logo
Малкина-Пых И

3. Срединные меридианы

В кинезиологии используются представления об энергетическом теле человека, в котором энергия циркулирует по особым меридианам. Главные меридианы – срединные: передний и задний. Они проходят по средней линии, передний – «висит в воздухе» на расстоянии 10–20 см от кожи по средней линии спереди, задний, соответственно, в 10–20 см сзади от поверхности тела. В нормальном, здоровом состоянии энергия должна подниматься по меридианам снизу вверх. Если она направлена сверху вниз – значит, с человеком что‑то не в порядке.

Спросите у тела, нужно ли проводить претесты меридианов. Если да, выполните следующее:

1. Проведите рукой вдоль переднего меридиана снизу вверх. Тестируйте мышцу. Мышца должна быть сильной.

2. Проведите рукой вдоль переднего меридиана теперь сверху вниз. Тестируйте мышцу. Мышца должна быть слабой.

3. То же самое проделайте с задним меридианом.

4. Если в каком‑либо положении ответ мышцы оказался неадекватным, не таким, как описано выше, проведите следующую коррекцию: поводите рукой вдоль соответствующего меридиана вниз, вверх, туда и обратно, как бы разглаживая меридиан и восстанавливая поток энергии. Закончите движением вверх. Повторите претест.

Выбор мышцы для тестирования

На самом деле у человека имеется множество мышц, с каждой из которых можно проводить работу. Однако, как показывает практика, для работы удобнее всего пользоваться указанными мышцами руки.

При необходимости, если по каким‑то причинам нет возможности или нежелательно пользоваться мышцами руки, для тестирования можно использовать любую другую мышцу, проделывая с ней то же самое.

В данном курсе мы будем работать в основном с мышцами руки. При этом нет особой необходимости тестировать обе руки одновременно. Спросив разрешения у тела, можно выбрать одну руку и совершать тестирование по одной руке. Главное, чтобы она была разблокирована и давала чистый ответ. Спросите у тела: «Могу ли я использовать для работы только одну руку?» и «Какую руку лучше использовать для работы?»

Согласие на «мягкую работу»

Всем нам с детства хорошо известно, что такое «жесткая работа». Это когда нас воспитывали родители и учителя, доводя до слез, распекало начальство или вторая половина, вызывая стресс, чувства гнева и ненависти. С детства мы впитали эту модель разрешения проблем – и привыкли подобным образом относиться к себе сами.

Однако мы давно уже выросли и теперь понимаем, что силовые методы воздействия еще никого не сделали лучше – ни нас, ни окружающих. Поэтому мы просим разрешения на мягкую работу – то есть возможность провести работу, найти волнующую нас ситуацию и откорректировать ее мягко, безэмоционально и безболезненно. Лишняя боль вряд ли прибавит нам здоровья, а мягкая работа скорее даст позитивные результаты.

Итак, спрашиваем у тела разрешения на мягкую работу. Если разрешение есть, продолжаем работу дальше. Если ответ отрицательный – проводим коррекцию.

Чаще всего тело не соглашается на мягкую работу в том случае, если привычный способ разрешения проблем – это бурные эмоции и драматизация. Также глубокое чувство вины часто заставляет нас обвинять и наказывать себя жесткой работой.

В этом случае надо скорректировать такое отношение к проблеме.

Проведите ЛЗК (см. ниже «Техника 2»), не забывайте глубоко дышать, попросите тестируемого подумать о том, почему он не позволяет себе мягко работать. Поговорите с телом, попросите его изменить свою позицию и дать разрешение на мягкую работу. Представьте, что будет в том случае, если вы согласитесь на мягкую работу. Ситуация скорее всего разрешится с результатом не хуже, чем и в случае с жесткой работой, только с гораздо меньшими потерями. Проводите работу до тех пор, пока не появится согласие работать мягко.

Постановка цели

Попросите клиента сформулировать ту проблему, которую он хотел бы разрешить. Если клиент сомневается, с какой проблемы начать, спросите его, какая проблема стоит наиболее остро и какую бы он хотел разрешить в первую очередь. Считается, что, когда разрешается основная проблема или ключевой блок, все остальные развязываются значительно быстрее и проще.

Если клиент все еще сомневается, попросите его составить список проблем и записать их на бумаге. Затем протестируйте, с какой проблемы лучше начать работу.

Если клиент сразу формулирует свою проблему, спросите у тела: подходит ли эта проблема, нужно ли и можно ли с ней работать здесь и сейчас. Если «да», продолжайте работу. Если «нет» – ставьте другие проблемы и тестируйте их до тех пор, пока не найдете подходящую.

Негативный и позитивный эмоциональные заряды

Каждая ситуация и каждая проблема обычно содержат как негативный эмоциональный заряд (НЭЗ), так и позитивный (ПЭЗ).

На уровне энергетики НЭЗ означает количество отрицательной энергии, заключенное в данной ситуации, а ПЭЗ – позитивной.

На психическом уровне (так как любая энергия всегда несет с собой и информацию) НЭЗ означает степень разочарования, неверия в свои силы, пессимизма в данной ситуации. Соответственно ПЭЗ – это степень оптимизма или позитивной уверенности.

НЭЗ и ПЭЗ измеряются в процентах от 0 % до 100 %. Считается, что если работа по снятию стресса выполнена правильно, то в конце работы НЭЗ должен стать 0 %, а ПЭЗ = 100 %.

Когда вы входите в какую‑то ситуацию, оцените величину НЭЗ и ПЭЗ и запишите эти данные. Затем проводите те коррекции, которые подсказывает тело, и делайте все возможное, чтобы в результате работы НЭЗ уменьшился до 0 %, а ПЭЗ увеличился до 100 %. Когда вы достигли этих результатов, работу можно считать успешно законченной, если тело не показывает, что нужно сделать что‑то еще.

Как практически наиболее быстро и просто определить величину НЭЗ и ПЭЗ? Для этого используйте наводящие вопросы. Начинайте с середины – с 50 %. Спросите: «НЭЗ больше 50 %?» Если ответ позитивный, уточняйте дальше: «От 50 до 60?», «От

60 до 70?» и так далее, пока тело не даст утвердительного ответа. Допустим, тело показало, что величина НЭЗ от 90 до100 %. Уточняйте дальше: «НЭЗ лежит в промежутке 90 – 95 %?» Допустим, ответ «да». Теперь прибавляйте по 1 %: «Это 90 %?»; «Это 91 %?»; «Это 92 %?» – и так далее, пока не получите сильный ответ. Та цифра, на которой тело даст сильный ответ в промежутке от 90 до 95, и будет точной величиной НЭЗ. Запишите это значение. Это та величина, с которой вам нужно работать и которую нужно уменьшить до 0.

Точно так же выясните значение ПЭЗ, запишите его, а затем старайтесь довести до 1 00 % в процессе работы.

В принципе по окончании коррекции тело может показать, что НЭЗ все еще чуть больше 0 %, а ПЭЗ немного недотягивает до 100 %. Тогда спросите, нужно ли продолжать работу или можно оставить энергетику в таком состоянии. В этом случае очень часто тело показывает, что работу можно закончить и дать клиенту домашнее задание, в процессе которого оставшиеся величины будут полностью скорректированы.

Барометр поведения

Барометр поведения – это шкала эмоциональных состояний. Слева находится шкала позитивных состояний. Справа, напротив нее, – шкала противоположных им негативных состояний. Характеристики эмоциональных состояний расположены таким образом, что, определив местоположение характеристики на шкале негативных состояний, вы можете определить соответствующую противоположную эмоцию на шкале позитивных состояний.

Таким образом, вы можете узнать, что чувствует или чувствовал человек в той или иной ситуации, относительно той либо иной проблемы. И одновременно – какое позитивное состояние отсутствовало в тот момент и, следовательно, какое позитивное состояние относительно данной проблемы следует восстановить.

Барометр делится на три основных раздела (или уровня):

сознание(внешний уровень, на котором мы мыслим, оцениваем, получаем и перерабатываем информацию);

подсознание(более глубокий уровень, наша внутренняя сущность, наша личность или душа, то, что мы не осознаем своим умом, но откуда приходят по большому счету все наши желания, намерения, побуждения, «движения души» и где совершается внутренний выбор);

тело(самый глубокий уровень, не контролируемый ни сознанием, ни подсознанием, который управляется вегетативной нервной системой или живет природной интуицией и древними инстинктами; он также является хранилищем всей генетической памяти рода).

Каждый из этих трех основных разделов делится на подразделы. Считается, что сначала проблема или стресс возникает на уровне сознания. Затем, не разрешившись на этом уровне, она переходит на более глубокий уровень – подсознание. Вы перестаете навязчиво думать о проблеме (так было, когда она была на уровне сознания), но начинает «болеть душа», появляется внутренняя неосознаваемая тяжесть и давление. Если и этот уровень не справляется с ситуацией, то проблема переходит на самый глубинный уровень – на уровень тела и начинается его разрушение или болезнь.

Чем ниже мы опускаемся по негативной шкале состояний, тем тяжелее и мрачнее наше состояние. Самое тяжелое состояние – последний уровень: «нет выбора». Он означает, что тело не видит выхода из сложившейся ситуации и пребывает в полном отчаянии.

Задача нашей работы – вернуть телу состояние выбора, или, другими словами, развернуть этот процесс обратно: выйти из состояния безвыходности, разрядить негативный заряд и вернуться на позитивную шкалу или в состояние выбора, когда вы видите хотя бы один или даже множество позитивных выходов из ситуации и пребываете в позитивном состоянии.

Для того чтобы практически определить эмоциональное состояние клиента в данной ситуации, или, другими словами, положение на барометре, необходимо проделать следующее.

Задавайте телу уточняющие вопросы. Спросите: «Проблема находится на уровне сознания? Подсознания? Тела?» Тестируйте каждый уровень. Тело даст утвердительный ответ на том уровне, где находится проблема.

Вы также можете поставить вопрос по‑другому. Например: «Уровень сознания в порядке?»; «А уровень подсознания в порядке?»; «Уровень тела в порядке?» В этом случае тело даст слабый ответ на том уровне, на котором находится проблема.

Используйте любой удобный вам способ и задавайте любые уточняющие вопросы. Затем переходите к подкатегориям. Например, если проблема находится на уровне сознания, спросите: «В каком подразделе: антагонизм? гнев? обида?» Допустим, тело показало, что проблема находится в подразделе «обида». Теперь тестируйте все категории попарно: «Это поврежденный – смущенный?»; «раненый – использованный?» и т. д. до тех пор, пока не найдете нужную. Найдя нужное состояние, вы увидите, какое смежно с ним в паре и какого состояния не хватает на позитивной шкале напротив.

Таким образом вы сможете определить эмоциональное состояние относительно любой проблемы. И эта информация даст вам больше возможностей для понимания, осознания, а часто и определения самой проблемы.

Также существует соответствие состояний между всеми уровнями. То есть если вы определили местоположение проблемы на уровне сознания, вы можете найти соответствующее по порядку положение на уровне подсознания и соответствующее по порядку положение на уровне тела. Например, если на уровне сознания это подраздел «гнев», категория «в ярости», то на уровне подсознания ему соответствует подраздел «страх потери», категория «обессиленный», на уровне тела – подраздел «отделенность», категория «заброшенный».

Однако имеет смысл в каждом случае тестировать отдельно положение на уровне сознания, подсознания и тела. На практике, определив с помощью тестирования положение на всех трех уровнях, вы можете обнаружить, что они не всегда соответствуют друг другу по положению на шкале барометра. В конце концов, окончательный правильный результат в каждом случае дает только тестирование тела.

Коррекция

С помощью тестирования выясните, нужно ли проводить коррекцию в данный момент.

Если ответ «да» – примените одно из упражнений, описанных ниже в «Технике 2» (ЛЗК, Картина в раме, «Я чувствую… Я есть…», свет, вода). Спросите у тела, какие из вышеперечисленных упражнений нужны для разрешения проблемы сейчас. Спросите, в какой последовательности их выполнять. После окончания работы определите остаток НЭЗ (если есть) и величину ПЭЗ. Спросите, нужно ли сделать что‑то еще.

Если ответ отрицательный, переходите к следующему этапу.

Возраст причины

У каждой проблемы обычно существует «возраст причины» – то есть тот возраст, когда произошел первый стресс, первый сбой или слом, который привел к текущей ситуации. Как правило, после первого сбоя похожие ситуации периодически повторяются, и в них человек проявляет похожие эмоциональные состояния и реакции. Если слом не исправить, проблема или болезнь может стать хронической.

Возврат к возрасту причины и погружение в первоначальную стрессовую ситуацию дают возможность понять корни проблемы, ее психологические причины, а коррекция состояния в этом возрасте дает возможность исправить слом и все восстановить.

Теоретически считается, что, исправив первый слом или сбой, терапевт автоматически корректирует все последующие похожие стрессы. Но это только в теории. На практике работа с возрастом причины дает основу для успеха всего процесса коррекции, но сама по себе недостаточна и почти никогда не дает мгновенных положительных результатов. Конечно, в каждом отдельном случае должна существовать своя индивидуальная схема работы и свой вариант развития процесса восстановления.

Однако практика показывает, что для получения стабильного позитивного практического результата необходима тщательная многократная работа во всех возрастах – и в возрасте причины, и в возрасте наилучшего понимания (см. далее), а часто и в промежуточных возрастах (см. далее).

Итак, если тестирование говорит, что вам надо спускаться по возрасту, спросите, с каким возрастом целесообразно работать в данный момент. Это может быть:

возраст причины(что это такое, мы уже объяснили);

возраст наилучшего понимания(то есть такая ситуация, когда проблема проявилась наиболее ярко и где ее легче всего определить и понять);

промежуточные возрасты(их может быть несколько; это те возрасты, когда происходили похожие ситуации, стресс, полученный в возрасте причины, повторялся, и воспроизводились все сопутствовавшие эмоции, модели поведения и реакции, вызывая аналогичные проявления и симптомы).

Определив тип возраста, с которым вам нужно работать, начинайте «спуск». С помощью уточняющих вопросов точно определите, какой это возраст. Допустим, вы работаете с возрастом причины. Спросите, сколько сейчас клиенту лет, и начинайте тестировать по десятилетиям. Допустим, клиенту исполнилось 30 лет. Спросите: «Возраст причины лежит в промежутке 30–20 лет? 20–10 лет? 10‑0 лет?» Возраст причины может также относиться и к родам, и к внутриутробной жизни, и к зачатию. В этом случае достаточно определить эмоциональное состояние по барометру в этом возрасте, попытаться представить ощущения клиента и провести нужные коррекции.

Часто возраст можно определить достаточно приблизительно – плюс‑минус год, так как у тела свой отсчет времени. Оно считает, что уже существовало до родов и в период внутриутробной жизни, с момента зачатия.

«Спустившись» в нужный возраст с помощью тестирования, определите там НЭЗ и ПЭЗ, состояние по барометру, попытайтесь представить, что там могло быть. Спросите, какие коррекции нужны для разрешения ситуации, и проведите их.

Когда работа в этом возрасте закончена, спросите, нужно ли переходить к другим возрастам. Если да, определите следующий возраст для работы и перемещайтесь в него. Если нет, возвращайтесь в настоящее время по позитивной шкале барометра.

Имейте в виду, что после проведения коррекции любые перемещения по шкале от одного возраста к другому и возврат обратно в настоящее время нужно проводить по позитивной шкале барометра, с позитивной эмоцией, образом или символом.

Это означает, что во всех возрастах, с которыми вы работаете, и при движении по шкале нужно закладывать позитивную информацию. Например, если вы возвращаетесь из возраста 5 лет в настоящее время (30 лет), определите по барометру то позитивное состояние, которое вам надо заложить, и повторяйте название этих состояний, держа руки во всех четырех позициях, на всех трех уровнях в каждом десятилетии. Например, в нашем случае это может быть примерно так: «Возраст от 5 до 10 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «10–20 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «20–30 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «Настоящее время – восприимчивый – мотивированный – тихий». Также для возвращения вместо позитивных эмоциональных состояний можно использовать любой позитивный образ или символ.

В конце работы скажите: «Сейчас мы в настоящем времени». Протестируйте, нужна ли еще какая‑либо работа в настоящем времени. Затем протестируйте, нужно ли домашнее задание. Если да, спросите, какие коррекции и упражнения нужно выполнять дома, сколько раз в день и сколько дней подряд.

Спросите, можно ли закончить работу. Если да – поблагодарите тело за проведенную работу.

Общая схема проведения коррекции

1. Постановка проблемы. Предварительное обсуждение.

2. Разрешение на работу.

3. Определение чистоты мышцы‑индикатора.

4. Претесты:

а) перегрузка;

б) баланс поляризации;

в) передний и задний срединные меридианы.

5. Разрешение использовать одну позицию мышцы‑индикатора.

6. Согласие на мягкую работу.

7. Определение НЭЗ% и ПЭЗ% относительно данной проблемы.

8. Барометр поведения относительно данной проблемы.

9. Коррекции в настоящем времени, если нужно.

10. Разрешение на «спуск» по возрасту.

11. Возвращение к возрасту причины или наилучшего понимания проблемы: определение величины НЭЗ и ПЭЗ в этом возрасте; определение эмоционального состояния по барометру; проведение коррекции.

12. Разрешение на завершение работы в возрасте причины или наилучшего понимания проблемы.

13. Возвращение в настоящее время с позитивным образом, чувством или символом: определение величины НЭЗ и ПЭЗ в настоящем времени; определение состояния по шкале барометра в настоящем времени; при необходимости – проведение коррекции вплоть до достижения НЭЗ=0 % и ПЭЗ=100 %.

14. Домашнее задание: нужно ли домашнее задание? Какие коррекции или упражнения нужно проводить дома самостоятельно? Сколько раз в день? Сколько дней подряд?

15. Разрешение на завершение сеанса по рассеиванию стресса.

16. Выражение благодарности.

Техника 2. Коррекция сильного стресса

В данном разделе под стрессом понимается сильная негативная эмоциональная реакция организма на какие‑либо события.

Следующее упражнение поможет вам рассеять практически любой стресс, относящийся как к настоящему времени, так и к прошлым и к будущим событиям. При необходимости повторите эту коррекцию столько раз, сколько нужно для устранения стресса.

Упражнение 1. Лобно‑затылочная коррекция (ЛЗК)

Положите одну ладонь на лоб, другую на затылок клиента. Держа руки в таком положении, попросите его проговорить то, что его волнует, глубоко дыша.

Если клиенту по каким‑либо причинам сложно говорить, пусть просто подумает о том, что его волнует.

ЛЗК отражает наше природное интуитивное знание о способах снятия стресса и боли. Часто, даже не замечая этого, во время стресса или боли мы прикасаемся ладонью к голове или кладем руки на больное место. Возможно, вы помните, как в детстве, пытаясь успокоить вас, мама клала руки вам на голову. Это и есть наше природное интуитивное знание о методах коррекции стресса и боли.

Прикасаясь ко лбу, мы обеспечиваем приток крови к лобным долям мозга. Эта часть мозга отвечает за анализ, новое осознание и переоценку ситуации, за поиск новых путей решения проблем и видение новых перспектив.

В затылочной части мозга находится зона, воспринимающая зрительные образы, которые затем сохраняются в памяти. То есть можно сказать, что эта зона – хранилище нашего прошлого опыта. Прикладывая руки к этой области, мы стимулируем кровообращение в этой зоне и таким образом как бы «промываем», стираем стрессогенные ситуации и образы, хранящиеся в нашей памяти.

Одновременное стимулирование кровообращения в лобной области дает возможность по‑новому оценить ситуацию и найти новые пути возможного выхода из нее.

При этом необходимо не забывать о глубоком дыхании. Если одновременно с ЛЗК вы используете глубокое брюшное дыхание, кровь активно насыщается кислородом и процесс идет гораздо эффективнее. Воздух также стимулирует все процессы «промывания» и разблокирования, о которых говорилось выше, и они происходят успешнее.

Для усиления эффекта вы можете использовать очищающее дыхание.

Следующие упражнения написаны в форме инструкций, которые терапевт дает клиенту в процессе работы.

Упражнение 2. Правильное дыхание

Наше дыхание является поверхностным. Мы вдыхаем воздух только верхними отделами легких и, таким образом, получаем незначительное количество кислорода со вдохом и используем кислород неэффективно.

Правильным можно считать полное йоговское дыхание. В западной культуре его называют диафрагмальным, или брюшным. Все певцы и вокалисты используют этот тип дыхания для правильного пения.

При брюшном дыхании в легкие поступает значительно большее количество воздуха и все внутренние органы эффективнее насыщаются кислородом. Это обеспечивает полноценное питание для всех органов, активизирует обмен веществ и все жизненные процессы, усиливает циркуляцию крови, устраняет энергетические заторы и пробки, так что в организме начинаются процессы самовосстановления и омоложения.

Выполняя такое дыхание регулярно в течение 20–30 минут по нескольку раз в день, очень скоро вы заметите, что чувствуете себя энергичнее и бодрее, лучше спите, появился хороший аппетит, ушли застарелые боли, а вокруг глаз исчезли морщинки и кожа стала свежее и моложе.

Существует большое количество разновидностей правильного дыхания. Вот самые простые.

Связанное брюшное дыхание

Сядьте или лягте удобно, постарайтесь расслабиться и ни о чем не думать. Втягивайте воздух брюшной областью, выдвигая вперед переднюю стенку живота, до полного насыщения. Затем без перерыва, без задержки медленно выдыхайте воздух, втягивая в себя переднюю стенку живота. Закончив выдох, без перерыва сразу переходите к вдоху и так далее.

Это дыхание называется связанным, потому что производится без перерывов, без задержек между вдохом и выдохом. Таким образом, очень скоро вы полностью расслабляетесь, ваше сознание успокаивается и из глубин психики, из вашего подсознания начинают всплывать волнующие вас образы и ситуации, которые так и остались неразрешенными в прошлом.

Не пытайтесь как‑то на них реагировать, что‑то с ними делать. Просто продолжайте дышать. Продышите все образы, которые всплывают в вашем сознании. Заполните их кислородом. Кислород (или «прана» на языке йоги) насытит волнующие вас образы, растворит, рассеет скрытую в них эмоциональную боль. Такое дыхание стимулирует приток крови к тем местам, которые отражают психологические зажимы, и таким образом ускорятся процессы регенерации больных органов на физическом уровне и переоценки ситуации на уровне ментальном. В результате брюшное дыхание восстанавливает баланс и нормальное течение энергии по меридианам.

Очищающее брюшное дыхание

Используйте описанный выше тип брюшного дыхания. Для того чтобы сделать процесс разрядки негативных эмоций более эффективным, когда в вашем сознании всплывают какие‑либо волнующие ситуации, при выдохе представьте, что весь негативный заряд, связанный с проблемой, выходит вместе с выдыхаемым воздухом и растворяется, исчезает в окружающем пространстве. Можете произносить слог «Ха» вместе с выдохом для более эффективного выброса отрицательных эмоций.

Такой тип дыхания называется очищающим. Во избежание энергетического опустошения каждые 5–6 дыхательных циклов (1 цикл = 1 полный вдох и 1 полный выдох) должны состоять из 1 очищающего и 4–5 обычных циклов. То есть вы делаете 1 очищающий выдох, затем 4–5 обычных, снова 1 очищающий и т. д.

Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя полностью успокоенными и очищенными.

Очищающее дыхание в сочетании с ЛЗК дает замечательные результаты.

Расслабляющее (релаксационное) дыханиеВариант А

Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе мысленно повторяйте: «Каждая клеточка моего тела насыщается кислородом», – на выдохе мысленно произносите: «Я совершенно расслаблен и спокоен». Вы можете использовать связанное брюшное дыхание, а можете делать перерывы между вдохами и выдохами.

Вариант Б

Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе напрягайте все мышцы вашего тела, на каждом выдохе медленно расслабляйте. Можете сочетать это упражнение с мысленными формулировками, приведенными в предыдущем упражнении, а также с любыми формулировками, которые нравятся или подходят лично вам.

Исцеляющее дыхание

Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе мысленно повторяйте: «Я хорошо себя чувствую», – на выдохе: «Все мои болезни и проблемы уходят…» На задержке, в перерывах между вдохами и выдохами: «Я совершенно здоров».

Вы также можете составить свои собственные формулировки относительно любой болезни и проблемы и использовать их в сочетании с дыханием. Например, если у вас болит сердце, вы можете повторять такие формулы: вдох – «Я хорошо себя чувствую», выдох – «Сердечная боль уходит», задержка – «Мое сердце абсолютно здорово» и т. д.

После нескольких минут этого упражнения вы почувствуете явное облегчение, успокоитесь и, возможно, заснете. Если в процессе выполнения упражнений вам хочется спать – не боритесь с собой. Это означает, что ваш организм требует отдыха и таким образом происходит самоисцеление во сне. Спите столько, сколько вам хочется. Когда вы проснетесь, вы почувствуете себя значительно лучше и сможете с новыми силами продолжить упражнения.

Упражнение 3. Вода

Во время стресса в организме, в клетках мозга и во всех органах происходят процессы возбуждения. Организм работает в экстренном режиме. Нервное напряжение резко возрастает.

Для того чтобы успокоиться, нужно включить обратные процессы – процессы торможения. Этому хорошо способствует обычная прохладная вода. Она как бы успокаивает тело, «охлаждает» его и «смывает» лишнее напряжение.

В состоянии стресса рекомендуется пить как можно больше воды. При этом вы можете использовать медитацию. Для этого делайте медленные глотки и представляйте, что вода, которую вы пьете, проникает в каждую клеточку, успокаивает и расслабляет, вымывает всю вашу грусть, плохое самочувствие, напряжение и отрицательные эмоции и уносит их из организма.

Следующие несколько глотков сделайте с исцеляющей медитацией. Представьте, что вода, которую вы пьете, наполняет вас покоем, ощущением умиротворенности, живительной энергией и радостью жизни, освежает и оздоровляет весь ваш организм.

Можете составить краткие формулировки и мысленно повторять их про себя.

Это упражнение можно сочетать с ЛЗК и с любым видом дыхания. Помогает расслабиться и успокоиться, а также почувствовать очищение, избавиться от гнетущих воспоминаний и от негативных эмоций. Понижает повышенное давление, успокаивает нервную систему, возвращает организм в естественный режим работы.

Упражнение 4. Свет

Во время стресса и сильных негативных переживаний все мы впадаем в состояние депрессии. Эмоционально это состояние обозначает, что мы как бы не видим света, не видим светлые стороны данной ситуации. Все воспринимается в мрачных тонах. Разум не видит позитивного выхода и рисует мрачные картины и перспективы.

Такое угнетенное состояние отрицательно сказывается не только на психике, но и на состоянии здоровья всего организма, каждого органа. Дело в том, что в состоянии депрессии мозг подает организму сигналы бедствия или саморазрушения. Клетки органов воспринимают их как команду к действию и начинают саморазрушаться. На биохимическом уровне во время депрессии повышается количество таких веществ в крови, которые разрушают и практически отравляют весь организм.

Чтобы справиться с этой ситуацией, нужно открыть источник света и как бы заполнить светом весь организм. Под воздействием света в клетках начнется обратный разрушению процесс регенерации. Поступление света они воспримут как сигнал к восстановлению жизнедеятельности, и в организме начнется процесс оздоровления.

Зажгите свечу. Если за окном светит солнце – используйте его энергию. Лучше брать естественные источники освещения. Если их нет – используйте свет фонарика либо лампочки.

Подставьте лицо источнику света таким образом, чтобы луч света был направлен на все лицо, и в частности на «третий глаз» (область межбровья). Конечно, хорошо, если освещена вся поверхность тела.

Представьте, как свет проникает в ваш организм через «третий глаз», заполняет теплом и энергией весь ваш мозг, все его самые темные уголки. Свет просвещает, освещает и исцеляет каждую клеточку мозга, лица, шеи, спускается в туловище, руки и ноги, полностью восстанавливая, заполняя энергией и теплом, светом и радостью весь организм. Под воздействием света в каждом органе начинается процесс исцеления, омоложения, регенерации. Весь организм согревается, освещается, успокаивается и расслабляется, он приходит в изначальное, естественное, гармоничное состояние.

Вы можете составить формулировки для исцеления каждого органа последовательно от макушки головы до ступней ног. Это упражнение хорошо сочетать с ЛЗК, с любым видом дыхания, которое вам нравится, а также хорошо перед ним провести коррекцию с водой.

В результате регулярного выполнения этого упражнения излечивается застарелая депрессия, страхи, расстройства психики. Открывается новое видение перспектив, решения стоящих перед вами задач. Появляется радость жизни, разрешаются застарелые внутренние конфликты, уходят хронические боли.

Упражнение 5. Ароматерапия

Во время стресса изменяется дыхание. Часто возникают спазмы, человек задерживает дыхание, таким образом как бы уходя в себя и отказываясь принимать то, что ему дает окружающий мир. Дыхание, воздух – это символ самой жизни. Человек может достаточно долго прожить без пищи и чего‑либо еще, но без воздуха существование практически невозможно.

В процессе дыхания происходит энергоинформационный обмен между человеком и окружающей средой. Способность дышать равносильна способности жить. Если окружающий мир вызывает боль и негативные ощущения, то неосознанно возникает отказ от процесса жизнедеятельности. Отказ от дыхания психологически можно рассматривать как отказ от окружающего мира и вообще от жизни.

Чтобы восстановить утерянную в стрессе способность нормально дышать, ощущать радость и удовольствие от жизни и взаимодействовать с окружающим миром, можно использовать ароматерапию.

Зажгите аромалампу либо благовоние либо возьмите приятно пахнущий цветок. Если ничего этого нет под рукой – возьмите свои любимые духи, эссенции, эфирные масла и разведите маленькую капельку в стакане воды. Сядьте поудобнее, закройте глаза, наслаждайтесь запахом и проводите следующую медитацию:

«Мои легкие наполняет приятный аромат. Я с удовольствием вдыхаю этот запах и наслаждаюсь им. Приятный запах растекается по всему моему телу. Он проникает в каждую клеточку, исцеляя, успокаивая, восстанавливая ее и возвращая к жизни. Под воздействием этого прекрасного запаха в каждой клетке моего тела рождается бурная энергия жизни, энергия радости, энергия молодости, счастья и здоровья.

Я расслабляюсь и успокаиваюсь и наслаждаюсь приятным запахом, который восстанавливает, наполняет силой жизни и здоровьем весь мой организм. Я дышу легко и с удовольствием. Я доверяю жизни и наслаждаюсь каждым мгновением жизни.

Прекрасный запах уносит все мои проблемы. Я абсолютно расслаблен(а) и спокоен(а). Мне уже очень хорошо».

Упражнение 6. Коррекция эмоциональной сферы: «Я чувствую… Я есть…»

Мы уже говорили о том, что стресс (или отрицательный заряд энергии) можно разрядить с помощью проговаривания того, что с нами происходит. Для этого достаточно подобрать наиболее четкие и яркие определения тех эмоций, которые вы чувствуете, и проговорить их.

Например, если вы ощущаете, что вас предали, бросили, обманули, вы можете сформулировать свои ощущения таким образом: «Я чувствую себя преданным, брошенным, обманутым».

Проговаривайте эту фразу до тех пор, пока не почувствуете усталости и облегчения. Постарайтесь вложить в слова те ощущения, те эмоции, которые вы испытываете. Сочетайте прого‑варивание с ЛЗК.

В результате многократного повторения негативный заряд, содержащийся в этой ситуации, должен выйти или рассеяться. Когда вы почувствуете, что то, о чем вы говорите, вас больше не волнует, не вызывает болезненной и вообще какой‑либо реакции – значит, негативный заряд разрядился и исчез из вашего поля.

В результате работы у вас может появиться ощущение освобождения, легкой усталости и желания поспать. В этом случае вы можете сделать перерыв и отдохнуть.

Также в процессе работы, по мере освобождения внутреннего пространства от негативного заряда, вы сможете по‑новому оценить то, что с вами произошло. В процессе коррекции у вас, возможно, появится осознание того, как лучше было бы поступить в той ситуации, как можно было избежать стресса и как лучше вести себя в подобной ситуации в следующий раз, чтобы минимизировать негативные последствия. В освободившемся сознании будут рождаться новые идеи и озарения. Будьте внимательны к своему внутреннему знанию.

Возможно, в какой‑то момент вам станет смешно или потекут слезы. Не сдерживайтесь. Смейтесь и плачьте столько, сколько хотите. Это очень хороший признак. Значит, энергетическая пробка вышла – и в соответствующее место начала поступать жизненная энергия.

Когда вы почувствовали полное освобождение от прежней боли, переходите ко второй части коррекции. Теперь для восстановления организма образовавшееся пустое пространство в вашем поле нужно заполнить положительной энергией.

Сформулируйте, что бы вы хотели ощущать на самом деле в той ситуации. Подумайте, как события могли бы развиваться в позитивном ключе и что бы вы хотели при этом ощущать. Теперь кратко, но ярко сформулируйте свои новые чувства, то эмоциональное состояние, которого вы хотите достичь. Формулировка может быть, например, такой: «Я уверена в себе, спокойна, счастлива».

Это упражнение в сочетании с другими видами коррекции крайне эффективно для снятия любого негативного эмоционального состояния. В процессе регулярной работы уходит застарелая боль, излечиваются хронические заболевания, решаются любые проблемы: психологические, межличностные и

другие.

Таким образом можно корректировать любые прошлые, настоящие и будущие (потенциальные) стрессы, рассеивая негативный эмоциональный заряд и восстанавливая природный баланс и здоровье организма.

Упражнение 7. Прощение

А) Прощение

Если в нас живет обида на других, мы не можем с ними нормально общаться, любой контакт перерастает в конфликт, и мы живем в постоянном стрессе, ожидая от окружающего мира только очередных неприятностей.

Когда мы прощаем окружающих, мы освобождаемся от груза боли и отрицательных эмоций, который мы тащим с собой по жизни, и вновь обретаем способность нормально взаимодействовать с окружающим миром и строить с ним гармоничные взаимоотношения.

Используйте ЛЗК (см. упр. 1) и попробуйте простить человека, обидевшего вас. Во время ЛЗК задайте себе следующие вопросы и постарайтесь на них ответить:

1. Почему этот человек так поступил со мной, что им двигало, о чем он думал, что он чувствовал?

2. Какие у него были намерения, как он сам себе объяснял свои поступки?

3. Мог ли он поступить тогда по‑другому – в силу своего образования, воспитания, окружающей среды и условий жизни?

4. Как вам кажется, что он думает и чувствует об этой ситуации сейчас?

Б) Прощение себя

Если вас преследует чувство вины за какие‑то события прошлого, это, скорее всего, понизит самооценку и породит неосознанное стремление искупить свою вину. Груз прошлых ошибок включит в вашем организме программу на саморазрушение. Возможно, вас будет преследовать плохое самочувствие, слабость, вялость, апатия и отсутствие жизненной активности.

Процесс исцеления начинается с прощения себя. Чтобы избавиться от всего накопившегося груза прошлого, проделайте работу над прощением себя.

Во время ЛЗК задайте себе следующие вопросы и постарайтесь на них ответить:

1. Почему я так поступил в той ситуации, какие были мотивы моего поступка, о чем я думал, что чувствовал?

2. Какие у меня были намерения, как я сам себе объяснял свои поступки, казались ли они мне правильными в тот момент?

3. Мог ли я поступить тогда по‑другому – в силу образования, воспитания, представлений о мире, окружающей среды и условий жизни?

4. Что я думаю и чувствую в отношении этой ситуации сейчас?

Вы достаточно помучились за свои ошибки, и теперь пришло

время освободиться от чувства вины и простить себя. Возьмите зеркальце, посмотрите себе в глаза и повторите несколько раз: «Я прощаю себя за все, полностью освобождаю и принимаю себя таким, какой я есть». Повторяйте эту магическую формулу до тех пор, пока не почувствуете легкость и освобождение.

Если вы работаете с кем‑то в паре, попросите вашего клиента сказать вам эти слова. После этого вы почувствуете, как будто тяжелый груз свалился с ваших плеч, а вы стали легче и моложе на несколько десятков лет.

Упражнение 8. Исцеление любовью

Подумайте о той ситуации, которая вас волнует и вызывает эмоциональную боль. Скорее всего, всем участникам этой ситуации не хватает любви, мира и гармонии во взаимоотношениях.

Исцелите себя любовью. Для этого заполните всю эту сцену и всех ее участников энергией любви и гармонии. Растворите в любви все свои отрицательные эмоции. Побудьте в этом состоянии, глубоко прочувствуйте его, позвольте любви залечить все ваши раны и исцелить вас от боли. Позвольте любви оживить, восстановить и вернуть вас к жизни. Позвольте энергии мира и любви успокоить вас и настроить на мирные, гармоничные, дружеские отношения с собой и всеми окружающими. Побудьте в состоянии любви и наслаждайтесь им до тех пор, пока боль полностью не оставит вас и ощущение мира, покоя, любви и гармонии не заполнит целиком вас и всех участников сцены.

Упражнение 9. Картина в раме

Еще один способ рассеивания стресса и негативного эмоционального заряда – стирание негативной информации и изменение ее на позитивную.

Используя ЛЗК, прокрутите мысленно в голове стрессовую ситуацию, которую вы хотели бы разрешить. Отметьте в ней наиболее острый, болезненный момент. Сфотографируйте его мысленным взором и поместите в рамку в виде картины.

Теперь мысленно сотрите это изображение. Вы можете использовать для этого любые удобные для вас средства – представить мокрую тряпку, которой вы смываете изображение, дождь или море, размывающие образ, можно мысленно вылить на него ведро воды и т. д. В результате вашей работы поле, на котором было изображение, должно стать совершенно чистым. Таким образом вы стираете негативную информацию из клеток вашего мозга.

А теперь, когда поле стало чистым, пришло время заменить прошлый образ на позитивный. Для этого представьте, как бы вам хотелось, чтобы события развивались в позитивном ключе. Будьте красочны и изобретательны. Дайте волю фантазии. Подключите как можно больше позитивных ассоциаций, образов и эмоций. В конце концов – это просто ваши мысли, а мысли могут быть любыми.

Теперь представьте самый яркий момент этой картины – момент наивысшей радости и счастья. Сфотографируйте его мысленным взором и поместите на то место, где недавно располагался негативный образ, а сейчас осталось пустое место. Замените рамку на красочную и красивую.

Сейчас вы переписали информацию, содержавшуюся в мозгу, заменив ее на позитивную. Можно сказать, вы изменили свое прошлое. В результате ваши энергетика и настроение должны радикально поменяться с минуса на плюс. Радость, смех, может быть, слезы очищения часто сопутствуют этой работе и являются хорошим признаком успешной работы.

Теперь мысленно повесьте картинку на то место, где, как вам кажется, ей удобно и хочется висеть. В течение некоторого времени она будет поддерживать вас энергетически, пока полностью не закрепится в вашей памяти.

Результаты такой работы обычно крайне эффективны. Таким образом можно практически полностью переписать всю свою историю, все свое детство, свое прошлое. Избавившись от груза прошлого и от болезненных воспоминаний, сделав всю информацию позитивной, вы автоматически решите множество проблем, связанных как со здоровьем, так и с любыми жизненными ситуациями.

Вы наверняка станете жизнерадостным, бодрым, энергичным, оптимистичным, успешным и полным творческих сил для самореализации. Оптимизм, успех и здоровье станут неотъемлемой частью вашей сущности.

Не забывайте сочетать это упражнение с ЛЗК и любыми видами дыхания.

Упражнение 10. Создание позитивного символа

Для закрепления своего позитивного состояния вы можете создать позитивный символ, который будет поддерживать вас и помогать сохранять желаемый настрой и в будущем.

Для этого мысленно представьте или нарисуйте на бумаге все, что у вас ассоциируется с желаемым позитивным состоянием. Например, бордовая роза может ассоциироваться с красотой, изяществом, привлекательностью и независимостью. Создав такой мысленный образ, вы можете его визуализировать (представлять) каждый день. Еще лучше изобразить его на бумаге (при этом художественные способности совершенно не имеют значения, главное – та эмоция, желаемое состояние, которое несет образ) и поместить на видное место или носить всегда с собой.

В результате работы вы создаете мощный позитивный заряд, и образ помогает вам сохранять желаемое состояние, перенастраивает ваш организм, когда вы визуализируете образ, на желаемое эмоциональное состояние.

Можно использовать позитивные символы для создания нужного настроя, когда вы идете на какую‑нибудь важную встречу или мероприятие. Например, если вам предстоит интервью по устройству на работу, вы можете заранее создать символ, который ассоциируется у вас с успехом, с получением желаемой должности и самореализацией в этом деле. Во время собеседования вы можете визуализировать этот образ и таким образом создадите желаемый настрой и повысите свои шансы на успех.

Методика создания позитивного символа позволяет работать и с желаниями, с достижением любых целей, с решением любых проблем. Если вы хотите чего‑то достичь, воплотить в жизнь какую‑то мечту, создайте позитивный символ того, что вы хотели бы иметь. В процессе создания символа родятся те эмоции и та энергия, которые необходимы для воплощения желания. Созданный вами символ будет энергетически притягивать нужных людей и нужные события.

Упражнение 11. Слышание внутреннего голоса

Очень часто в состоянии стресса и повышенной нервной возбужденности мы теряем способность слышать себя, слышать свою интуицию, свой внутренний голос. Мы начинаем метаться, искать выход во внешнем мире – либо закрываемся от всего и уходим в депрессию. На самом деле ни тот, ни другой путь не помогают справиться с ситуацией.

Чтобы понять себя и найти оптимальное решение абсолютно в любой ситуации, нужно восстановить способность слышать себя, слышать свою истинную интуицию, свой внутренний голос. Этой способностью мы все обладаем изначально, с детства, как и вся живая природа, но с течением времени, подвергаясь стрессам и становясь «взрослыми и серьезными», мы постепенно ее утрачиваем.

Знания обо всем, что нам нужно, заключены в нас самих, в глубинах души. Остается только научиться прислушиваться к себе, доверять своей природной мудрости и внутреннему голосу интуиции.

Обычно люди, которые слушают себя, совершают меньше ошибок в жизни, меньше болеют и живут в гармонии с собой и с окружающим миром. Умение пребывать во внутренней тишине и слушать себя, свою внутреннюю мудрость, поможет вам в любой, самой сложной жизненной ситуации.

Чтобы восстановить способность слышать свой внутренний голос, свою природную интуицию, проделайте следующее упражнение.

Сядьте поудобнее, желательно, чтобы никто вас не беспокоил. Положите одну руку на лоб, а другую – на область солнечного сплетения. Закройте глаза. Глубоко дышите брюшным дыханием и мысленно повторяйте: «Вдох, выдох». Отмечайте все мысли, которые приходят к вам в голову, и отпускайте их, не задерживаясь ни на одной. Концентрируйтесь на дыхании, мысленно повторяя про себя: «Вдох, выдох». Постарайтесь полностью успокоить мысли и на время освободиться от них. Ваш ум должен быть пустым, ясным и спокойным.

Сконцентрируйте внимание на своем внутреннем пространстве. Пребывайте в тишине и слушайте тишину внутри себя. Постарайтесь ни о чем не думать, просто пребывать в тишине и покое и слушать себя.

Подумайте о том, что вся мудрость человечества сокрыта в нас самих. Внутри каждого человека есть наш внутренний учитель, наше истинное я, наша внутренняя мудрость, которая знает ответы на все наши вопросы, которая всегда с нами, всегда в нас самих. Просто посидите в тишине и послушайте себя.

Когда вы закончите упражнение, откройте глаза, сделайте глубокий вдох и подвигайте пальцами.