучение содержания гормонов, их метаболитов и микроэлементов в моче;
д) тест САН;
е) тест Люшера.
305. При санитарно-эпидемиологической экспертизе новых педагогических технологий необходимо изучение:
а) содержания программы обучения;
б) учебного плана и расписания;
в) работоспособности учащихся и ее динамики;
г) психоэмоционального состояния учащихся и его динамики;
д) состояния здоровья учащихся и его динамики.
306. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим критериям:
а) плотности урока;
б) количества, продолжительности и чередования видов деятельности;
в) количества видов преподавания;
г) применению ТСО;
д) психологическому климату на уроке;
е) наличия физкультурных минуток.
307. Основными требованиями к организации перемен являются:
а) 10-минутные перемены между уроками, после 3-го урока перемена в 20-30
минут;
б) 5-минутные перемены между уроками, после 2-го урока перемена в 20 минут;
в) возможность переменить вид деятельности;
г) подвижные игры по выбору учащегося на открытом воздухе;
д) подвижные игры в рекреации под руководством преподавателя.
308. Гигиенически рациональная организация урока в 1 классе характеризуется (установите соответствие):
Показатель
1. Число эмоциональных разрядок
2. Количество видов деятельности
3. Количество видов преподавания
4. Число физкультурных пауз
Числовое выражение
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4
309. Правильно организованная физкультурная пауза на уроке:
а) длится 1-2 минуты;
б) длится 4-5 минуты;
в) включает упражнения для мелких мышц кисти;
г) включает упражнения для глаз;
д) включает упражнения для крупных позных мышц;
е) включает упражнения для мышц свода стопы.
310. Гимнастика для профилактики зрительного переутомления на уроках должна включать:
а) моргание, зажмуривание глаз;
б) движения глаз;
в) перевод взгляда вблизь и вдаль;
г) самомассаж глаз;
д) чтение мелкого и крупного шрифта.
311. При построении режима дня детей необходимо учитывать:
а) возраст;
б) пол;
в) состояние здоровья;
г) тип учреждения;
д) вместимость и благоустройство учреждения;
е) биоритмологические особенности.
312. Основными методами изучения режима дня детей и подростков являются:
а) хронометраж;
б) самохронометраж;
в) анкетный опрос;
г) тест САН;
д) хронорефлексометрия.
313. Основными группами методов определения биоритмологических типов являются:
а) физиологические;
б) поведенческие;
в) субъективные;
г) морфологические.
314. Формирование биоритмологического профиля (типа) детей и подростков в основном завершается:
а) во внутриутробном периоде;
б) в течение периода новорожденности;
в) в течение 1 года жизни;
г) к 6-7 годам;
д) к 17-18 годам.
315. Сущность феномена биоритмологических проявлений в том, что:
а) оптимальное состояние организма наблюдается при совпадении времени
деятельности с акрофазой биоритмов;
б) ритмичность функций организма обнаруживается только при минимальном
уровне нагрузок;
в) ритмичность функций организма обнаруживается только при среднем уровне
нагрузок;
г) ритмичность функций организма обнаруживается только при максимальном
уровне нагрузок.
316. Организм ребенка более подвержен десинхронозу, так как для него характерны:
а) несформированность биоритмологического типа;
б) гетерохронность созревания процессов регуляции функций организма;
в) малый опыт социализации;
г) зависимость от временной среды взрослых;
д) преобладание утреннего биоритмального типа.
317. Наиболее чувствительными к воздействию факторов внешней среды являются дети и подростки с:
а) утренним биоритмологическим типом;
б) вечерним биоритмологическим типом;
в) аритмичным биоритмологическим типом;
г) биоритмологическим типом с двумя пиками активности.
318. Основными мероприятиями по профилактике десинхроноза являются:
а) совмещение деятельности с акрофазой биоритмальной активности;
б) увеличение продолжительности сна;
в) повышение двигательной активности, в том числе и в учебные часы;
г) повышение двигательной активности, в основном, во внеучебное время;
д) сокращение продолжительности сна.
319. Особенностями режима дня санаторных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья являются:
а) наличие ступенчатого режима (от щадящего к общему) для детских
учреждений;
б) сокращение продолжительности уроков и их числа;
в) увеличение пребывания на свежем воздухе;
г) увеличение кратности и продолжительности сна;
д) увеличение кратности питания;
е) выделение времени на лечебно-диагностические процедуры.
320.В режиме дня детей и подростков обязательно наличие таких элементов, как:
а) двигательная активность на свежем воздухе;
б) занятия в спортивных секциях;
в) кружковые занятия;
г) свободное время.
321. Основными причинами нарушений сна у детей и подростков являются:
а) перегрузка домашними заданиями;
б) отсутствие постоянного режима дня;
в) личностные особенности;
г) неблагоприятные условия среды;
д) соматические заболевания;
е) нервно-психические заболевания и отклонения.
322. Во время сна у детей и подростков:
а) идут репаративные процессы в клетках головного мозга;
б) регулируются личностные конфликты;
в) происходит перевод информации из долговременной памяти в оперативную;
г) происходит перевод информации из оперативной памяти в долговременную.
323. Основными принципами построения режима дня являются:
а) оптимальная продолжительность всех видов деятельности;
б) чередование видов деятельности;
в) регулярность видов деятельности;
г) учет морфо-функциональных возможностей организма;
д) отсутствие стабильности режима.
324. К концу дня в учебных помещениях учреждений для детей и подростков наблюдается:
а) повышение температуры и влажности воздуха;
б) понижение температуры и влажности воздуха;
в) рост бактериальной загрязненности воздуха;
г) снижение бактериальной загрязненности воздуха;
д) увеличение содержания органических веществ в воздухе;
е) ухудшение ионного состава воздуха;
ж) увеличение уровней шума.
325. Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями и организацией обучения детей включает:
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей,
степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) лабораторный и инструментальный контроль за условиями обучения;
д) контроль организации медицинского обеспечения школ.
- Гигиена детей и подростков – возрастная гигиеническая наука.
- Методы изучения физического развития детей и подростков
- Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
- 91.Укажите район, в котором, по результатам оценки уровня биологического развития детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
- 92.Укажите район, в котором, по результатам оценки гармоничности морфо-функционального состояния детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
- 147.Укажите район, состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- 148.Укажите район, состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- 149.Укажите район,состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- Методы изучения и оценки нервно-психического развития и здоровья детей и подростков. Психогигиена
- 150. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье – это:
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни
- Качество окружающей среды и состояние здоровья детей и подростков
- Физиолого-гигиенические проблемы готовности детей к систематическому обучению и адаптации к нему
- 235. В отсрочке начала систематического обучения нуждаются следующие дети:
- Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня.
- Проблемы университетской гигиены.
- Гигиена обучения и труда детей и подростков при использовании пэвм
- Гигиена физического воспитания и закаливания.
- Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
- Гигиена питания детей и подростков.
- 578. Витамины и минеральные соли, рекомендуемые для использования при производстве продуктов детского питания для детей раннего возраста, содержатся:
- Гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков.
- Гигиеническая оценка учебной мебели и организации учебных мест
- Гигиеническая оценка издательской продукции для детей и подростков
- Санитарно-эпидемиологическая оценка игр и игрушек
- Санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.
- 825. В статьях федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г), касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков говорится о:
- 829. В соответствии с законом «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г):
- 834. Основными направлениями деятельности врача по гигиене детей и подростков фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии» являются:
- 864. Игрушки в дошкольных образовательных учреждениях:
- Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
- Физиолого-гигиенические проблемы готовности детей к систематическому обучению и адаптации к нему
- Гигиена физического воспитания и закаливания
- Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
- Гигиенические основы проектирования , строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков.
- Санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.