8. Основные противоэпидемические мероприятия
Профилактика инфекционных заболеваний и борьба с ними заключается в воздействии на различные звенья эпидемического процесса.
Источник инфекции
Выявление, изоляция и лечение больного; наблюдение за выздоравливающими;
в школьно-дошкольных коллективах для лиц, контактировавших с больным, объявляют карантин на весь инкубационный период; при дизентерии - максимум 7 дней, коклюше - 14 дней, ветряной оспе - 21 день. В период карантина ведется наблюдение за контактными для своевременного выявления заболевших.
Пути передачи – прервать эпидемический процесс на раннем этапе возможно путем
а) дезинфекции – обеззараживания факторов передачи. (Д. - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний на объектах внешней среды).
Различают профилактическую, текущую и заключительную дезинфекцию:
профилактическая — проводится постоянно, независимо от эпидемической обстановки: мытьё рук, окружающих предметов с использованием моющих и чистящих средств, содержащих бактерицидные добавки.
текущая (очаговая) — проводится у постели больного, в изоляторах медицинских пунктов, лечебных учреждениях с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний за пределы очага.
заключительная — проводится после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью освобождения эпидемического очага от возбудителей, рассеянных больным.
Методы дезинфекции:
- механический — механическое удаление микроорганизмов с поверхности объектов (чистка, мытье);
- физический — обработка лампами, излучающими ультрафиолет, кипячение белья, посуды, воды, продуктов питания уборочного материала, предметов ухода за больными и др. В основном применяется при кишечных инфекциях;
- химический (основной способ). Заключается в уничтожении болезнетворных микроорганизмов химическими веществами (дезинфецирующими средствами);
- комбинированный.
б) дератизации – уничтожения грызунов, которые могут быть распространителями ряда заболеваний (иерсиниоз, листериоз, лептоспироз)
в) дезинсекции – уничтожения насекомых-переносчиков, например, комаров при малярии, клещей при клещевом энцефалите, боррелиозе.
3. Восприимчивый организм (человек, коллектив) В качестве воздействия на восприимчивый организм используются мероприятия специфической и неспецифической профилактики..
Специфическая профилактика, заключается в создании искусственного иммунитета против инфекционных болезней. Известно, что распространение инфекции прекращается, если 95% населения (коллектива) обладает устойчивостью, т.е. иммунитетом. В связи с этим особое значение приобретает иммунизация населения. Для этого применяют вакцины и иммунные препараты. Выделяют плановую иммунизацию и иммунизацию по эпидемическим показаниям. В России плановая иммунизация начинается в детском возрасте.
Национальный календарь профилактических прививок
Возраст | 12 часов | 3-7 дней | 1 мес. | 3 мес. | 4,5 мес. | 6 мес. | 12 мес. | 18 мес. | 20 мес. | 6 лет | 7 лет | 13 лет | 14 лет | Взрослые |
Гепатит В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
Туберкулез |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дифтерия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ** |
Коклюш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Столбняк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ** |
Полиомиелит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
Краснуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| девоч |
| * |
Эпид. паротит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - не привитые ранее
** - каждые 10 лет с момента последней ревакцинации
Иммунизация по эпидемическим показаниям проводится в случае опасности распространения какого-либо инфекционного заболевания.
Неспецифическая профилактика направлена на повышение индивидуальной устойчивости организма к заболеваниям, в частности, инфекционным. Этой цели служат:
здоровый образ жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, психоэмоциональное благополучие, отсутствие вредных привычек);
коррекция дисбиоза, и лечение хронических очагов инфекции (хронические тонзиллиты, зубной кариес и т.п.);
закаливание;
витаминизация пищи.
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников