Глава 5 ритмодвигательная терапия
Рассматриваемый в данной главе метод ритмодвигательной терапии является синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии – собственно телесно‑ориентированной и танцевальной; кроме того, он включает в себя также подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике (Malkina‑Pykh, 2001; Малкина‑Пых 2003, 2004а, 2004б).
Разница в подходах ритмодвигательной терапии и тех психотерапевтических техник и методик, которые рассмотрены в главах 3 и 4, зависит от их фундаментальных оснований и от формулировки поставленных задач.
Телесно‑ориентированная терапия работает в основном со статическими зажимами, представляющими собой группы активных, возбужденных мышц, которые в обычных состояниях сознания никогда не расслабляются. Такие зажимы можно снять специальными видами массажа или упражнениями, позволяющими осознать эти зажатые группы мышц. Иногда осознания зажатости достаточно для устранения напряжения.
Кроме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации либо снять с помощью массажа или пассивного расслабления. Динамические зажимы проявляются в действиях, при необходимости реагировать движением на какой‑либо физический или психический стимул. Такие зажимы также неосознанны и проявляются в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. Динамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себя статические, поэтому, когда первые снимаются, статические зажимы уходят автоматически. Ритмодвигательная терапия (РДТ) работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.
В танцевальной терапии реализация поставленных целей достигается с помощью использования преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения взаимоотношений. Основной принцип танце‑двига‑тельной терапии состоит в том, что клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т. е. применяется недирективный стиль терапии). В данном виде терапии более важно то, как движение чувствуется, чем то, как оно выглядит, т. е. к основным методам танце‑двигательной терапии относятся спонтанный танец или танцевальная (в том числе – контактная) импровизация.
Основоположница танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейс (Спасе, 1953) вводит в практику понятие «ритмическая групповая активность», которое используется в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе. В одной из своих последних работ Бонни Микумс (Meekums, 1992) сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией. Ее терапевтическая работа с нарушенными взаимоотношениями в диаде «мать – ребенок» – это исследование временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрение ритмической синхронной интеракции и использование «концепции диалога» в танцевальных интеракциях. Применение ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» (Лабунская, 1994) каждого из партнеров и с учетом социально‑психологических и физиологических функций ритма.
Ритмодвигательная терапия, в отличие от танцевальной терапии, преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». В этом смысле занятия ритмодвигательной терапией в группе больше похожи на занятия в группах ритмической гимнастики.
Считается, что ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70‑е годы прошлого столетия. Первооткрывателем «аэробики» принято считать известную американскую киноактрису Джейн Фонду. Однако нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика возникла именно тогда, хотя заслуга Джейн Фонды в популяризации и развитии аэробики для широких слоев населения во всем мире несомненна.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы