5.4.6. Работа с «я‑образом»
«Я‑концепция» – это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношения к этим представлениям. Описательную составляющую «Я‑концепции» чаще всего называют «Я‑образом» или «картиной Я». Оценочную составляющую – «самооценкой». То есть «Я‑концепция» – это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. «Я‑концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем.
Таким образом, в «Я‑концепции» выделяют три элемента:
1. «Я‑образ» – представление человека о себе, то есть убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным;
2. Самооценку – то или иное отношение к конкретным чертам «Я‑образа», то есть эмоциональное отношение к этому убеждению. Конкретные черты «Я‑образа» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальные действия человека, направленные на изменение или поддержку «Я‑образа» в соответствии с самооценкой.
«Я‑образ» – это то, что я знаю о себе. Самооценка – хочу или не хочу быть таким. Потенциальное поведение – потенциальное «действие». Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый („Я‑образ“), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки („Я‑образ“), и мне это неприятно (самооценка)».
Предметом восприятия и самооценки человека могут, в частности, стать его тело, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я‑концепцию» мы рассмотрим в дальнейшем.
Когда У. Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ, – он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, человек может улучшить представление о себе либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Попробуем ввести понятие «идеала» в структуру «Я‑концеп‑ции». Получим еще один вариант модели «Я‑концепции». В нее войдут:
• реальное «Я»,
• идеальное «Я»,
• зеркальное «Я».
Реальное «Я» – это та часть «Я‑концепции», в которой находит свое отражение восприятие человеком его реальных объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле. Идеальное «Я» – это представления человека о том, каким он хотел бы быть. Зеркальное «Я» – это представление человека о том, каким его видят другие. Тогда самооценка – это «Я‑об‑раз» в сопоставлении с идеалом.
Кроме компонентов нашего «Я‑образа», которые существуют сейчас, сегодня, есть еще «развертка» нашего «Я‑образа» во времени. Это, во‑первых, «идущие из прошлого» «Я‑образы», в первую очередь это образы «Родитель» и «Ребенок». А также это «Я‑образы», обращенные в будущее, то есть то, как мы оцениваем возможности своего развития и насколько возможной нам представляется реализация нашего идеального «Я», которое по определению отнесено в будущее.
Идеальное «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления, эти представления бывают оторваны от реальности. Идеальное «Я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим.
Возможное «Я» – это представление человека о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким он боится стать. Оно не равно идеальному «Я», заданному социальными нормативами, потому что включает в себя негативные самохарактеристики.
Наше зеркальное «Я» называется также «Я» социальным. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т. е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций.
Еще одна составляющая «Я‑концепции» – физическое «Я» или образ нашего тела.
Понятие «образ тела» ввел Шилдер, определяя его как субъективное переживание человеком своего тела, то есть как психический пространственный образ, который, по мнению Шилдера, складывается в межличностном взаимодействии (Томэ, Кэхеле, 1996). Образ тела – это изменчивый психический конструкт. На протяжении жизни образ тела неоднократно перестраивается в контексте социального взаимодействия, поэтому для Шилдера образ тела – это прежде всего явление социальное. Формирование образа тела начинается на ранних этапах развития «Я» ребенка, и конструирование образа тела тесно связано с нейрофизиологической схемой тела. Однако субъективный образ тела, объединяющий в себе все богатство репрезентаций сознательных и бессознательных идей, включает в себя и такие репрезентации, которые конкурируют с физиологическими функциями тела, даже игнорируют их. Таким образом, приемлемый образ тела для человека – это такой образ его телесного «Я», в котором адекватно соотносятся репрезентации нейрофизиологичес‑ки сформированной схемы тела с инстинктивными побуждениями и сознательными идеями, являющимися полярными по отношению к схеме тела (Филозоп, 2002).
Однако образ тела или образ «Я» – это не только то, что человек видит, когда смотрит на себя, но и то, как ощущает части тела и управляет ими. В него входят психические, эмоциональные и исторические аспекты: что человек чувствует, что думает о своей внешности, и то, как сформировал его весь предыдущий опыт – и болезненный, и приятный, похвала или осуждение. В восприятие тела входит все – физические ощущения, идеи, эмоции, проекции и ожидания.
Каждый человек поступает в соответствии с этим «Я‑образом». Человек себя с этим образом отождествляет. Например, если человек почему‑либо усвоил, что тело – это нечто низкое или плохое, что не следует исследовать тело и получать от него удовольствие, то это выльется в негативный «Я‑образ». Возможно, ему будет неловко или стыдно за телесные действия. У него не будет даже опыта прикосновения к себе, необходимого для формирования самой простой карты тела. По этим и другим причинам тело превращается в подозрительного и таинственного незнакомца, и человек ему не доверяет. У него нет точной картины тела: некоторые части отсутствуют, другие ощущаются неотчетливо или даже искаженно. В свою очередь, негативный или неполный образ тела может привести к таким серьезным последствиям, как депрессия, переедание или недоедание, низкая самооценка, подавление сексуальности и страхи.
По словам Фрейда, «Я есть прежде всего телесное выражение „Я“. Однако по мере развития „Я“ противопоставляется телу, его значимость противопоставляется значимости тела. На уровне тела человек – это животное, ориентированное на удовольствие и удовлетворение своих потребностей. На уровне „Я“ существование человека рационально и созидательно, он – социальное создание. В норме „Я“ и тело работают в теснейшей связи. Функционирование „Я“ здорового человека – это продолжение принципа удовольствия тела. При эмоциональном отклонении „Я“ доминирует над телом и утверждает, что его ценность превышает ценность тела. В результате единство организма распадается, а тесное взаимодействие переходит в открытый конфликт.
Исходя из представления о том, что «Я» есть сумма описаний (контекстов), можно обнаружить тесную связь «Я‑концепции» с телом, при этом описания тела встраиваются в «Я‑образ». Соответственно значимые изменения в структуре «Я» приводят к соматическим реакциям. Многочисленные исследования, направленные на выявление взаимосвязи между телесным восприятием и «Я‑концепцией», показали тут устойчивые значения корреляции (Fisher, Clevelend, 1958). В норме образ – это отражение реальности, ментальная конструкция, которая дает человеку возможность ориентироваться, делая действия более эффективными.
Типы характеров, для которых одной из базовых является проблема диффузности «Я‑образа», – это характеры гениталь‑ного уровня: истероидный, мазохистский и маниакально‑депрессивный (см. раздел 2.2.3 главы 2).
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы