150. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье – это:
а) состояние полного физического, психического и социального благополучия;
б) отсутствие психических расстройств, наличие резерва сил для преодоления
стрессов, гармония между человеком, окружающим его миром и обществом;
в) отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений,
гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень
иммунной резистентности;
г) отсутствие нервно-психических заболеваний и отклонений, гармоничное,
соответствующее возрасту психическое развитие, нормальный уровень
функций центральной нервной системы, социальная адаптация.
151. Основными путями решения задач сохранения психического здоровья учащихся являются
а) определение степени морфо-функциональной готовности детей к обучению
или работе;
б) создание ступенчатых режимов для обеспечения адаптации детей к новым
этапам обучения;
в) гигиенически рациональная организация занятий с соблюдением
благоприятного психологического микроклимата;
г) учет индивидуальных особенностей детей;
д) гигиенически рациональная организация отдыха детей.
152. Ведущими линиями развития называются:
а) функции, наиболее интенсивно формирующиеся в определенные возрастные
периоды и оказывающие влияние на дальнейший ход развития ребенка;
б) наиболее сформированные в данном возрастном периоде функциональные
системы ребенка;
в) функциональные системы, завершившие свое формирование в границах
данного возрастного периода;
г) функции, к которым в данном возрастном периоде предъявляются
наибольшие требования.
153. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей до года являются:
а) развитие эмоциональной сферы;
б) развитие моторики;
в) развитие сенсорной речи;
г) развитие моторной речи;
д) появление сюжетных игр.
154. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей от 1 до 3 лет являются:
а) развитие эмоциональной сферы;
б) развитие моторики;
в) развитие сенсорной речи;
г) развитие моторной речи;
д) появление сюжетных игр.
155. Ведущими показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей дошкольного возраста являются:
а) развитие моторики;
б) развитие речи;
в) появление сюжетных игр;
г) появление ролевых игр.
156. Ведущим показателем, характеризующим соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей школьного возраста является:
а) развитие моторики;
б) развитие речи;
в) появление сюжетных игр;
г) появление ролевых игр;
д) развитие интеллекта.
157. Интегральными показателями, характеризующими функциональное состояние центральной нервной системы, являются:
а) память механическая;
б) умственная работоспособность;
в) переключение внимания;
г) личностная тревожность;
д) эмоциональное состояние.
158. Для определения уровня и структуры интеллекта у детей и подростков могут быть использованы:
а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка);
б) тест САН;
в) тест Векслера;
г) хронорефлексометрия;
д) корректурные таблицы;
е) тест Люшера.
159. Для определения гармоничности психического развития у детей и подростков могут быть использованы:
а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка);
б) тест САН;
в) тест Векслера;
г) хронорефлексометрия;
д) корректурные таблицы;
е) тест Люшера.
160. Для оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста следует использовать:
а) корректурную фигурную пробу;
б) тест Векслера;
в) гарвардский степ-тест;
г) тест САН;
д) тест Люшера.
161. Для оценки субъективного состояния детей и подростков в процессе деятельности следует использовать:
а) корректурную пробу;
б) гарвардский степ-тест;
в) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции;
г) тест САН;
д) тест Люшера.
162. Признаками психоэмоционального неблагополучия, определяемого с помощью теста Люшера, являются:
а) расположение на первых позициях основных цветов (красный, желтый,
зеленый, синий);
б) расположение на первых позициях дополнительных цветов (серый, черный,
фиолетовый, коричневый);
в) расположение на последних позициях основных цветов;
г) расположение на последних позициях дополнительных цветов;
д) расположение на средних позициях основных цветов.
163. При исследовании эмоционального состояния с помощью теста Люшера у детей и подростков должны выполняться следующие требования:
а) использование стандартной цветовой гаммы;
б) однообразие тестовых карточек по фактуре и размеру;
в) наличие номеров на карточках для облегчения подсчета;
г) тестирование детей и подростков только в утренние часы.
164. С помощью теста САН определяется:
а) умственная работоспособность;
б) внимание;
в) самочувствие;
г) память;
д) активность;
е) настроение.
165. Для оценки уровня интеллектуального развития детей и подростков следует использовать тесты, отвечающие следующим требованиям:
а) валидность;
б) надежность;
в) научность;
г) адаптированность к социо-культурным особенностям региона (нации);
д) имеющие оценочные шкалы, разработанные на репрезентативных
совокупностях.
166. Критическими периодами нервно-психического развития детей и подростков являются:
а) период новорожденности;
б) 1 год;
в) 3 года;
г) 6-7 лет;
д) 11 лет;
е) пубертатный период.
167. Установите соответствие:
Критический период нервно-психического развития детей и подростков
1) 1 год
2) 3 года
3) 6-7 лет
4) пубертатный период
Психологические причины кризиса
А. Создание шкалы жизненных ценностей;
Б. Формирование я-системы (эго-системы);
В. Переход от реактивных к активным формам поведения;
Г. Осознание себя как субъекта в системе человеческих взаимоотношений.
168. Основными группами факторов, влияющих на нервно-психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков, являются:
а) социальные и образ жизни;
б) биологические;
в) состояния окружающей среды;
г) состояния медико-санитарной помощи;
д) наличие вредных привычек;
е) наследственная отягощенность
169. К социально-экономическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:
а) асоциальность семьи;
б)несовершенство психиатрической помощи детям;
в) эмоциональная депривация;
г) дидактогенные.
170. К биологическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:
а) анте-, пре- и перинатальная патология;
б) заболевания и травмы;
в) наследственная отягощенность;
г) эмоциональная депривация.
171. Общей закономерностью изменения степени влияния биологических и социальных факторов на нервно-психическое развитие ребенка является:
а) с возрастом уменьшается влияние биологических и увеличивается влияние
социальных факторов;
б) с возрастом увеличивается влияние биологических и уменьшается влияние
социальных факторов;
в) с возрастом увеличивается влияние и биологических и социальных факторов;
г) с возрастом уменьшается влияние и биологических и социальных факторов;
д) степень влияния факторов с возрастом практически не меняется.
172. Основы эмоционального развития личности ребенка закладываются:
а) на 1 году жизни;
б) в преддошкольном возрасте (2-3 года);
в) в дошкольном возрасте (4-6 лет);
г) во внутриутробном периоде.
173. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития в 1 год являются:
а) а) соблюдение норм двигательной активности ;
б) создание условий для предметной деятельности;
в) поддержание баланса раздражителей ( не более 30% тормозных);
г) поддержание баланса раздражителей ( не более 50% тормозных);
д) соблюдение единых педагогических требований;
е) создание условий для сюжетных игр;
ж) создание условий для ролевых игр.
174. Основными мероприятиями по профилактике нарушений нервно-психического развития ребенка в критический период развития - 3 года являются:
а) соблюдение норм двигательной активности ;
б) создание условий для предметной деятельности;
в) поддержание баланса раздражителей (не более 30% тормозных);
г) поддержание баланса раздражителей (не более 50% тормозных);
д) соблюдение единых педагогических требований;
е) создание условий для сюжетных игр;
ж) создание условий для ролевых игр;
з) отсутствие отсроченных реакций на поступки.
175. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития - 6-7 лет являются:
а) соблюдение норм двигательной активности;
б) своевременное определение готовности к систематическому обучению;
в) соблюдение единых педагогических требований;
г) соответствие форм и методов обучения морфо-функциональным
возможностям организма ребенка;
д) медико-педагогический контроль адаптации к обучению;
е) создание благоприятного психологического микроклимата на занятиях.
176. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии подростков в критическом периоде развития - 12-15 лет являются:
а) заблаговременное формирование устойчивых личностных интересов, мотивов
с положительной социальной направленностью;
б) заблаговременное формирование группы сверстников с положительной
социальной направленностью;
в) признание и использование самостоятельности, «взрослости» подростков;
г) создание анонимных консультативных медицинских психологических и
юридических консультативных служб;
д) организация занятий, лекций, бесед для подростков;
е) усиление педагогического и административного контроля за соблюдением
норм и правил поведения.
177. Установите соответствие:
Главное условие для нормального нервно-психического развития ребенка
1.Полноценный эмоциональный контакт
2.Возможность предметной деятельности
3.Возможность игровой деятельности
Возрастной период
А. 1 год жизни
Б. Преддошкольный возраст (2-3 года)
В. Дошкольный возраст (4-6 лет)
178. Основными условиями для нормального речевого развития ребенка в раннем и преддошкольном периоде являются:
а) полноценное речевое окружение;
б) формирование потребности в общении;
в) соблюдение количественных и качественных норм двигательной активности;
г) нормальное состояние слухового анализатора;
д) нормальное состояние зрительного анализатора;
е) развивающее обучение.
179. Нормально протекающая адаптация детей к условиям и режиму детского дошкольного учреждения характеризуется следующим:
а) к 5-7 дню нормализуется спонтанная речевая и игровая активность, к 15-20
аппетит и сон;
б) к 15-20 дню нормализуется спонтанная речевая и игровая активность, к 30-40
аппетит и сон;
в) к 30-40 дню нормализуется спонтанная речевая и игровая активность, к 15-20
аппетит и сон;
г) к 5-7 дню нормализуется аппетит и сон, к 15-20 спонтанная речевая и игровая
активность.
180. Для облегчения адаптации к условиям и режиму дошкольного образовательного учреждения предусматривается;
а) заблаговременное проведение прививок;
б) заблаговременный переход на режим ДОУ;
в) постепенное увеличение пребывания в ДОУ;
г) увеличение двигательной активности ребенка вне ДОУ;
д) уменьшение двигательной активности ребенка вне ДОУ;
е) медикаментозная терапия.
- Гигиена детей и подростков – возрастная гигиеническая наука.
- Методы изучения физического развития детей и подростков
- Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
- 91.Укажите район, в котором, по результатам оценки уровня биологического развития детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
- 92.Укажите район, в котором, по результатам оценки гармоничности морфо-функционального состояния детей, выявлена наиболее неблагоприятная ситуация:
- 147.Укажите район, состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- 148.Укажите район, состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- 149.Укажите район,состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным:
- Методы изучения и оценки нервно-психического развития и здоровья детей и подростков. Психогигиена
- 150. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье – это:
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни
- Качество окружающей среды и состояние здоровья детей и подростков
- Физиолого-гигиенические проблемы готовности детей к систематическому обучению и адаптации к нему
- 235. В отсрочке начала систематического обучения нуждаются следующие дети:
- Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня.
- Проблемы университетской гигиены.
- Гигиена обучения и труда детей и подростков при использовании пэвм
- Гигиена физического воспитания и закаливания.
- Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
- Гигиена питания детей и подростков.
- 578. Витамины и минеральные соли, рекомендуемые для использования при производстве продуктов детского питания для детей раннего возраста, содержатся:
- Гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков.
- Гигиеническая оценка учебной мебели и организации учебных мест
- Гигиеническая оценка издательской продукции для детей и подростков
- Санитарно-эпидемиологическая оценка игр и игрушек
- Санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.
- 825. В статьях федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г), касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков говорится о:
- 829. В соответствии с законом «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г):
- 834. Основными направлениями деятельности врача по гигиене детей и подростков фгуз «Центр гигиены и эпидемиологии» являются:
- 864. Игрушки в дошкольных образовательных учреждениях:
- Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
- Физиолого-гигиенические проблемы готовности детей к систематическому обучению и адаптации к нему
- Гигиена физического воспитания и закаливания
- Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
- Гигиенические основы проектирования , строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков.
- Санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.