2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
Теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально‑личностных свойств, разработанная Л. Н. Со‑бчик (2003), упорядочивает классификации типов личности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.
Ведущие индивидуально‑типологические особенности и сопряженный с ними социально‑психологический и когнитивный индивидуальный стиль
Рис. 2.1.
Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов.
По данной типологии реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:
• Реакция, силы которой направлены вовне (наступатель‑ность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других).
• Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).
Далее типология конституционально заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями может быть представлена следующими противоположными признаками: интроверсия – экстраверсия, тревожность – агрессивность, ригидность – лабильность, сенситивность – спонтанность (рис. 2.1).
Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально‑личностных тенденций. Кроме того, индивидуально‑типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы