5.4.3. Работа с межличностными отношениями
Исследования показывают, что ритмодвигательная психотерапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз, 1997). Повышение синхронности, наблюдающееся во время общения, облегчается совместным движением. Ритмодвигательная психотерапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переход от «Я» к «Я‑в‑отношении‑с‑другими» происходит естественным образом, благодаря работе в группе.
Координация – необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Люди, имеющие нарушения социальной коммуникации, способны научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем можно перенести в другие социальные окружения. В результате ритмодвигательной терапии большинство клиентов выходят на более глубокий уровень общения, выражая чувства через движения тела под общий ритм.
Мысли и чувства другого человек может понять настолько, насколько он сам пребывает в контакте с собственными мыслями и чувствами и способен представить реакцию другого человека в такой ситуации.
Группа ритмодвигательной терапии, так же как и любая пси‑хокоррекционная группа, – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся адекватнее воспринимать себя и других и расширяют спектр поведенческих возможностей.
Полноценное общение невозможно без так называемой «обратной связи». Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный компонент, однако человек всегда что‑то говорит еще и телом. И именно этот «невербальный» язык может быть информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Что хочет сказать человек своей походкой, своей позой, своими жестами? Каким образом его телодвижения подтверждают то, что он говорит словами?
По этимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в XVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «волную». Таким образом, мы видим смысловую связь слов «эмоция» и «движение». Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных» исследовал эмоции человека, анализируя средства их выражения. Наряду с культурно‑опосредствованными Дарвин выделил врожденные эмоции. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.
Люди, страдающие от сильного горя,часто ищут облегчения в резких, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными или иногда покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть – все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.
Если радость – сильная, она вызывает хаотичные движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению Дарвина, является первичным выражением радости и счастья.
Гнев.Возбуждение усиливает мышечное напряжение и в то же время рождает ощущение прилива энергии. Тело выпрямляется, готовое к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест: руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.
Страх:дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность.
Наиболее частый способ выражения презрения – это движения в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения.
При остром чувстве стыдавозникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как‑то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.
Широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивлениеили изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы изумляемся, то открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело остается неподвижным.
Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин выделял еще и сложные эмоции. Последние известны людям в каждой культуре, но они не имеют врожденных поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции, как ревность, зависть, скупость, мстительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие, гордость, скромность.
Выразительные движения человека – неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела – такие, как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т. п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.
Типы характеров, для которых проблема коммуникации является одной из базовых, – это характеры орального уровня: шизоидный, нарциссический и параноидный (см. раздел 2.2.3 главы 2).
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы