3.8.1. Техники
В данном разделе мы приводим (в форме инструкций терапевта клиенту) две техники рольфинга в качестве примера (Кнастер, 2002).
Техника 1. Проверка осанки и симметричности тела
Встаньте перед зеркалом во весь рост. Представьте себе линию, проходящую по средней линии вашего тела и разделяющую его на две равные части. Идеально, если правая и левая стороны вашего тела находятся в балансе друг с другом. Если у вас есть трехстворчатое зеркало, посмотрите на себя сбоку. Ваша голова, позвоночник и таз должны проходить через одну воображаемую вертикальную прямую, а ноги должны поддерживать горизонтальное положение основания таза.
Техника 2. Интегрирующее движение по Рольф: выясняем индивидуальные особенности вашей походки и привычные позы
Найдите комнату или прихожую такой длины, которая позволит вам пройти двадцать шагов по прямой, не поворачивая. Начинайте двигаться так, будто вы хотите подойти к двери, чтобы открыть ее. Возвратитесь на прежнее место и проделайте этот путь еще раз. Ходите до тех пор, пока не почувствуете, что вы вошли в привычный ритм походки. Запишите следующие вопросы на пленку и включите ее или попросите кого‑нибудь прочесть их вам, в то время как вы продолжаете ходить.
Снимите обувь, встаньте поудобнее. Примите свое обычное положение стоя, как, например, вы стояли бы в очереди в супермаркете. Как вам удобнее стоять – перенося весь свой вес на левую ногу или на правую? Ваши стопы повернуты вовнутрь или вовне? Колени согнуты или выпрямлены, соприкасаются или разведены в стороны? Вы согнулись под весом тела? Ваше тело изогнулось, перенеся вес на одно бедро? Перенесите вес на другое бедро и отметьте, в каком положении тело чувствует себя более комфортно… Вернитесь в обычное положение.
В каком положении находятся руки? Они скрещены на животе или лежат на поясе? Такое положение делает вас устойчивее? Ваша грудная клетка на одной линии с тазом? Бедра выдаются чуть вперед, грудь впалая? Или грудь смотрит вперед, а таз отведен назад? В каком положении ваша голова? Она легко балансирует на вершине вашего позвоночника? Или шея напряжена, удерживая наклоненную голову? Подбородок приподнят или тянется к шее?
Теперь начинайте ходьбу и постарайтесь достичь привычного ритма походки. Обратите внимание на звук шагов. Продолжайте идти, пока снова не услышите голос на пленке. При ходьбе ваши пятки с силой ударяют об пол или ступают легко? А может, одна нога делает более широкий шаг, чем другая? Заметьте, каково расстояние от вашей груди до земли во время ходьбы. Постарайтесь ощутить его кинестетически, не сверяясь с зеркалом. Насколько, по вашему мнению, велико это расстояние? Вообразите, что тело разделено горизонтальной плоскостью на две половины. Где находится эта разделительная линия? На уровне ваших бедер? живота? грудной клетки? Прекратите ходьбу и встаньте, расслабившись. Представьте себе, что внутри вас существует некий двигатель, который управляет движением тела. Где он расположен? Откуда поступает двигательный импульс, когда вы делаете следующий шаг? От верхней или нижней половины тела? Найдите центр грудной клетки. Как располагается сердце относительно ног: перед ними или позади? Чувствуете ли вы, что оно побуждает вас к движению, или это делали бедра, опережая туловище?
Ради забавы преувеличьте все детали, которые вы заметили за собой. Не кажется ли вам, что такое преувеличение может войти в привычку?
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы