3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
Под понятием «индивидуальное здоровье» подразумевают состояние здоровья индивида.
В настоящее время существует несколько десятков определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций.
«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987).
«Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». (Казначеев, 1983).
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)
Уровень здоровья часто характеризуют с позиций адаптационных возможностей организма.
В практической медицине для определения уровня здоровья используют, в первую очередь, показатели соматического, или физического, здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья детей дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:
- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;
- функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др.;
- резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;
- уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.
В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья.
1 группа здоровья. К 1 группе здоровья относятся лица, не имеющие хронических заболеваний и функциональных отклонений, с высоким уровнем резистентности организма. Физическое развитие — хорошее, гармоничное. Нервно-психическое — соответствует возрасту.
2 группа здоровья. Ко 2 группе здоровья относятся лица, не имеющие хронических заболеваний с наличием функциональных отклонений, с пониженной резистентностью, физическое развитие — нормальное или пониженное с нормальным или нерезко выраженным нервно-психическим развитием.
3 группа здоровья. К 3 группе здоровья относятся лица с наличием хронических заболеваний в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем, с наличием функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах, с пониженной резистентностью. Физическое развитие — нормальное или пониженное (все степени), нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
4 группа здоровья. К 4 группе здоровья относятся лица с наличием хронических заболеваний в стадии субкомпенсации, врожденных дефектов развития органов и систем, с наличием функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем, с низкой резистентностью. Физическое развитие — все степени физического развития; нервно-психическое развитие — нормальное или отстает.
5 группа здоровья. К 5 группе здоровья относятся лица с наличием тяжелых хронических заболеваний в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума, с резко выраженными или врожденными функциональными отклонениями различных органов и систем. Резистентность низкая. Физическое развитие — все степени физического развития; нервно-психическое развитие — нормальное или отстает.
По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы, регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания.
Группы для занятий физической культурой
Основная - лица без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме
Подготовительная - лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний
Специальная - лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах. Занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются.
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников