logo search
ОСМ-УП

Религиозный подход в деятельности социального работника в хосписе

Часто умирающие и его близкие обращаются к Богу. Наблюдается «бешеный» поиск смысла жизни: если есть бог - нет смерти. В этом можно усмотреть запас прочности духовной жизни. Обращенность сознания умирающего к духовным аспектам человеческого бытия, к вопросам смысла жизни общеизвестна и характерна. В связи с этим, митрополит Антоний пишет о том, что в общении с больным, а с умирающим в особенности, следует избегать пустых разговоров и научиться «сосредоточенному присутствию».

Митрополит Антоний Сурожский, возглавляющий епархию Русской Православной Церкви в Великобритании (врач по первоначальному образованию), пишет: «Большей частью самая страшная для умирающего мысль - та, что он отходит, умирает одиноко ... В начале войны я был хирургом в полевом госпитале. Я сидел, как правило, с каждым умирающим в нашей больнице, не только своего отделения, но и других отделений... это может делать кто угодно, способный уделить свое время тому человеку, у которого времени очень мало». Последние слова проникнуты философией гуманизма добровольцев, работающих в хосписах

В последние годы в России все заметнее влияние православной церкви на умы сограждан. Совместные действия предполагают наличие своих участков приложения усилий: врач заботится об исцелении тела, пораженного болезнью, а священник призван исцелять душу, пораженную грехом. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка. Здесь задача священника - помочь больному принести искреннее покаяние, возгреть в душе надежду на милость и благодать Божью и, что очень важно, преподать Святые Тайны. Процесс Соборования применяется в хосписе в момент духовной потребности тяжелобольного человека.

Известно, что в "Книге мертвых", созданных культурами Тибета, одним из требований "хорошей" смерти является сохранение ясного сознания умирающего. Близкими представлениями руководствовались и христианские конфессии. В них подчеркивается важность сохранения сознания для исповеди и причастия в последние часы жизни на земле.

Никто не будет отрицать психотерапевтического назначения религиозных церемоний. Сам ритуал исповеди предполагает возможность выплеска всех негативных переживаний человека. И заключительные слова священника, освобождающие человека от всех грехов его, в которых он раскаялся, является поистине необыкновенным по силе психотерапевтического воздействия. Слова заупокойной молитвы также полны психотерапевтической направленности и необыкновенно глубоко воздействуют на родственников.

Таким образом, православная церковь не остается в стороне от решения такой сложной задачи, как оказание помощи умирающим больным. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка.

Социологический подход в системе паллиативной медицины Инкурабельные больные – неизлечимые больные, которые нуждаются в паллиативной помощи, целью которой является достижение наилучшего качества жизни для больных и их семей, оказание им помощи при социальных, физиологических, психологических, духовных и правовых проблем.

Социология – это наука об обществе. Экстремальность состояния больных в терминальном состоянии и их семей не вызывает сомнения. Поэтому социологический подход в осмыслении социальной работы в хосписе достаточно актуален.

Напомним, что некоторые социально-экономические факторы являются предрасполагающими к возникновению злокачественных новообразований (стрессы вследствие безработицы, финансовая немощь и, как следствие, хроническое психо-эмоциональное напряжение и пр.).

Четких возрастных границ эта социальная группа не имеет. В последнее время специалисты отмечают омоложение заболевания. Значительная часть онкологических больных трудоспособного возраста. Поэтому государство несет значительные экономические потери вследствие преждевременной смерти своих граждан, а также отвлечением от производства родственников, ухаживающих за инкурабельными больными.

Таким образом, необходимость создания хосписа продиктовано наличием проблем организации помощи онкологическим больным на поздних стадиях, нерешенных в России в целом.