Забота о неизлечимых больных в древности
Сегодняшние принципы работы хосписов, созданные для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись в начале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона, открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах (Мф25:35-36) - накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне" (Мф 25:40) были основой благотворительной деятельности, распространившейся по всей Европе. Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для истощенных или больных людей.
Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство. В средние века на путях возращения крестоносцев домой, а также следования христианских паломников к “святым местам” при монастырях возникали хосписы: странноприимные дома, приюты, богадельни*, в которых страждущие находили кров и, по необходимости, медицинскую помощь.
Уже в начале 17 века английский философ Френсис Бекон категорически настаивал, что «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и не только тогда, когда облегчение боли, как опасного симптома болезни, может привести к выздоровлению, но и когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной.(10;108).
Истоки помощи в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему ещё в обычаях восточнославянских племён. В отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным (36;20). В 10-13 в.в. произошло существенное изменение системы оказания помощи и поддержки умирающим. Именно с этого времени начала формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежала философия деятельной любви к ближнему («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»). Данная формула стала нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. В Древней Руси «нужда ближнего» считалась не бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств воспитания народа.
Основными центрами помощи являлись монастыри, где с 11 века открывались монастырские больницы, оказывавшие помощь нуждающимся. К монастырям шли больные люди, паломники, ищущие исцеления от физических и духовных страданий, с надеждой на помощь и обретение покоя.
Следует отметить, что в монастырях огромное внимание уделялось науке, в поисках новых путей помощи людям. Поэтому монахи были самыми образованными людьми того времени. Они оказывали помощь, используя все возможные средства. В том случае, когда исцеление было невозможно, в монастырях безнадежно больные находили духовную помощь, которая имела порой гораздо большее значение, чем облегчение телесных страданий.
Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре Первом, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр 1 расширяет так называемое закрытое призрение, т.е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка новых для России категорий населения.
В период правления Елизаветы Петровны с 1741 года происходит некоторая реорганизация общественного призрения. Появляются дома для неизлечимо больных, больницы. Кроме благотворительных взносов на содержание социально-медицинских учреждений стала характерной и государственная поддержка.
Условия для реорганизации всей социально-благотворительной системы складываются лишь с середины 18 века при правлении Екатерины Второй. Так, 7 ноября 1775 года издан «приказ общественного призрения». Начало губернской реформы породило совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В 33 губерниях появились приказы, в чьё введение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении. Под действие этого приказа попадали: приюты, богадельни для бездомных, престарелых, неизлечимо больных. Важным атрибутом в этих заведениях было религиозное чтение, беседы со священнослужителем. Следует, однако, отметить, что даже при значительном вкладе в развитие общественного призрения Екатерины 11, случаи заботы и помощи безнадёжно больным людям были единичны.
Значительное число благотворительных учреждений в Москве и Петербурге обязаны своим возникновением и развитием императрице Марии Фёдоровне, вкладывавшей значительную часть своих средств в организацию и содержание этих учреждений.
Так, в 1805 году в Москве была открыта больница для бедных, получившая в 1828 году название Мариинская в честь основательницы, которая должна была оказывать бесплатную помощь лицам «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации, бедным и неимущим людям, принимать их каждый день и во всякое время, оказывать одним помощь советами, и лекарствами, других же класть на свои койки. В 1875 году при больнице было организовано Мариинское благотворительное общество, на средства которого кроме оказания помощи в больнице, содержался приют на 12 человек для неизлечимо больных.
Можно сказать, что к 1862 году сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных), заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных). В 1823 году Министр внутренних дел граф Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения России на 4 разряда. Общее количество мест для неизлечимых больных составляло всего 50.
Из данных, приведенных в этой таблице, видно, что, в сравнении с другими учреждениями общественного призрения, численность домов для неизлечимых больных и количество коек в них значительно меньше, можно сказать ничтожно. Но, тем не менее, эти данные говорят о том, что правительство уже признаёт существование проблем безнадежно больных людей, как категорию граждан имеющих право на заботу и социально-медицинскую помощь со стороны общества.
В момент становления нового государства были упразднены практически все благотворительные учреждения царского правления и взят курс на создание новой системы социальной помощи. В 1918 году по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным организациям управления была поставлена задача по решению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся «…оказать поддержку всех и всяких начинаний, направленных к улучшению дела снабжения населения, социального страхования и социального обеспечения, здравоохранения …». В итоге в СССР сформировалась патерналистическая модель социальной защиты, с финансированием главным образом из государственного бюджета (95% ассигнований) с центральной системой распоряжения фондов социального обеспечения. Но государственный бюджет не мог в полной мере обеспечить достаточную помощь всем нуждающимся.
Что же касается неизлечимо больных людей, то порядок оказания помощи практически не изменился. Медицинская наука шла вперед, и социальная служба оказывала чуть большее внимание таким людям. Приобщались подростки, добровольцы к оказанию помощи. В больницах открывались койки и отделения, специализирующие по помощи умирающим людям. Но, тем не менее, ставя диагноз неизлечимой болезни, больных выписывали из диспансеров и больниц домой на попечение родственников и наблюдение участкового врача, который мог оказать помочь, лишь дав рекомендации и лекарства.
Слово "хоспис", этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа. Латинское слово hospes первоначально означало «гость». Но в позднеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово hospitalis, прилагательное от hospes, означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам". Большинство раннехристианских хосписов заботилось в большей мере о душевном покое своих гостей. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, без сомнения, пациенты были окружены заботой и вниманием до конца жизни.
Первое употребление слова «хоспис» в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. В 1842 Жане Гарнье, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Он назывался хоспис. Еще несколько хосписов были открыты позже в других местах Франции.
Тридцать лет спустя в 1879 году ирландские Сестры Милосердия, независимо от хосписов Жане Гарнье, основали Хоспис Богоматери для умирающих в Дублине. К концу 20-го века в Лондоне действовали, по меньшей мере, четыре протестантских хосписа: "Дом отдохновения" (открылся в 1885 году), "гостиница Божия", "хоспис Святой Троицы" (открылся в 1891 году) и "дом святого Луки для бедных умирающих" (открылся в 1893 году). Последний, основанный Говардом Барретом и Методисткой миссией в Восточном Лондоне, публиковал подробные и живые Годичные отчеты. Доктор Баррет размещал там захватывающие истории об отдельных пациентах, их личности. Он глубоко сочувствовал семьям умерших, оставшимся дома в такой нищете, которой не могла помочь ни одна социальная организация. Именно в этот хоспис в 1948 году пришла Сесилия Сандерс, основательница современного хосписного движения. И даже в то время, спустя 40 лет молодым сотрудникам раздавали экземпляры годовых отчетов, чтобы дать им представление о духе настоящей хосписной работы.
Другим вкладом хосписа св. Луки в Хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины было установление режима регулярного приема морфина - наркотика, до сих пор применяющегося в медицине для снятия сильных болей. В то время как в других больницах пациенты просто умоляли персонал избавить их от боли и часто слышали фразу: "Вы еще можете немного потерпеть" (врачи боялись сделать своих пациентов наркоманами), пациенты хосписа святого Луки почти не испытывали физической боли.
В 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал маленькую книжку: "Уход за больными и умирающими", впоследствии ставшую классической. Доктор Ворчестер смог написать эту книгу не только благодаря своему огромному опыту, но и благодаря помощи, которую он получил от диаконис дома Отдохновения и парижских монахинь. Этот автор по праву считается пионером в паллиативном уходе.
Другая важнейшая работа, посвященная уходу за умирающими, была опубликована мемориальным фондом Марии Кюри в 1952 году. Это доклад, составленный по результатам вопросника, разосланного районным медсестрам. Анализ данных вопросника позволил систематизировать симптомы физического и социального стресса у раковых больных, находящихся дома. Основываясь на полученной информации, Фонд Марии Кюри начал организовывать стационары и выездные службы, готовить медсестер для домашнего ухода, проводить фундаментальные исследования и создавать образовательные программы.
После того, как в 1967 году хоспис святого Христофора, первый современный хоспис, созданный усилиями Сисилии Сандерс, открыл в Великобритании свой стационар, а в 1969 году организовал выездную службу, туда приехала делегация из Северной Америки. Флоренс Вальд, декан школы медсестер в городе Еле и Эдд Добингел, священник Университетского госпиталя, были среди основателей первой выездной службы хосписа в городе Нью Хэвен, штат Коннектикут. В 1975 году хоспис появился и в Канаде, в Монреале. Этот хоспис был основан на базе отдела паллиативной помощи и включал в себя выездную службу, а также несколько врачей-консультантов. Это было первое употребление слова "паллиативный" в этой области, так как во франкоязычной Канаде слово хоспис означало опеку или недостаточную помощь.
В 1969 году выходит в свет книга: "О смерти и умирании", написанная Элизабет Кюблер-Росс. В своей книге Кюблер-Росс утверждает, что смерть - это не "недоработка медицины", а естественный процесс, заключительная стадия роста человека, процесс умирания от паники, отрицания и депрессии до примирения и принятия. Именно она положила начало обсуждению темы смерти в медицинском сообществе, доказывая врачам, что высокотехнологичная медицина не способна решить всех проблем человеческого существования.
С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру. С 1977 года в хосписе Святого Христофора начинает действовать Информационный центр, который пропагандирует идеологию хосписного движения, помогает только что созданным хосписам и группам добровольцев литературой и практическими рекомендациями по организации дневных стационаров и выездных служб. Регулярно проводимые конференции по хосписному уходу позволяют встречаться и обмениваться опытом врачам, медсестрам и добровольцам, представителям различных религий и культур. Очень часто именно на таких конференциях возникло решение создать хоспис в той или иной стране.
В некоторых странах хосписное движение развивалось именно таким образом, в других же хосписы формировались на базе более традиционных медицинских учреждений. Например, в Индии, где по статистике из 900 миллионов населения, один из восьми человек заболевает раком, и 80 процентов обращается за лечением, когда уже слишком поздно.
В 1980 году, на Первой международной конференции, посвященной хосписному уходу, выступал доктор де Суза, заведующий отделением крупной больницы в Бомбее. Он говорил: "Достаточно плохо само по себе быть старым и немощным. Но быть старым, больным на последней стадии рака, голодным и нищим, не иметь близких, которые бы позаботились о тебе, наверное - это верх человеческих страданий" (14;7). Благодаря доктору де Суза в 1986 году в Бомбее открылся первый хоспис, а затем и еще один.
В 1972 году в Польше, в одной из первых среди социалистических стран, появляется хоспис в Кракове. Сейчас в Польше существует около 50 хосписов, как светских, так и принадлежащих церкви.
К середине ХХ века были сформулированы основные принципы паллиативной медицины, которая: 1) утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс; 2) не ускоряет и не замедляет смерть; 3) обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов; 4) объединяет психологические и духовные аспекты ухода за больным; 5) предполагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца; 6) предполагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.
Таким образом, анализируя литературные сведения об истории возникновения хосписного движения за рубежом, можно сделать следующие заключение: 1. Первые хосписы, организованные религиозными общинами, не были созданы специально для ухода за умирающими. В них в большей мере заботились о душевном покое всех нуждающихся. Для христианской религии Европы была характерна узкая специализация помощи разными монашескими орденами (в том числе и помощь безнадёжно больным). 2. Благодаря разносторонним историческим подходам в решении проблем инкурабельных больных с целью улучшения качества жизни умирающих пациентов сформировалась современная многогранная модель паллиативной помощи. В итоге с конца ХIХ века эта проблема заняла должное место в сознании общества, что свидетельствует о высокой степени гуманизма и заботы о своих гражданах в цивилизованных странах.
- Псковский государственный педагогический университет
- Оглавление
- Часть 11. Содержание и методика медико-социальной работы 125
- Глава 9. Медицико-социальные аспекты социальной работы 125
- Глава 10. Медико-социальная экспертиза и реабилитация 155
- Глава 11. Медико-социальная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями 167
- Глава 12. Медико-социальная работа с травматологическими больными 181
- Глава 13. Медико-социальная помощь больным психиатрического профиля 187
- Глава 14. Медико-социальная помощь больным туберкулезом 194
- Глава 15. Медико-социальная работа с больными онкологического профиля 198
- Глава 16. Медико-социальные проблемы инкурабельных больных (Артюнина г.П., Алексеева а.Ю.) 209
- Глава 17. Содержание и методика медико-социальной работы в учреждениях и организациях правоохранительных органов 232
- Часть 1у. Неотложная медицинская помощь и уход за больными на дому 239
- Глава 18. Доврачебная неотложная медицинская помощь 239
- Глава 19. Уход за больными на дому 296
- Введение
- Часть 1. Общие вопросы социальной медицины глава 1. Основные понятия и задачи социальной медицины
- Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения
- Использованная литература
- Глава 2. История развития социальной медицины История социальной медицины в зарубежных странах
- История социальной медицины в России
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 3. Здоровье, болезнь, предболезнь, профилактика Здоровье
- Компоненты здоровья
- Предболезнь
- Болезнь
- Международная классификация болезней х пересмотра
- Факторы, определяющие здоровье и болезнь
- Профилактика заболеваний
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 4. Общественное и индивидуальное здоровье
- Показатели естественного движения населения
- Показатели механического движения населения
- Показатели заболеваемости
- Показатели инвалидности
- Показатели физического развития
- Индивидуальное здоровье
- Контроль за состоянием здоровья детей
- Пути улучшения общественного здоровья населения России
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 5. Здоровье и образ жизни Образ жизни
- Особенности жизнедеятельности современного человека
- Здоровый образ жизни
- Двигательная активность и здоровье
- Питание и здоровье
- Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 6. Экология и здоровье
- Краткий исторический обзор
- Влияние неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека
- Атмосферный воздух и здоровье
- Питьевая вода и здоровье
- Экология жилых и общественных помещений
- Экология почвы
- Экология продуктов питания
- Климат и здоровье
- Эндоэкология
- Законодательная и нормативно-правовая база в области экологии в России
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 7. Здоровье и наследственность Биологический потенциал здоровья
- Азбука генетики
- Наследственные болезни
- Генная терапия
- Клонирование
- Биологическая и социальная компоненты наследственности человека
- Евгеника
- Медико-генетическое консультирование
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 8. Организация здравоохранения
- Основные принципы охраны здоровья населения
- Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года
- Организация и структура здравоохранения в России
- Первичная медико-санитарная помощь
- Амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- Диспансеризация населения
- Стационарная медицинская помощь
- Принципы организации скорой медицинской помощи
- Новые формы организации внебольничной помощи населению
- Специализированная медицинская помощь населению
- Медико-социальное значение восстановительного лечения
- Медико-социальная помощь сельскому населению
- Медико-социальные основы охраны материнства и детства
- Организация стоматологической помощи
- Организация деятельности санитарно-эпидемиологической службы
- Медицинское страхование
- Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью
- Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения
- Перспективы здравоохранения в России
- Всемирная организация здравоохранения
- Общество Международного Красного Креста и Красного полумесяца
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Часть 11. Содержание и методика медико-социальной работы
- Глава 9. Медицико-социальные аспекты социальной работы
- Место среди смежных видов деятельности
- Контингенты медико-социального обслуживания
- Принципы организации медико-социальной работы
- Формы и методы работы
- Направления деятельности органов медико-социальной защиты
- Медико-социальные услуги населению
- Базовая модель медико-социальной работы
- Базовая модель медико-социальной работы с клиентами группы повышенного риска
- II. Медико-социальная работа патогенетической направленности:
- Базовая модель медико-социальной работы с членами семей, а также ближайшим окружением клиентов повышенного риска
- Базовая модель медико-социальной работы с длительно, часто и тяжело болеющими клиентами
- Базовая модель медико-социальной работы с группой больных с выраженными социальными проблемами
- Базовая модель медико-социальной работы с инвалидами
- Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
- Льготные медико-социальные услуги
- Обеспечение лекарственными средствами
- Организация санаторно-курортного лечения
- Медицинская этика и деонтология
- Профессионально–этический кодекс межрегиональной Ассоциации работников социальных служб
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 10. Медико-социальная экспертиза и реабилитация
- Причины и виды нетрудоспособности
- Организация экспертизы временной нетрудоспособности
- Экспертиза стойкой нетрудоспособности (инвалидности)
- Группы и причины инвалидности
- Медико-социальная экспертиза
- Медико-социальные аспекты защиты инвалидов
- Медико-социальная реабилитация
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Часть ш. Частные вопросы медико-социальной работы глава 11. Медико-социальная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Артериальная гипертония
- Медицинские проблемы больных артериальной гипертонией
- Социальные проблемы больных артериальной гипертонией
- Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инсульт мозговой
- Рекомендации по организации медико-социальной работы с больными сердечно-сосудистыми заболеваниями
- 11. Медико-ориентированные функции:
- 111. Социально-ориентированные функции:
- 1У. Обязанности клиента
- 11. Медико-ориентированные функции:
- 111. Социально-ориентированные функции:
- 1У. Обязанности клиента:
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 12. Медико-социальная работа с травматологическими больными
- Производственный травматизм
- Транспортный травматизм
- Детский травматизм
- Этапы травматологической помощи
- Профилактика травматизма
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 13. Медико-социальная помощь больным психиатрического профиля
- Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством
- Учреждения психоневрологической помощи
- Психиатрическое освидетельствование
- Порядок направления больного на лечение в психоневрологический диспансер
- Госпитализация в психиатрический стационар
- Права пациента в психиатрическом стационаре
- Принудительное лечение
- Помещение лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения
- Медицинские и социальные проблемы пациентов с психическими расстройствами
- Содержание медико-социальной работы с клиентами психиатрического профиля
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 14. Медико-социальная помощь больным туберкулезом
- Пути передачи и проявления туберкулеза
- Организация работы противотуберкулезного диспансера
- Профилактика туберкулеза
- Медико-социальные проблемы, связанные с туберкулезом
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 15. Медико-социальная работа с больными онкологического профиля
- Характеристика опухолевых процессов
- Медицинские и социальные проблемы, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой онкологических заболеваний
- Содержание и методика медико-социальной работы профилактической направленности
- Содержание и методика медико-социальной работы патогенетической направленности
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 16. Медико-социальные проблемы инкурабельных больных (Артюнина г.П., Алексеева а.Ю.)
- Забота о неизлечимых больных в древности
- Организация медико-социальной помощи инкурабельным больным в России
- Теоретические предпосылки организации социальной помощи больным в хосписе
- Религиозный подход в деятельности социального работника в хосписе
- Медицинский подход в контексте деятельности социального работника в хосписе
- Психологические аспекты хосписной службы
- Право личности на правдивое информирование о диагнозе и прогнозе
- Проблема суицида среди инкурабельных больных и их родственников
- Социальные и правовые аспекты эвтаназии в России и за рубежом
- Содержание профессиональной деятельности социального работника в хосписе
- 1. Работа с клиентом / семьей
- 2. Работа с персоналом:
- 3.Информационная работа:
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 17. Содержание и методика медико-социальной работы в учреждениях и организациях правоохранительных органов
- Социальные и медицинские проблемы клиентов пенитенциарной системы
- Организация оказания медико-социальной помощи в пенитенциарной системе
- Вич- инфицированные и больные спиДом в пенитенциарной системе
- Содержание медико-социальной работы в пенитенциарной системе
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Часть 1у. Неотложная медицинская помощь и уход за больными на дому глава 18. Доврачебная неотложная медицинская помощь Основные понятия
- Клиническая смерть. Реанимация
- Кома, контузия
- Обморок, коллапс
- Асептика и антисептика
- Раны и кровотечения
- Ранения живота.
- Повязки
- Переломы костей
- Травматический шок
- Поражение электрическим током
- Утопление
- Отморожение и переохлаждение
- Тепловой, солнечный удар
- Инородные тела
- Травмы и поражение глаз
- Отравления
- Укусы насекомых и змей
- Анафилактический шок
- Бронхиальная астма
- Комы при сахарном диабете
- Гипертонический криз
- Приступ стенокардии
- Острые боли в животе
- Общие правила транспортировки пострадавших
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Глава 19. Уход за больными на дому
- Общие принципы ухода за больными
- Режим физической активности
- Санитарно-гигиенические условия ухода за больными
- Уход за кожей
- Уход за полостью рта
- Уход за глазами
- Очистка полости носа
- Уход за ушами
- Профилактика пролежней
- Применение суден и мочеприемников
- Газоотведение
- Промывание желудка
- Техника измерения артериального давления
- Артериальный пульс
- Введение лекарственных средств
- Уход за лихорадящими больными
- Уход за больными при рвоте
- Уход за больными при поносе
- Физиотерапия на дому
- Компрессы
- Криотерапия (лечение холодом)
- Горчичники
- Техника простейших лечебно-профилактических процедур при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Методика проведения ирригационных процедур в домашних условиях
- Лечебно-профилактическое применение лекарственных препаратов
- Водолечение
- Питание больных
- Характеристика некоторых диет
- Кормление слабых (лежачих) больных
- Вопросы для контроля
- Использованная литература
- Универсальная аптечка
- Словарь медицинских терминов