5.1. Из истории ритмической гимнастики
Еще в античном мире танцы и физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец – силы и выносливости. С развитием цивилизации, научно‑технического прогресса, со все большей угрозой гиподинамии на рубеже ХГХ‑ХХ веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шпи‑са, сокольская система, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова и др.
В середине ХГХ века в Чехии возникла так называемая сокольская система гимнастики, важную роль в разработке которой сыграл профессор эстетики Пражского университета М. Тырш. Для сокольской гимнастики характерны статичность, прямолинейность, резкость движений, условность поз и положений. В сокольской гимнастике впервые возникли выступления и массовые соревнования – «всесокольские слеты». Сокольская гимнастика была самой популярной в начале XX века и вновь в несколько синтезированном, модернизированном виде возродилась в 30‑х годах и просуществовала в качестве ведущей системы длительное время, вплоть до наших дней, в форме утренней, гигиенической, производственной, школьной гимнастики (Ли‑сицкая, 1988).
В 1912 году Г. И. Гурджиев (1877–1949) организовывал классы ритмического движения в Тифлисе при Институте гармонического развития человека. Гурджиев создал множество техник для работы над осознанностью, в том числе «священные танцы и движения», которые преследовали высшие цели символической космологии и одновременно – внутренние психологические цели: самонаблюдение в процессе действия. Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть – разработал самостоятельно. При правильном подходе эти танцы гармонизируют различные энергии внутри тела; способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами; поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно. Таким образом, основная цель использования священных танцев Гурджиева состояла в гармоничном развитии человека, то есть эти танцы и движения предназначались для соединения ума и чувств с движениями тела. Один из последователей Гурджиева создал филиал его школы в США в 20‑е годы.
В 20‑30‑х годах прошлого столетия Женевьевой Стеббинс и ее последовательницей Бесс Менсендик под влиянием шведской функциональной гимнастики и системы Ж. Демени были разработаны методы, позволяющие воспитать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения. Французский физиолог Ж. Демени считал, что физические упражнения должны быть динамичными, а не статичными, совершаться с большой амплитудой. С популярностью этого направления, построенного на принципе свободной пластики, значительно расширились средства гимнастики. Ж. Демени научно обосновал применение динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений на растяжение и расслабление мышц, упражнений с предметами (булавами, палками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки.
Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Франсуа Дельсарта (1811–1971), который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета и пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике – ритмопластического. Созданная им «грамматика художественного жеста» стала применяться не только в драматическом искусстве, которым он занимался, но и в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений под музыку.
Теория выразительного двигательного навыка легла, в частности, в основу гимнастики Л. Н. Алексеевой. Она окончила одну из студий, которые в большом количестве возникли в России в начале прошлого века, – Московские классы пластики. В ее системе «гармонической гимнастики» уделялось большое внимание этюдной работе, импровизации, спортивно‑танцевальным постановкам, пантомиме и танцу. Уникальность алексеевской системы заключалась в том, что на уроке исполнялись не упражнения, а законченные выразительные этюды, сочиненные Алексеевой на определенную музыку и имеющие определенную гимнастическую задачу. Алексеева создала более трехсот этюдов. Занятия по ее системе – это и гимнастика, и театр, и соборное действо. На часовом уроке ученики выполняли от тридцати до сорока этюдов, заставляя трудиться все группы мышц, все тело – от головы до кончиков пальцев (Миллер, 1 990).
Среди явлений, вызвавших повышенный интерес не только к балету, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, опять необходимо вспомнить искусство Айседоры Дункан, о которой уже говорилось в главе 4. Ее совершенно новые для этого времени принципы пластической выразительности были сенсацией в Европе. Айседора Дункан оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого затем и оформилась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовые формы физической культуры.
Как это ни парадоксально, но именно в суровые послереволюционные годы Россия захотела танцевать свободный танец, культ гармонического тела в то время казался какой‑то панацеей. И еще один российский послереволюционный феномен – непредставимое, нереальное (по сегодняшним меркам) количество научных подразделений, возникших в те годы ради изучения человеческого тела и его движения. Этой проблемой занимались несколько научных центров, и прежде всего Хореологическая лаборатория при Российской академии художественных наук во главе с А. Ларионовым и А. Сидоровым. В ее работе участвовали многие известные философы, музыковеды, психологи. Как и мастера фотографии («светописи», как тогда говорили), которые фиксировали все: и выступления студий, и экспериментальные показы, и попытки создания «алфавита движений» (записи элементов движения геометрическими фигурами). Они провели четыре выставки «Искусство движения» (1925–1928) (Михайлова, 2000).
Повышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом (1865–1950) в 1910 году в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика».
При жизни его называли «пророком ритма», и он действительно им был. Эмиль Жак Далькроз, швейцарский педагог, композитор, органист и пианист, в течение восемнадцати лет преподававший в Женевской консерватории теоретические и практические дисциплины, был новатором. В историю музыки он вошел как создатель системы музыкально‑ритмического воспитания, ритмической гимнастики (впоследствии укоренился термин «ритмика»), в основу которой была положена связь музыки с движением. По сути это была еще одна попытка осуществить синтез различных искусств – музыки, танца, пластики и слова. Орхестика, высшее танцевальное искусство в античной эстетике, – вот идеал Жака Далькроза, к которому он стремился.
Праздники ритмических игр в Хеллерау собирали тысячи зрителей, среди гостей были Б. Шоу, П. Клодель, М. Рейнгард, К. Станиславский, С. Дягилев, В. Нижинский. Положительно о системе Жака Далькроза отзывались С. Рахманинов и К. Пенде‑рецкий. С 1913 года курсы ритмической гимнастики проводились практически по всей Европе. В России уже в 1909 году начались занятия по ритмике в доме В. Поленова, а затем в школе сестер Гнесиных.
Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Во время занятий сольфеджио Жак Далькроз обнаружил, что некоторые ученики не в состоянии воспроизвести даже самую простую музыку, а затем увидел, что движения тела помогают отвечать всем ее нюансам. Он обнаружил, что к музыке и ритму нужно добавить движение. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитания. Вот что пишет Жак Даль‑кроз о методе ритмической гимнастики (Жак Далькроз, 1922, 2002; Jacues‑Dalcroze, 1980):
1. Всякий ритм есть движение.
2. Всякое движение материально.
3. Всякое движение протекает во времени и пространстве.
4. Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам всеобщего ритма.
5. Наше сознание слагается из материалов физического опыта.
6. Ясность интеллектуального восприятия достигается чисто физическими средствами.
7. Внести порядок в движение человека – значит воспитать в нем чувство ритма.
Органическое сочетание музыки и движений – основа метода Жака Далькроза. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия. Вначале они применялись среди музыкантов и артистов, позднее – и в физическом воспитании.
В России самым известным ритмистом был князь Сергей
Волконский, также ученик Жака Далькроза, автор множества статей о ритмике. Один из первых пропагандистов и популяризаторов в России метода Жака Далькроза, в 1912 году в Санкт‑Петербурге он основал Курсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики – «Листки курсов ритмической гимнастики» (всего вышло 6 номеров). Курсы закрылись с началом Первой мировой войны. Князь Сергей Волконский был одним из основателей Института ритмики в Москве в 1919 году (Волконский, 1992).
В 1923 году по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского создается «Студия пластического движения» под руководством З. Д. Вербовой, в программу которого включалась ритмическая гимнастика, хореография, акробатика.
В дальнейшем на протяжении трех десятилетий, с конца двадцатых и до начала шестидесятых, оставались незыблемыми бастионы гимнастики прямолинейных поз и положений, жестко канонизированной по форме, малоинтересной по нагрузке, исполняемой под звуки фортепиано. После выхода книги Моники Бекман «Джаз‑гимнастика» в Стокгольме в 1971 году, а затем в Штутгарте в 1975 году возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания. Цель джаз‑гимнастики – устранить недостатки телосложения, осанки, повысить функциональные возможности организма, улучшить способности к восприятию музыки и двигательному ее выражению, воспитать «танцевальность», грациозность. Помимо традиционных средств, в джаз‑гимнастике широко используются элементы джазового танца, который развивался и распространялся одновременно с джазовой музыкой. Так же, как и музыка, джазовый танец имеет негритянское происхождение. Его создали американские негры, соединившие основные элементы африканских плясок с движениями европейского танца (Лисицкая, 1994).
Европейский способ танца (классического, бального) требует от танцора держать туловище выпрямленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Такой централизованный контроль за телом позволяет точно выполнять вращения, удерживать равновесие, он создает предпосылки для чистоты и точности движений. Африканцы же не танцуют с выпрямленной спиной и напряженным туловищем. Их движения как бы выходят из разных центров, различные части тела двигаются независимо друг от друга, часто с одинаковыми скоростью и амплитудой. Этот двигательный принцип называется полицентрикой.
Еще один из основных принципов, унаследованных джазовым танцем от примитивных негритянских плясок, – изоляция. Он характеризуется способностью к движению отдельных частей тела независимо друг от друга. Условными центрами в джазовом движении становятся голова, плечи, руки, грудная клетка, таз и ноги. Исполнители джазовых танцев двигаются мягко, создается впечатление, что все движения абсолютно расслабленны.
Специфическими признаками джазового танца являются также мультипликация и оппозиция. Мультипликация означает разложение одного простого движения внутри ритмической единицы на множество составных. Типичный пример – различные виды джазовой ходьбы. Принцип мультипликации получил развитие в брейк‑дансе.
Оппозиция означает положение или противодвижение той части тела, которая требует движения другой части. Например, грудная клетка движется в одном направлении по отношению к тазу, а голова – в обратном направлении относительно грудной клетки. Об оппозиции говорят при обозначении положения отдельных частей тела, когда намеренно нарушается прямая линия.
Основными характерными чертами джаз‑гимнастики, по определению одного из ведущих специалистов Чехословакии Р. Смолика, являются:
• высокая плотность занятий за счет использования показа и минимальной затраты времени на объяснения;
• использование средств из области искусства в модифицированной форме, позволяющей решать задачи физического воспитания;
• сочетание движения с музыкой;
• коллективный методический подход;
• несоревновательная направленность занятий, основная задача – достижение и поддержание оптимального функционального развития занимающихся.
Как и многие другие специалисты (К. Шаберт, У. Фишер‑Мюнстерман, Ж. Нарска), Смолик отмечает, что не все упражнения под джазовую музыку можно считать джаз‑гимнастикой. Они должны отражать содержание музыки и иметь соответствующую лексику, окраску, т. е. должны быть построены на пластике современных, в первую очередь джазовых, движений, для которых характерна пространственная и ритмическая независимость движений отдельных частей тела.
Теперь перейдем к понятию «аэробика», которое впервые было введено доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры (Купер, 1976). Свою оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов, которая, кстати, в первозданном виде создавалась для военных, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал «аэробикой» (от слова «аэробный» – кислородный).
В середине 70‑х годов аэробика Купера стала популярна не только у него на родине, но и в Европе. В эти же годы основная идея Купера была подхвачена его соотечественницей Д. Сорен‑сен и внедрена в область танцевальной гимнастики. В то время как джаз‑гимнастика завоевывает популярность в Европе, в США бурно развивается аналогичное направление под названием «аэробические танцы», «аэробная гимнастика», «гимнастическая аэробика» и др.
На арену выходят не только специалисты в этой области, но и известные актеры: Джейн Фонда, Синди Ромм, Марлен Ша‑рель и др. Высокое актерское мастерство телеведущих, их двигательная культура способствовали популяризации аэробики.
Аэробика, так же как и джаз‑гимнастика, по‑разному называется в разных странах и даже в разных группах. Это и тонизирующая гимнастика, и аэробная гимнастика, и поп‑гимнастика и т. п. Все эти направления, незначительно различающиеся между собой, по сути являются атлетической формой ритмической гимнастики.
В ритмической гимнастике заметно также влияние восточной системы физических упражнений, особенно гимнастики йогов. Гимнастическая система йогов была в свое время высоко оценена И. М. Саркизовым‑Серазини, а позже академиком П. К. Анохиным. Она нашла широкое применение в так называемой психофизической гимнастике, позволяющей резко повысить оздоровительный эффект от физических упражнений за счет включения мощных резервов психики. Приоритет в разработке системы психофизической тренировки принадлежит К. Динейке (Динейка, 1986). Многие элементы гимнастики йогов широко применяются в ритмической гимнастике, в основном в заключительной части занятий для снятия возбуждения и усиления оздоровительного эффекта.
Таким образом, современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав существовавших гимнастических систем. Именно на фундаменте европейских гимнастических школ зародилось и выросло здание современной ритмопластической гимнастики, хотя она и впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев. Для ритмической гимнастики необходимы четыре компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм.
К основным направлениям ритмической гимнастики – танцевальной аэробики – кроме джаз‑гимнастики (джаз‑аэробики), относятся: диско‑аэробика, брейк‑аэробика, рок‑аэробика и фанк‑аэробика.
Диско‑аэробика.В основе диско‑гимнастики лежат элементы, характерные для танцев в стиле диско, рок‑н‑ролла, твиста. Эти элементы, определяющие «дисковый стиль», очень просты. Техника исполнения базируется на чередовании мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки.
Диско‑гимнастика построена на широком использовании шагов, подскоков, прыжков. Движения рук и ног сочетаются чаще всего на основе «перекрестной» координации (правая рука – левая нога, и наоборот), а не односторонней, что характерно для джаз‑гимнастики (правая рука – правая нога, и наоборот).
Брейк‑аэробика.По сути брейк‑данс – это сплав танца, пантомимы, гимнастических и акробатических движений, элементов борьбы, бокса. В брейк‑дансе нашли свое место как импровизация, сольные партии, так и коллективные, четко отработанные и согласованные движения.
Начальный брейк основывался на комбинациях движений из различных видов борьбы – карате, кунг‑фу, бокса. Затем добавились элементы джаз‑танца, плавные движения рук, ног (без этого ведь не обойтись, создавая собственный стиль).
В брейке множество стилевых направлений, и каждому танцующему этот танец предоставляет возможность найти себя. Одному легче удаются акробатические силовые элементы, другому – стиль «робот», широко использующий элементы пантомимы, третьему – «египетский стиль» (или, как его еще называют, «фараон»), включающий многие элементы национальных танцев.
Собственно брейк – это гимнастические и акробатические элементы, выполняемые близко к полу или на полу: кувырки, «вертолеты», вертушки, повороты на спине и т. п. Но брейк‑данс включает в себя еще и «электрические бути»: скользящие длинные шаги по полу, повороты на месте, волнообразные движения рук, туловища, создающие впечатление невесомости.
Рок‑аэробика.Здесь широко используются элементы танца рок‑н‑ролл. Как музыкальная форма рок‑н‑ролл возник из трех больших джазовых музыкальных направлений: шаффл‑блюз, который принес джаз, кантри‑вестерн – западный стиль, ритм‑блюз, который был музыкой цветных из южных штатов США.
Поначалу рок‑н‑ролл был танцем‑монологом, затем его стали исполнять группой. И только в 50‑х рок‑н‑ролл становится танцем‑диалогом для двух партнеров.
Фанк‑аэробика.Фанк – одно из направлений джазового танца. Движения этого танца довольно сложные, но интересные. Особенность техники заключается в пружинящих движениях стопой (отрыв пятки от пола и постановка ее снова на пол), коленом (небольшие сгибания и разгибания колена). Большая нагрузка при этом ложится на икроножную мышцу.
Кроме рассмотренных выше направлений ритмической гимнастики и танцевальной аэробики, необходимо сказать еще о некоторых новых направлениях аэробики, поскольку программа ритмодвигательной терапии использует также элементы и упражнения этих систем.
Тай‑бо – новый вид аэробной тренировки с использованием техники восточных единоборств.
А‑бокс.Необычная и смелая идея – соединить аэробику и боевые искусства – лет 15 назад пришла экс‑чемпионке мира по контактному бою шведке Ивонн Лин, посвятившей себя впоследствии аэробике. Используются элементы различных видов единоборств, четкость движений, возможность развивать координацию, выносливость, силу и быстроту реакции.
Бокс‑аэробика и карате‑аэробикабазируются на основных элементах соответствующих видов спорта. Элементы упражнений связываются в комбинации, имитирующие движения боксера на ринге или каратиста на татами. Выполняются под ритмичную стимулирующую музыку в одиночку или в паре.
Как уже было сказано во введении к данной главе, ритмодви‑гательная терапия является синтезом различных направлений телесно‑ориентированной и танцевальной терапии и ритмической гимнастики.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы