logo search
ОСМ-УП

Введение

Процессы социально-экономического реформирования, которые проводятся в настоящее время в России, в значительной степени изменяют все сферы жизнедеятельности, в том числе и формы медико-социального обеспечения населения. Вносятся изменения в законодательство об охране здоровья граждан, выходят и внедряются новые законы, отменяются привычные социальные льготы и заменяются новыми. В связи с этим показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны.

В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности как самостоятельное направление социальной работы.

Социальная работа проводится в медицинских стационарах с начала 1990–х годов, тем не менее, понимание ее роли, значения и непосредственного вклада в оказание помощи пациентам значительно возросло именно в последние время. По мере того как медицина уходит от рассмотрения своей деятельности лишь в соответствии с ограниченной моделью «болезни», и все больше осознает важность для здоровья человека взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, растет и признание, оценка вклада социальной работы в эту деятельность. В результате функции, которые выполняют социальные работники в современных медицинских учреждениях, становятся все более разнообразными и требуют широкого круга знаний и умений.

Работа социального работника подразумевает умение: провести обследование с целью выявления медико-социальных проблем клиента (включая расспрос, осмотр, ознакомление с документами, общение с окружением клиента, медицинскими работниками, юристами и т.д.); выявить медико-социальные проблемы клиента и наметить пути их решения; сформировать системы действия по их решению и осуществить процесс медико-социальной работы; провести анализ полученных результатов и, в случае необходимости, коррекцию проделанной работы.

В настоящее время наиболее часто встречаются следующие медико-социальные проблемы: 1) ухудшение здоровья вследствие заболеваний, травм, несчастных случаев, что влечет за собой появление социальных проблем, таких как ухудшение материально-бытового положения из-за временной или стойкой утраты трудоспособности; увеличение расходов на лекарственные средства и реабилитацию; 2) ухудшение здоровья по возрасту; 3) увеличение числа переселенцев, беженцев вследствие политической нестабильности возникновение проблем по их медико-социальному обслуживанию; 4) увеличение неполных семей; 5) увеличение числа пострадавших от чрезвычайных ситуаций и т.д. Все это убеждает в том, что значение вклада социальных работников в здравоохранение будет возрастать.

Социальный работник, взаимодействуя с системой отечественного здравоохранения, должен решить следующие задачи: оценить ситуацию, которая привела к социальной нестабильности клиента, и оказать помощь в решении медико-социальных проблем; помочь клиентам и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья; способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы; оценивать и улучшать медико-социальную поддержку; участвовать в анализе сложившейся ситуации и разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения; привлекать население к участию в социальной помощи; способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, этапах оказания медико-социальной помощи; совместно с органами здравоохранения способствовать формированию здорового образа жизни населения.

Социальный работник должен уметь оценить демографические показатели региона и сопоставить их с мировыми показателями (причины смертности, инвалидности и медико-социальные проблемы социально-значимых заболеваний, их распространенность и исход, способы и методы реабилитации).

Для решения таких многоплановых проблем социальный работник должен знать: этапы социальной работы при решении медико-социальных проблем клиента; сущность понятий «социальная медицина», «здоровье», «болезнь», «индивидуальное и общественное здоровье», их социальную обусловленность; показатели общественного здоровья, факторы риска здоровью; понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни» и их влияние на уровень индивидуального здоровья и показатели общественного; пути формирования здорового образа жизни; понятие о профилактике заболеваний; организацию медико-социальной помощи населению; особенности медико-социальной помощи отдельным категориям больных; признаки наиболее распространенных неотложных состояний и способы оказания неотложной медицинской помощи при этих состояниях.

Социальные работники должны быть знакомы с концепцией социально-медицинской работы в РФ, изучить базовую модель медико-социальной работы и пути ее дифференциации. Необходимо освоить содержание и методику технологий медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органах, с различными группами населения.

Важным фактором является также понимание деонтологических проблем в обслуживании и социальной работе с больными людьми и инвалидами. Знание перечисленных проблем позволит будущим специалистам избежать негативных моментов, возникающих при непосредственном контакте с больными людьми и инвалидами, проникнуться гуманностью и чувством общественной значимости своей профессии.

Социальный работник в процессе решения перечисленных проблем во взаимодействии с органами здравоохранения и общественными организациями медико-социальной ориентации выступает в качестве организатора и координатора.