3.1.1. Техники
Напряженные мышцы снижают уровень энергии, блокируют подвижность, а также ограничивают уровень экспрессии. Приведенные ниже упражнения позволяют войти в контакт со своими напряжениями и снять их с помощью соответствующих движений. Эти упражнения позволяют научиться заземлению, углубить дыхание, обострить ощущение своего тела и увеличить экспрессивность.
Значительная часть упражнений приводится в форме инструкций, которые ведущий группы дает клиенту.
Техника 1. Диагностика блоков Упражнение 1
Ведущий предлагает клиенту лечь на кушетку и изучает его напряжения и зажимы:
1) дыхание: дышат ли грудь, живот, мышцы таза;
2) насколько эластична грудная клетка при дыхании (и насколько она податлива при надавливании);
3) способен ли клиент намеренно дышать животом (ведущий кладет свою руку на живот и просит, чтобы тот подышал под рукой);
4) ощупывается грудь и живот – определяется степень болезненности или ощущение щекотки, насколько живот выпущен и т. п.;
5) интенсивно прощупываются бедра – степень болезненности или ощущение щекотки. Определяется степень напряженности мышцы или ее «киселеобразность». И напряженная, и «киселеобразная» мышцы блокируют прохождение энергии;
6) исследование ягодичных мышц (техника та же);
7) анализ блокированности таза: подвижность таза вперед‑назад при дыхании, участие тазовых мышц в дыхании. Клиент выполняет следующее упражнение: встать, слегка согнув колени, стопы строго параллельны на расстоянии 25 см одна от другой, тяжесть тела на основании пальцев ног. Нужно отставить таз назад как можно дальше, еще немного сгибая ноги в коленях, и сделать движение как бы опорожнения кишечника. В этом случае расслабляются мышцы тазового дна. Затем мышцы тазового дна сокращаются. Клиент может не чувствовать разницы между сокращением и расслаблением мышц тазового дна, и это свидетельствует о напряжении мышц, т. е. что он не способен их расслабить. (Многие люди при этом упражнении ощущают неловкость – страх опозориться. Некоторые женщины испытывают подобные чувства в ситуации интимной близости.) Или клиент может почувствовать, что лишь сознательное усилие освобождает мышцы тазового дна, которые затем самопроизвольно сокращаются. Генезис хронических напряжений мышц тазового дна связан с ранним тренингом чистоты, с ранними мастурба‑ционными запретами либо с аналогичными запретами пубертатного периода;
8) исследование мышц задней части шеи и плеч. Важно проверить напряжение паравертебральных мышц шейного отдела позвоночника, особенно в месте соединения шеи с черепом (техника проверки та же, что в п. 4);
9) горловые зажимы. О них свидетельствует тихий высокий голос, частое возникновение «комка» в горле, спазмы горла при волнении, частые подташнивания, при которых трудно вызвать рвоту (раздражая пальцами слизистую глотки);
10) исследование круговых мышц рта. При хроническом напряжении этих мышц напряжение не осознается. При пальпации верхняя и нижняя губы напряженные, губы плотно сомкнуты, вокруг рта имеются специфические круговые морщины;
11) диагностика напряжений жевательных мышц (как в п. 4);
12) диагностика напряжений круговых мышц глаз. Наличие радиальных морщин, затуманенного взора, «неживых» глаз, отсутствие слез при плаче – признаки блока этой области;
13) оценка уровня заземления (об этом см. выше). Опишем ряд упражнений, выполнение которых дает возможность осознать напряжение мышц и его влияние на дыхание, а также позволяет снизить напряжение.
Техника 2. Заземление
Упражнение 1. Усиление заземления и вибрации (рис. 3.1)
Стопы на расстоянии около 45 см друг от друга, легко повернуты внутрь так, чтобы почувствовать ягодичные мышцы. Нужно прогнуться вперед и коснуться пола пальцами рук (а не ладонями). Колени легко согнуты. Вес тела на основаниях больших пальцев ног, руки расслаблены. Голова опускается как можно ниже, подбородок опущен. Дыхание ртом свободное и глубокое. Нужно наклониться вперед так, чтобы вес тела остался на основании подушек больших пальцев ног. Это упражнение выполняется в течение как минимум 25 дыхательных циклов, число которых постепенно доводится до 60. Через какое‑то время ноги начинают дрожать, что означает прохождение через них волны возбуждения. Если же дрожания нет, то ноги слишком напряжены. В таком случае можно спровоцировать дрожание медленным сгибанием и выпрямлением ног. Движения должны быть небольшими: их цель – расслабление колен.
Существует два условия хорошего заземления:
1. Эластичность колен – колени как «амортизаторы тела». Если на тело сверху действует какая‑то сила, колени сгибаются. Нагрузка приходится на нижнюю часть спины.
2. «Выпущенный живот». Для многих людей «выпустить» живот очень трудно. Это противоречит их представлениям о подтянутости (втянутый живот и выпяченная грудь). Это установка солдата, который должен функционировать как автомат. Напряженный живот связан с подавлением сексуальности, печали и т. п. и затрудняет брюшное дыхание. «Выпускание» жи‑
вота очень неприятно для женщин. В викторианское время женщины носили корсеты, чтобы скрыть свою сексуальность. Внешний корсет создает корсет психологический. Многие мужчины также противятся «выпусканию» живота. Если даже живот торчит – это не значит, что он выпущен. Живот при этом может быть напряженным. На высоте пупка или таза может находиться «стискивающий обруч», создающий затор для движения энергии.
Упражнение 2. «Выпустить» живот
Поставьте стопы параллельно на расстоянии 25 см. Легко согните колени. Не отрывая пяток от пола, подайте тело вперед, но так, чтобы вес тела остался на пятках. А теперь следует как можно больше «выпустить» живот. Дыхание свободное, ртом. Цель упражнения – ощущение напряжения в нижней части тела.
Упражнение 3. Арка Лоуэна (рис. 3.2)
Стопы на расстоянии около 40 см друг от друга, повернуты несколько вовнутрь.
Положите обе зажатые в кулаки ладони на область крестца, большие пальцы направлены вверх.
Согните колени так сильно, как можете, не отрывая пяток от земли. Прогнитесь назад, опираясь на кулаки. Вес тела на пальцах ног. Линия, соединяющая центр стопы, середину бедра и центр надплечья, изогнута дугой. В этом случае «освобождается» живот. Если имеются хронически напряженные мышцы, то человек, во‑первых, не в состоянии выполнить упражнение правильно, а во‑вторых, чувствует эти хронические напряжения как боль и неудобство в теле, препятствующие выполнению этого упражнения.
Упражнение 4
Примите исходное положение – стопы параллельны, колени слегка согнуты, таз расслаблен и слегка смещен назад. Затем позвольте верхней части тела наклониться вперед, пока не почувствуете вес тела на передних частях стоп. Вам может показаться, что вы сейчас упадете лицом вперед, но на самом деле, если потеряется равновесие, достаточно сделать шаг вперед. Равновесие не потеряется, если ваша голова находится на одной линии с телом.
Поднимите голову так, чтобы вы могли смотреть прямо перед собой. Для правильного равновесия представьте себе, что вы несете на голове корзину.
Сейчас с поднятой головой позвольте вашей груди стать впалой, а животу расшириться так, чтобы ваше дыхание было полным и глубоким. Позвольте земле поддерживать вас.
Поначалу такая позиция может казаться неудобной. Она даже может доставлять боль по мере того, как напряженные мышцы растягиваются. Это нужно просто терпеливо принять. Когда мышцы расслабляются, боль в конце концов стихает. Нет повода опасаться, что боль усилится. Ее можно легко перенести, особенно если вы очень хотите, чтобы жизненная энергия свободно двигалась в вашем теле.
Упражнение 5
Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Попробуйте присесть на корточки и удержать эту позицию без какой бы то ни было опоры. Если определенная опора необходима, возьмитесь за какую‑либо мебель перед собой. Правильная позиция на корточках требует, чтобы обе пятки прикасались к полу, а вес тела покоился на передней части стоп.
Если вам требуется опора, выполнить упражнение можно другим способом: перед приседанием под пятки подкладывается свернутое полотенце. Валик должен быть настолько толстым, чтобы обеспечить сохранение этой позиции. Эта подпорка не должна быть удобна, иначе цель упражнения – растяжение спаз‑мированных мышц ног – не будет достигнута. Достижение этой цели можно приблизить, перенося попеременно тяжесть тела вперед и назад.
Если приседание начнет вызывать боль, опуститесь на колени, отведите стопы назад и сядьте на пятки. Это может оказаться болезненным, если голени и стопы напряжены. Если это так, присядьте снова, чтобы расслабить лодыжки.
Упражнение 6
Сядьте в кресло, опирая обе стопы о пол, в своей обычной позиции. Поднимайтесь, отталкиваясь от пола, а не опираясь о кресло. Чтобы это выполнить, перенесите вес тела на подушечки стоп, затем упритесь стопами в пол и оттолкнитесь прямо вверх. Выполняя это движение, вы имеете сильный контакт с почвой. Повторите еще раз это упражнение, но сейчас поднимитесь с кресла так, как делаете это обычно.
Чувствуете ли вы разницу между этими двумя способами встать с кресла? Повторите упражнение два или три раза, пока разница не станет очевидной. Когда отталкиваетесь вверх, полностью используйте свои ноги. При обычном подъеме с кресла сильнее всего вовлечена верхняя часть тела, а также требуется больше усилий.
Упражнение 7
Примите позицию стоя, стопы совершенно параллельны на расстоянии 20 см. Колени должны быть слегка согнуты, а вес тела перенесен вперед. Положите ладонь на промежность. Затем составьте пятки вместе, сделав из стоп латинскую букву V. Ощущаете ли вы, как ягодицы напрягаются и сжимаются?
Походите немного с развернутыми наружу носками и обратите внимание, как мало грации осталось в ваших движениях. А сейчас сделайте несколько шагов, ставя стопы параллельно. Ощущаете ли вы значительную разницу в движениях?
Понаблюдайте за походкой других людей, замечаете ли вы разницу у тех, кто ставит стопы параллельно, и тех, кто выворачивает их наружу?
Упражнение 8
Станьте одной или двумя стопами на деревянный валик или палку от щетки. Как и в других упражнениях, ноги должны быть босыми, для того чтобы усилить ощущения в стопах. Можете перемещать валик так, чтобы он надавливал на перед стопы, ее свод или на пятку.
Повысилась ли после выполнения упражнения чувствительность стоп? Появился ли лучший контакт с почвой, чем раньше? Ощущаете ли вы разницу в степени расслабления тела?
Упражнение 9
Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Слегка согните колени. Наклонитесь вперед, перенося вес тела на подушечки стоп. Чувствуете ли вы, что вас как бы что‑то толкает вперед? Именно таким образом мы ходим.
Сейчас сильнее согните колени и перенесите вес на передние отделы стоп. В этот раз не отрывайте пятки от пола. Чувствуете ли вы, как отраженная от пола сила переместилась вверх, выпрямляя ваши колени?
Повторите этот маневр в третий раз с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к земле. В этот раз наклонитесь вперед и расслабьте таз. Замечаете ли вы, как таз передвигается вперед?
Упражнение 10
Стопы параллельны на расстоянии около 30 см. Колени немного согнуты, ладони лежат на коленях. Цель упражнения – колебание таза со стороны в сторону при помощи только ног и стоп. Верхняя часть тела должна быть расслаблена и неактивна.
Перенесите вес тела на передний отдел правой стопы, выпрямите правое колено и позвольте тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, надавите на нее, после чего легко выпрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Сейчас переместите вес на правую ногу и повторите маневр, стараясь вызвать передвижение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую около 5 раз.
Большинство людей может двигать тазом, лишь скручивая верхнюю часть тела, но так как это движение «не соединено с землёй», оно выполняется без грации и не приносит удовольствия. Заземленное движение действует возбуждающе, в то время как вынужденное – мучительно.
Техника 3. Снятие блокировки мышц таза Упражнение 1. Вращение бедрами
1. Стать на легко согнутых в коленях ногах, стопы параллельно на расстоянии 30 см. Вес тела на передней части ног (с акцентом на подушке большого пальца). Живот выпущен. Руки лежат на бедрах.
2. В этой позиции человек вращает бедрами слева направо. Это движение должно захватить таз и минимально – верхнюю часть корпуса и ноги. Дыхание свободное, ртом.
3. 12 раз движение в одну сторону, затем в другую. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, сдерживается ли дыхание, остается ли тазовое дно и сфинктер прямой кишки расслабленным, согнуты ли колени.
4. Нельзя утверждать, что если человек легко делает это упражнение, то он свободен от генитальных напряжений и сексуальных проблем. Но можно утверждать, что неспособность легко выполнить упражнение говорит о сексуальных проблемах. Очень важно, чтобы при выполнении упражнения человек был «заземлен», иначе движениям таза недостает эмоциональной окраски.
Упражнение 2. Движение таза
Помогает осознать напряжение в тазе и нижней части спины. Позиция лежа на спине.
1. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на коврике.
2. На вдохе таз подается назад, ягодицы при этом больше упираются в коврик, живот максимально выпускается.
3. Затем выдох, сопровождающий движение таза кверху (таз немного приподнимается), при этом стопы легко надавливают на коврик (заземление).
4. Упражнение повторяется в течение 15–20 дыхательных движений. Дыхание свободное, ртом. Важно, чтобы в этом упражнении дыхание было брюшное и «шло в таз»; должны быть скоординированы дыхательные движения и движения таза, а ягодицы расслаблены. Если стопы теряют ощущение контакта с ковриком, то таз не свободен в своих движениях.
5. Если есть напряжение в нижней части тела, то люди подталкивают (!) свой таз вверх вместо того, чтобы позволить ему свободно колебаться в тазобедренных суставах. В этом случае таз выносится вверх напряженными мышцами живота и ягодицами. Такое механическое движение блокирует спонтанные движения таза и ограничивает сексуальные проявления.
Техника 4. Выражение чувств
Упражнение 1
Клиент ложится на кушетку. Ноги расслаблены. Руками он держится за край кушетки (или матраца). Нужно поднять ногу и бить по матрацу преимущественно пяткой (т. е. нужно не просто бить, а лягаться). Сначала это делается в медленном темпе и с небольшой силой, затем темп и сила ударов увеличиваются. В конце удары должны быть очень сильными и быстрыми. Если эти удары выполняются как единое движение, проходящее через все тело, то движения ног скоординированы с движениями головы. При выполнении упражнения клиент вспоминает о пережитых несправедливостях. Вариант выполнения: оно сопровождается не просто глубоким дыханием, но криком «нет!». Кричать нужно так долго, как только возможно. Этот крик нужно повторить несколько раз. В этом случае удары ногами – это сильный протест. Количество ударов может вначале быть 25, затем – 45 и постепенно доводится до 200. Это упражнение позволяет выразить гнев, кроме того, оно освобождает таз.
Упражнение 2
Клиент бьет кулаками (если это мужчина) или теннисной ракеткой (если это женщина) матрац. Нужно стать в основную биоэнергетическую стойку (стопы на расстоянии 25 см, колени слегка согнуты, вес тела на основании пальцев). Затем он медленно поднимает руки вверх за голову, несколько прогибая спину назад и растягивая мышцы рук и спины. Затем клиент бьет кушетку, сопровождая это словами «заткнись!», «убью!», «нет!», «почему?!» и т. п. Это упражнение разряжает гнев, но сама по себе разрядка гнева – не цель. Цель же тут – достижение грации. Поэтому нужно бить не так, чтобы разрушить или уничтожить, а так, чтобы сохранить грацию, т. е. движение должно быть плавным. Клиент, готовя удар, растягивает свое тело от стоп вверх, занося плечи как можно дальше назад. Это движение, как зарядка лука. Сам же удар выполняется как отпускание рук из «заряженной» позиции, а не как сокращение мышц. Поэтому удар – это расслабленное и свободное движение. Если это упражнение выполняется правильно, то от стоп до ладоней протекает волна возбуждения, придавая этому движению грациозность. Подъем рук вверх – мягкое и деликатное движение, удар – мощное и твердое. Таким образом, секрет этого упражнения не в ударе, а в растяжке. Это упражнение снимает напряжение с плеч и верхней части спины.
Упражнение 3
Упражнение является примером интенсивной телесной работы, которая может происходить в биоэнергетической группе. Его используют, когда в группе уже создана атмосфера сплоченности и доверия.
Выберите партнера. Один член группы будет работать, другой – помогать. Если вы собираетесь работать, лягте на спину на матрас, мат или мягкий ковер. Расслабьтесь, согните колени, расставьте ноги на расстояние около 45 см. Глаза закройте и сосредоточьтесь на глубоком дыхании. Дышите мягко и глубоко около минуты. Свет в помещении должен быть приглушенным.
Лежа с закрытыми глазами, представьте один из следующих случаев из вашего детства: 1) когда вы плакали и хотели, чтобы вас успокоили; 2) когда вы хотели исследовать что‑нибудь, а вас удерживали и вам мешали; 3) когда вы пришли в ярость, потому что родители хотели, чтобы вы что‑то сделали, а вы отказывались; 4) когда вы взяли игрушку другого ребенка, а ваши родители были вынуждены на это отреагировать. Зрительно вообразите сцену как можно детальнее и представьте реакцию отца или матери. Выразите свои чувства к родителям в этой ситуации. Говорите, плачьте, кричите, выполняйте любые действия, которые кажутся вам подходящими. Не сдерживайте никаких звуков. Даже если вы просто вздыхаете, делайте это так, чтобы было слышно. Если вы начинаете движение, например деретесь, брыкаетесь или к чему‑то тянетесь, продолжайте его. Постарайтесь выражать свои эмоции вербально и невербально. Когда почувствуете, что закончили, полежите какое‑то время спокойно, с закрытыми глазами.
Сделайте пять или шесть вдохов и выдохов, широко, как в испуге, раскройте глаза и как можно шире раздвиньте пальцы рук и ног. Продолжайте так 2–3 минуты. Затем возьмите полотенце и засуньте его как можно глубже в рот. Зажмите полотенце зубами и тащите его изо всех сил, издавая звуки. Это действие может помочь снизить напряжение в челюстях. Через 4–5 минут выньте полотенце изо рта, возьмите его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее, выкручивайте. Наконец, расслабьтесь и снова сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Теперь закройте глаза и вновь вообразите сцену со своими родителями. На этот раз придумайте другой ответ им. Скажите им это вслух. Через несколько минут откройте глаза, подышите мягко и глубоко, посмотрите на своего помощника. Когда закончите, поменяйтесь с ним местами.
Роль помощника состоит в том, чтобы облегчать работу партнера и успокаивать его своим присутствием. Если вы помощник, чаще напоминайте партнеру, чтобы он продолжал глубоко дышать и издавал звуки. Помощники, имеющие опыт биоэнергетической работы, знают и более активные вербальные способы для облегчения экспрессии. Будьте мягким, вдумчивым и не провоцируйте партнера. Если заметите, что мышцы партнера напряжены или что ему тяжело дышать, можете с его разрешения помассировать напряженные участки, чтобы расслабить напряжение. Когда партнер закончит упражнение, помогите ему расслабиться и глубоко дышать. Затем спросите, как он себя чувствует и не можете ли вы сделать для него что‑нибудь еще.
Участники должны принимать во внимание свои и чужие ограничения, чтобы понять, насколько глубоко тут можно продвинуться. Желательно также полагаться на квалифицированного и компетентного ведущего.
Техника 5. Дыххание Упражнение 1
В позиции сидя, лучше всего на твердом стуле, произнесите своим обычным голосом «а‑а‑а», глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по крайней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием.
Чтобы поправить свое дыхание повторяйте это упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но может появиться одышка. Это организм реагирует интенсивным дыханием, чтобы повысить уровень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабиться. Этот процесс может закончиться плачем.
Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Непрерывное использование голоса требует поддерживать непрерывный выдох. Это упражнение будет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже.
Упражнение 2
Примите ту же позицию сидя, что и в предыдущем упражнении. В течение одной минуты дышите нормально, для того чтобы расслабиться. Далее, на выдохе, издайте звук, продолжающийся в течение полного выдоха. Старайтесь издать такой же звук во время вдоха. Вначале это может быть трудно, но, немного поупражнявшись, этого можно добиться. Чувствуете ли вы, как воздух всасывается внутрь тела? Прежде чем вы чихнете, тело всасывает воздух с силой, и это расслабляет мышцы. Ощущали ли вы это когда‑либо?
Упражнение 3
Вы ложитесь на валик (например, из одеяла), который лежит на табурете высотой 0,5 м (рис. 3.3). Дыхание ртом. В этой позиции хорошо растягиваются мышцы спины, которые при этом расслабляются, «отпуская» грудь. Дыхание самопроизвольно углубляется. Может появиться боль в спине. Если она небольшая (а главное, если нет патологии позвоночника), то следует продолжать – и боль уйдет.
Это упражнение настолько энергетически раскачивает подавленные эмоции и ослабляет мышечные блоки, что часто возникает феномен неосознанной экспрессии – плач, рвота и т. п. Человека как бы «прорывает». Если это случается, это означает, что биоэнергетическая работа опережает аналитическую. Поэтому нужно подтянуть аналитическую часть: человек должен знать, что он выражает.
Упражнение 4
Освобождает горловые зажимы и стимулирует спонтанное углубление дыхания. Это же упражнение «подталкивает» к плачу (а возможно, и к крику). В позиции сидя следует расслабиться (насколько это возможно), затем выдыхать стон (один стон на один выдох), который делается как можно дольше. Нужно постараться сделать стон и на вдохе. После трех полных циклов со стоном стон на выдохе изменяется на звук «ух» или звуки рыдания. Это же делается и на вдохе. Когда выдох доходит до живота, это часто заканчивается непреднамеренным плачем. Причем человек может удивленно сказать: «Я не чувствую грусти». Ничто так не исправляет дыхание, как плач. Плач – главный механизм освобождения от напряжения у детей.
Техника 6. Обретение грации
Упражнение 1
Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, например, ходьбу, подметание, приготовление пищи или писание письма.
Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда‑то успеть, что едва осознаете свою походку? Чувствуете ли вы, как неграциозны ваши движения? Попробуйте освободить себя, так, чтобы вы чувствовали каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Если это упражнение вызывает ощущение, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходьбе. Иными словами – сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убедитесь, что можете, двигаясь свободно, без забот, почувствовать удовольствие просто от того факта, что вы живете.
Упражнение 2
Это упражнение основывается на простом движении протягивания руки так, как если бы вы хотели с кем‑то поздороваться или что‑то кому‑то передать. Встаньте в такую позицию, чтобы ваши стопы стояли параллельно на расстоянии 20 см, слегка согните колени. Это ваша основная позиция стоя. Протяните руку так, как если бы вы хотели с кем‑то поздороваться или кому‑то что‑то вручить. Затем опустите ее вниз и попробуйте еще раз. Сейчас, прежде чем вы протянете руку, стопу с той же стороны прижмите крепче к полу и слегка наклонитесь вперед. Волна, которая создает это движение, должна начаться от земли и пройти через все тело.
Почувствовали ли вы это движение более точно, чем раньше? Почувствовали ли, как включилось в это движение все тело? Почувствовали ли разницу между движением, которое включает тело, и изолированным движением?
Техника 7. Ощущения и чувства Упражнение 1
Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли его выражение? Сможете ли почувствовать, как напряжены губы? Чувствуете ли напряжение в челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли? Чувствуете ли какое‑либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево‑вправо, вперед‑назад? Не слишком ли жестки плечи? Сможете ли вы двигать ими легко вперед‑назад, вверх‑вниз?
Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли бедра? Каково их положение? Когда вы сидите, чувствуете ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?
Чувствуете ли вы, как стопы прикасаются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы ощущаете свои стопы?
Техника 8. Сексуальность и духовность Упражнение 1
Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли видеть свою спину, когда повернете голову. Выпрямлены ли ваши плечи, поднята ли голова, не выпячен ли назад таз? Сейчас поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см, выдвиньте таз вперед. Ощущаете ли вы, как ваша спина округляется или сгибается и рост уменьшается? Медленно отставьте таз. Наблюдаете ли вы, как ваша спина выпрямляется? Какие чувства ассоциируются с каждой из этих позиций? Какая из них является вашей обычной позой?
Теперь согните колени и постарайтесь, чтобы таз был расслаблен и им можно было двигать. Дышите глубоко и свободно, стараясь почувствовать, как волна дыхания доходит до глубины таза. Ощущаете ли вы ее движение в этой области? Как можно описать это ощущение? Ощущаете ли вы какое‑либо беспокойство при этом движении? Такое движение отсутствует у большинства людей.
Упражнение 2
Стопы параллельны на расстоянии 20 см, колени слегка согнуты, корпус немного наклонен вперед. Расслабьтесь и «отпустите» таз естественно, как это описано в предыдущем упражнении. Сделав животом глубокий вдох, постарайтесь вызвать давление на дно таза. Одновременно попробуйте расслабить анальный сфинктер, как будто хотите выпустить газы. (Не волнуйтесь: если вы ничего не сдерживали, газы не выйдут.)
Затем осознанно подтяните анус и дно таза вверх, зажимая ягодицы. Чувствуете ли вы, как нарастает напряжение? Попробуйте опустить дно таза. Дает ли это чувство расслабления? Повторите упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием тазового дна.
Чтобы развить чувствительность к состоянию дна таза, повторяйте эти упражнения несколько раз в течение дня, во время прогулки, сидя за рабочим местом или во время какой‑либо другой деятельности. Возможно, вам придется уделить много внимания этой части тела, прежде чем удастся достичь тут полного расслабления, но это усилие будет щедро вознаграждено увеличивающейся интенсивностью сексуальных ощущений.
Техника 9. Структурная динамика тела
Упражнение 1
Примите исходную позицию стоя, описанную в предыдущих разделах. Оглянитесь через левое плечо, поворачивая голову как можно дальше влево. Удержите эту позицию в течение нескольких дыхательных циклов и старайтесь почувствовать напряжение в мышцах, идущих от основания черепа к спине. Поверните голову вправо и посмотрите через правое плечо, несколько раз глубоко вдохнув и выдохнув.
Для того чтобы измерить гибкость талии, поднимите руки с согнутыми локтями на высоту плеч. Сейчас поверните тело максимально влево и удержитесь в этой позиции на несколько циклов дыхания. Затем поверните тело вправо и удерживайте позицию в течение нескольких циклов дыхания. Чувствуете ли вы, насколько напряжены мышцы спины и талии? Сохраняете ли вы способность при этом вдыхать нижней частью живота? Стоите ли вы в нужной позиции (стопы параллельны, колени слегка согнуты, тяжесть тела немного смещена вперед)?
Техника 10. Лицом к миру Упражнение 1
Примите исходную позицию стоя, описанную выше. Выдвиньте подбородок вперед и удержите его в этой позиции в течение 30 секунд, дыхание равномерное. Чувствуете ли вы какую‑либо боль в височно‑челюстном суставе? Напряжены ли мышцы? Подвигайте напряженной выдвинутой челюстью вправо‑влево. Это движение может вызвать боль в затылке. Сейчас откройте рот как можно шире и отметьте, сможете ли вы положить между зубами три средних пальца ладони. У многих людей напряжение мышц подбородка настолько сильное, что они неспособны широко раскрыть рот.
Позвольте подбородку расслабиться. Сейчас снова выдвиньте его вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз «Не буду!» соответствующим тоном. Звучит ли ваш голос убедительно? Можете также выполнить это упражнение, произнося «Нет!». В биоэнергетической терапии клиент использует голос и произносит «Не буду!» и «Нет!» как можно громче для утверждения своей воли. Чем сильнее она будет выражена, тем сильнее будет чувство собственного «Я».
Техника 11. Спокойствие разума Упражнение 1
Найдите спокойное место. Сядьте в кресло таким образом, чтобы стопы находились на полу и стояли параллельно. Держите голову немножко поднятой и сидите прямо. Почувствуйте, как ягодицы прикасаются к креслу. Руки расположите на коленях. Не напрягайтесь, иначе упражнение не достигнет цели.
Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании, не делая при этом специальных усилий. Осознайте, что вдох и выдох происходят самопроизвольно.
Почувствуйте волны дыхания (возбуждения), проходящие через тело, которое движется вверх при вдохе и вниз при выдохе. Сконцентрируйтесь на этой волне, позволяя ей проходить каждый раз все глубже до низа живота и таза. Чтобы этого достичь, вы должны расслабить нижнюю половину тела, позволив нижней части живота выпятиться вперед, а тазовому дну опуститься. Большинство людей подтягивает дно таза вверх, как говорилось выше. Ощущаете ли вы, как дыхательная волна поднимается с самого низа, со дна таза? Делайте это упражнение в течение 10 минут. Пусть внимание, разум останутся сконцентрированными на вдохе и выдохе так, чтобы вы почувствовали пульсацию своего тела. Ощущайте ее всем телом от стоп до головы.
Если вам это удастся, можете в течение нескольких секунд осознавать, что вы являетесь частью пульсирующей Вселенной. В этот момент вы раздвигаете свои границы, растворяясь во Вселенной.
ГРУППОВОЙ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Данный тренинг направлен на снятие хронических мышечных напряжений, на обучение механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического. Упражнения основаны на концепции психологической защиты, образующей «броню характера», которая тормозит функционирование организма, согласно представлениям А. Лоуэна. Данный тренинг взят из работы Грачевой (2003).
Упражнение 1. Групповое дыхание
Биоэнергетическая разминка перед началом занятия для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.
Участники встают в круг. Ноги надо расставить на расстояние 90 см, вес тела перенести на пальцы ног, колени слегка согнуть, тело расслабить.
Нужно взяться за руки и сделать не менее 16 циклов брюшного дыхания, медленного и глубокого, выдох можно озвучивать, не напрягая связок. Участники ориентированы на то, чтобы осознавать все возникающие ощущения и чувства. Глаза смотрят на партнера. Закончив совместное дыхание, встряхнуть все тело, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Затем сделать несколько прыжков для энергизации тела. Прыгать медленно, еле отрывая ноги от пола.
Упражнение 2. Крик
Направлено на осознание своих чувств и ощущений, открытая коммуникация, снижение напряжения в очагах хронических мышечных зажимов.
Участники садятся на пол, закрывают глаза; дыхание глубокое (1–2 мин.). Внимание на своем дыхании, надо ощутить течение воздуха‑энергии во всем теле: как реагируют мышцы, кости, кровеносные сосуды на поступающую с глубоким дыханием энергию. Через 1 – 2 мин. участники начинают озвучивать выдох с переходом на крик расслабленным горлом. Медленно встают. Звук делается громче, в нем участвует все тело: помогайте себе руками, ногами, «колотите воздух». Полное звучание удерживается некоторое время, затем постепенно стихает.
Если участник не может «выдать» полный, свободный крик, ему нужно помочь: во время крика слегка сдавить шею, это усиливает крик, освобождает напряжения вокруг рта и связок. Губы и челюсти должны быть свободны. Для освобождения челюсти можно массировать ее мышцы. Крик затихает, внимание опять на дыхании, участники медленно опускаются на пол, ложатся на спину. При вдохе надо произносить «со», при выдохе – «хум» («со хум» в переводе с санскрита означает «это я», кроме того, соответствует естественному звуку дыхания). Дыхание становится все более глубоким. Одна ладонь лежит на уровне диафрагмы, другая – ниже на животе, внимание – на плавном движении диафрагмы и низа живота. Надо осознать, что вдыхаемый воздух – это питание, необходимое организму. Глубокое дыхание и сосредоточенность в течение 5‑10 мин. Через 2–3 мин. можно заменить звуки на жужжание при каждом выдохе. Надо ощутить наэлектризованность в комнате и в своем теле.
Следует выполнять упражнение с полной отдачей; чтобы не отвлекаться на других участников, на первых порах все можно делать с закрытыми глазами.
Упражнение 3. «Звучащее тело»
Направлено на освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений, включение в работу всех резонаторов.
Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание брюшное, выдох озвучивается без напряжения связок словом «ом». Это элементарная мантра для концентрации внимания на дыхании. Через несколько дыхательных циклов (4–5) нужно направить звук в голову: звучит голова, включены все головные резонаторы (чем большее расслабление будет достигнуто, тем активнее заработают резонаторы). Энергия выдоха увеличивается, звук наполняет плечи, руки и грудную клетку, далее – солнечное сплетение и живот, все тело «излучает» звук.
Руководитель может сказать, что нужно, почувствовать или представить, как воздух выходит не через дыхательные пути, а через поры кожи; с ним вместе по телу распространяется и вырывается наружу через каждый участок тела звук «ом». Можно варьировать ритм дыхания. Увеличение ритма помогает быстрее достичь состояния «звучащего тела», но в этом случае требуется опыт ведущего, так как могут появиться состояния измененного сознания, из которых нужно будет вывести участника.
Это упражнение вызывает резкое расслабление мышц, выплеск застоявшейся энергии; тело становится пустым и легким. Затем требуется небольшой отдых. После выполнения хорошо вспоминать ситуации отдыха: например, жара, пляж, вы пробудились после сна на солнце: головокружение, тошнота, нет сил подняться и дойти до освежающего душа, но в нем спасение. Участники, преодолевая слабость, поднимаются и идут в душ (кабинки на пляже).
Завершает упражнение воображаемый ледяной душ. Важна установка, что душ – это лекарство, бальзам, спасение: «Уходит слабость, тошнота, вы наполняетесь энергией».
Упражнение 4. Зоны звучания
Тренировка переключения внимания. Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание глубокое. Выдох озвучивается словом «ом», при этом каждый подносит руку поочередно к животу, груди, голове, отмечая рукой участки, «как если бы» нагреваемые солнцем. Соответственно этому переключаются зоны звучания (грудная, головная, брюшная). Если группа небольшая, это может делать руководитель.
Следующий этап: участники представляют себя лежащими на берегу моря, набегающие волны омывают разные участки тела (ноги, живот, грудь, шею и плечи, голову). Соответственно работают зоны звучания. До появления первой волны тело «мертвое», абсолютно расслабленное. Необходимо представить себе, что теплая волна приносит оживление участку тела, которого достигает, последняя волна, самая сильная, покрывает все тело; чтобы не захлебнуться, нужно вскочить резко. При резком подъеме с задержкой дыхания на фоне расслабления с глубоким дыханием тело энергезируется, кажется, что по нему проходит электрический ток.
Упражнение 5. Резонанс
Направлено на освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений (а не для постановки голоса).
Качество звучания характеризуют громкость, диапазон, включенность резонаторов. Причиной монотонности, то есть ограниченности в самовыражении, являются хронические мышечные напряжения.
Упражнение выполняется стоя, можно ходить по комнате.
Необходимо сконцентрировать внимание (глубокое погружение) на собственном дыхании: движении диафрагмы, дыхательных путях. Далее нужно попробовать «родить» звук, очень осторожно озвучить выдох, ощутить вибрации связок и резонаторов. При следующем выдохе отправить звук в потолок (не смотреть туда, глаза могут быть полузакрыты), попробовать достичь резонанса с потолком, то есть услышать, что звук, отраженный от потолка, слился с новым «рожденным» звуком.
Следующие этапы: резонанс со стенами, полом, с мягким ковром, с окном, с космосом. Практика показывает, что легче всего резонанс «получается» с полом, поэтому можно начинать с него, чтобы участники быстрее почувствовали эффект.
Условие: нельзя задавать общую тональность, упражнение может выполняться совместно, но слушать следует только свой диалог с различными объектами.
Вариант: резонанс с воображаемым объектом – животным, врагом, другом; наблюдатели могут отгадывать воображаемый объект. Этот вариант можно выполнять после освоения первого этапа – резонанса с подлинными объектами. При выполнении упражнения можно помогать себе массажем шеи: большой палец правой руки в углу правой челюсти, средний палец сдавливает шею поочередно в трех местах – верх, середина, низ.
Упражнение 6. Гнев
Симулирование выражения чувств, исследование чувства в контролируемых условиях; усиление циркуляции крови и кислорода.
Это активное биоэнергетическое упражнение. Может выполняться всеми участниками или каждым членом группы по очереди.
Участник опускается на колени перед спортивным матом и наносит по нему удары кулаками сильно, но расслабленно. В ударе участвует все тело. Дыхание глубокое, рот открыт, нельзя сдерживать звуки, они могут быть любыми: крик, слова, выражающие чувство гнева. Как и во всех предыдущих упражнениях, здесь необходимо внутреннее содержание – на кого или на что направлен гнев.
Брыкание: лечь на ковер, свободно раскинуть ноги и медленно начать брыкаться, увеличивая темп и интенсивность удара. Надо колотить ковер кулаками, вертеть головой, сопровождая физические движения выкриками: «Нет!», «Не хочу!» и т. д.
Условие: не играть гнев, а выполнять заданную схему действий с максимальным включением.
Упражнение 7. Устроить скандал
Направлено на чувственное расслабление, освобождение реакций от контроля сознания. Подготовительное упражнение – «Крик» или «Гнев».
Если группа не более 1 0–1 2 человек (в противном случае группа делится пополам: одна половина работает, другая наблюдает, выполняя одновременно упражнение «Ролевое разыгрывание»), из нее выбирается водящий – «тихоня». Задача группы – довести «тихоню» до гнева, скандала. Способы тут с удовольствием предлагают сами участники. Приведем два из них:
1. Группа занимается общим делом (танцует, строит дом, играет в казаков‑разбойников), игнорируя «тихоню», прогоняя его; «тихоня» должен пристроиться в общее дело, но ему это не удается, потому что у группы задача противоположная.
2. Группа издевается над «тихоней», заставляет его принимать глупые позы, говорить дурацкие тексты и т. д. «Тихоня» пробует «заставить» себя уважать, но этого не получается.
И в том, и в другом случае «тихоня» должен закончить скандалом, после чего получает желаемое уважение. Это игра. Но любая группа всегда легко вовлекается в «издевательство», и «тихоня», зная наперед, что это игра, к моменту скандала не играет, а почти верит, что отношение группы к нему именно такое, поэтому скандал не требуется разыгрывать, нужно только разрешить его себе, в чем и состоит задание.
Условие: «тихоня» обязан довести дело до конца, то есть добиться внимания группы, и никакие уходы в себя, оправдания (типа «ну и не надо», «мне и одному хорошо», «займусь чем‑то таким, что их заинтересует») не разрешаются. Проявления гнева, страха и т. д. не только способствуют выходу заблокированных чувств, но и неизбежно предшествуют выражению положительных эмоций.
Телесные терапевты утверждают, что сильное физическое высвобождение аффекта может привести к личностным изменениям (Olsen, 1976).
Упражнение 8. Энергетический круг
Направлено на энергизацию тела, повышение мышечной и психической активности.
После выполнения упражнения «Крик» или любого другого релаксационного упражнения все участники ложатся в круг, ногами к центру: ноги разведены, и ступни соседей соприкасаются, руки также разведены, глаза смотрят вверх. Группа начинает совместное глубокое дыхание, при выдохе произносится «ом».
Руководитель может дирижировать ритмом дыхания, ускоряя его. При дыхании в ускоренном ритме длительное время (5‑10 мин.) ощущается покалывание во всех мышцах, возможны легкие судорожные явления в конечностях. Это показатель эффективности упражнения, освобождения от хронических мускульных напряжений. Внимание сконцентрировано на выдыхаемой энергии и распространении ее по всему телу при выдохе. Длительность упражнения – не менее 5 мин. Участники могут чувствовать теплоту в конечностях, учащенное сердцебиение, вибрации рук и ног.
Упражнение 9. Наблюдать за дыханием
Способствует «вытягиванию» цепочки ассоциаций и приучает тело реагировать на изменение дыхания.
Это древнее дзенское упражнение. После упражнения на расслабление участники лежат или сидят на полу в свободных позах. Объект внимания – собственное дыхание. Задание: дышать, прислушиваясь издалека; дышать, подслушивая; дышать, входя в холодную воду; дышать под душем; дышать, плывя против течения и т. д. Внимание остается на дыхании, но тут тело следует за дыханием и на него реагирует, то есть задача противоположна задаче в упражнениях на воспоминание, где начинает тело. Если участник не освоил предыдущий цикл упражнений, связанный с дыханием («Зоны звучания», «Резонанс», «Крик»), то имитация дыхания в данном упражнении слабо вовлечет тело в процесс и тело окажется неактивным.
Упражнение 10. Переключение дыхания
Цель та же, что и в предыдущем упражнении, кроме того – тренировка переключения внимания.
После освоения упражнения «Наблюдать за дыханием» участникам предлагается переключаться с одного способа дыхания на другой, но задание изменяется коренным образом: не «дышать, входя в холодную воду», а сначала «входить в воду», потом дышать и т. п. По команде руководителя происходит переключение. Скорость переключения зависит от уровня подготовки группы, пауза между заданиями – от 2 мин. до 15 сек.
ПАРНЫЙ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Д. Л. Розенберг (Бурлачук и др., 1999) предложил парный биоэнергетический тренинг – биоэнергетическую работу в парах (возможный вариант: участники группы биоэнергетического тренинга разбиваются на пары). Чтобы вместе работать, следует открыться как самому себе, так и партнеру. Многие люди в состоянии пережить сексуальное возбуждение при мастурбации и фантазировании, но присутствие другого человека может заблокировать эти переживания. Вместо них возникают чувства вины и стыда. Чрезвычайно важно, чтобы во время выполнения парных упражнений между партнерами установился такой контакт и понимание, которые позволили бы каждому из них принять, пережить чувства, возникающие в собственном теле, и выразить эти чувства, осознавая присутствие другого человека. Если во время упражнений возникает сексуальное возбуждение, его нужно принять, пережить всем телом, не сводя исключительно к генитальному переживанию. Стремление к ге‑нитальному оргазму тут значительно снижает позитивный результат. После выполнения упражнений следует поделиться с партнером своими переживаниями, а не скрывать их из чувства стыда или вины (по тем же соображениям их не стоит скрывать и от группы). Следует попытаться отойти от эгоцентрического взгляда на партнера (т. е. когда он нравится, его с удовольствием массируют, поглаживают, ему помогают; а когда нет – избегают прикосновения к нему). Другой человек ценен сам по себе и вне системы моих желаний и потребностей.
Тренинг состоит из двух этапов: подготовительного и собственно биоэнергетического. Цель подготовительного этапа – создание качественной партнерской коммуникации. Биоэнергетический этап связан с проработкой телесных блоков.
При выполнении упражнений один из партнеров становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим.
Упражнение 1. Ощущение другого человека
После установления вербального контакта партнеры ложатся рядом на коврик «валетом». Рука кладется на живот партнера в области солнечного сплетения. Важно ощутить партнера, биение его сердца, «мир» внутри его тела, а также синхронизировать ритмы дыхания.
Упражнение 2. Разговор глазами
Это упражнение делается в тишине, без слов. Нужно сесть «по‑турецки» лицом к лицу и как можно ближе друг к другу. Партнеры смотрят в глаза друг другу и при этом держатся за руки (руки на весу). Легко ли вам быть в контакте? А партнеру? Не сдерживается ли дыхание? Затем следует закрыть глаза и уйти в себя, в свое «нутро». Попробуйте найти свой «центр», место покоя в центре себя, внутреннюю тишину. Почувствуйте, что значит быть с собой. Откройте глаза и снова вернитесь к партнеру. Затем опять возвратитесь к себе. Это движение от внутреннего состояния к внешнему и обратно способно породить сильные переживания.
Упражнение 3. Разговор с использованием рук
Позвольте «голосу» своих рук говорить с партнером. Это может выглядеть так: «Сильно сдерживаюсь, так как очень нервничаю, а твое спокойствие дает мне чувство уверенности». Рука партнера может ответить: «Не опасайся, ты не причинишь мне боли». Следует выразить руками свое чувство партнеру. После этого – вербальное обсуждение пережитого.
Упражнение 4. «Я‑Ты»
Обхватите голову партнера ладонями. Почувствуйте этот «предмет», находящийся в ваших руках. Многие люди, собственно, так и воспринимают других (как предмет). Затем скажите партнеру: «Ты! Ты! Ты!..» – глядя ему в глаза. Это упражнение помогает открыться другому человеку.
Упражнение 5. Ощущение энергии другого человека
Потрите немного руки, чтобы их разогреть и возбудить в них энергию. Приблизьте ладони очень близко к ладоням партнера (на расстояние в несколько миллиметров). Ощущайте присутствие партнера. Затем «танец» руками: один партнер ведет, а другой сопровождает. Движения медленные. Упражнения начинаются с позиции сидя на пятках, а затем партнеры поднимаются и продолжают «танец» стоя (руки к рукам). Лидер «танца» может возникнуть спонтанно. Затем обсуждение.
Упражнение 6. Приветствие без слов
Партнер, который выбрал пассивную роль в предыдущем упражнении, ложится на спину и сгибает ноги в коленях. Стопы на полу. Активный партнер сидит на пятках у головы пассивного (колени активного партнера касаются темени пассивного). Активный партнер максимально приближает свои руки к ушам пассивного партнера, но не прикасается к ним. Пассивный партнер чувствует присутствие «здесь и сейчас» активного партнера. Затем активный партнер прикасается к голове пассивного и, пытаясь дышать в его ритме, рассматривает его живот, грудную клетку и старается увидеть тут признаки напряжения. При синхронизации дыхания блоки партнера чувствуются лучше.
Упражнение 7. «Развитие» дыхания
Исходная позиция – как в упражнении 6. Активный партнер без прикосновения подносит ладонь к каждому напряженному участку тела пассивного партнера. Это очень помогает последнему расслабить напряженные участки. Часто бывают напряжены верхняя (область ключиц) и нижняя (область солнечного сплетения) части грудной клетки. Активный партнер кладет пальцы на эти места и давит на них во время выдоха пассивного партнера. Грудь часто при этом «открывается». Затем одна рука активного партнера помещается над грудью, а другая над животом пассивного партнера. Пассивный партнер на вдохе сначала поднимает грудь (грудное дыхание), а затем – живот (брюшное дыхание) и таким образом совершает полный цикл дыхания. Если случается так, что пассивный партнер задерживает воздух в конце выдоха, то следует положить обе руки на область ключиц и надавливать на грудную клетку в конце выдоха. Это вовлекает верхнюю часть грудной клетки в дыхание.
Упражнение 8. Массаж задней части шеи, надплечий и лица
Технику массажа мы здесь не описываем. Важно, что этот массаж расслабляет мышцы лица, помогает убрать привычную «маску». Возможно, что этот массаж вызовет плач или другие эмоции.
Упражнение 9. Растягивание пассивного партнера на спине активного
Ягодицы пассивного партнера должны быть на уровне нижней части спины активного партнера. Активный партнер несколько сгибает колени, укладывает на себя партнера, а затем распрямляет колени и поднимает партнера вверх. Поднимать нужно не спиной, а ногами. Руки партнеров соединены. На вдохе пассивного партнера активный опускает его руки вниз, при выдохе – вверх. Голова пассивного партнера опирается на голову активного, а ноги расслабленно висят.
Упражнение 10. Движение таза
К этому упражнению можно приступить только тогда, когда дыхание пассивного партнера плавное и глубокое.
Пассивный партнер ложится на спину и сгибает колени. Стопы на полу. Он должен дышать настолько свободно и глубоко, чтобы чувствовать движение в теле. Активный партнер садится между ног пассивного партнера на пятки, причем своими коленями касается ягодиц пассивного партнера (как бы подпирает их). Активный партнер касается ладоней, а затем стоп пассивного партнера. Свое дыхание активный партнер синхронизирует с дыханием пассивного. Если дыхание пассивного партнера тормозит сексуальные ассоциации, то следует вернуться к углублению его дыхания.
Лежащий партнер представляет себе, что он дышит гениталиями (ими вдыхает и выдыхает). Активный партнер берет пассивного за бедра так, что большие пальцы находятся на выступах таза, а остальные пальцы держат таз по бокам. Нужно помогать поднимать таз на выдохе. Это движение выполняется в течение 5 минут. Важно согласовать движение таза и дыхание.
Упражнение 11. Движение таза и ног
Иногда дыхание и движение таза становится трудным в связи с напряжением. Чтобы его убрать, активный партнер берет пассивного партнера за пятки и, подтягивая к себе (растяжка мышц ноги), трясет телом партнера. Затем следует давить на пятки лежащего партнера во время выдоха (для ускорения движения).
Упражнение 12. Направление энергии к полу
Активный и пассивный партнеры находятся в позиции, как в упражнении 10. Активный партнер на выдохе пассивного партнера давит на его колени (ускорение движения). Пассивный партнер дышит глубоко, плавно и свободно «гениталиями». Цель упражнения – повысить у пассивного партнера уровень осознания стоп как опоры.
Упражнение 13. Поднимание таза
Предыдущие упражнения усиливаются тем, что пассивный партнер на выдохе максимально поднимает таз вверх. В верхней позиции партнер может почувствовать вибрацию. Во время вдоха лежащий партнер свободно опускает бедра и возвращается в исходную позицию.
Упражнение 14. На четвереньках
Это упражнение выполняется после приведенного ряда упражнений на заземление. Пассивный партнер принимает позицию на четвереньках. Активный партнер сзади держит таз пассивного партнера и при вдохе отводит таз назад, при выдохе – вперед, помогая партнеру интегрировать дыхание и движение.
Упражнение 15. Совместная релаксация
Партнеры лежат на спине, расслабляясь под музыку.
Мы описали лишь техническую сторону тренинга. Пара работает в индивидуальном ритме. Важно прорабатывать мышечные блоки массажем, углублять дыхание, быть внимательным к импульсам, возникающим в теле, усиливать заземление. При работе могут возникать такие явления, как вибрация тела, дрожание, покалывание в руках, онемение конечностей, головокружение, плач, рвота, приступы гнева и т. п.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы