Глава 1 душа и тело: системный подход
Cовременный период развития наук о человеке, и психологии в том числе, характеризуется стремлением к пониманию организма как целостной системы. В соответствии с холистическим (целостным) подходом все функции организма и психики взаимосвязаны. Рассматривать личность как целое – значит рассматривать личность во всех ее аспектах (тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т. д.), но это не то же самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей. Необходимо воспринимать личность как интегрированное функциональное единство различных аспектов целого во времени и пространстве.
Тем не менее необходимо признать, что в нашей культуре господствует пренебрежительное отношение к телу и отрицание телесно‑инстинктивного функционирования. Мы чаще воспринимаем свое тело как объект, а не как свое «Я», т. к. наше восприятие, наше мышление, наши эмоции, наши убеждения и интуиция, наше поведение – все это подвергается мощному формирующему влиянию со стороны социума. Большинство из нас иногда, а то и постоянно наказывают, ненавидят или игнорируют свое тело. Западная цивилизация принимает это как само собой разумеющееся явление, хотя так было не всегда и в других культурах это не так. На то, как человек живет в своем теле, влияют многочисленные и разнообразные причины. Это пережитый опыт и основополагающие убеждения и верования, преобладавшие в семье и образовательной системе. Культурные традиции также подкрепляют наше отношение к телесному. При этом двойственное отношение к телу прослеживается на протяжении всего существования человеческой цивилизации.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы