3.9.1. Техники
Упражнение 1. Подготовительное
Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.
Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.
Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»
В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,например мед. – смещатькости, и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.
Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.
Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.
При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.
В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.
Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.
Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).
Упражнение 3. «Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточно жесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода «перекрытия‑мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.
Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».
Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).
На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.
Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.
Упражнение 4. Последовательность опор
Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.
Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».
Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.
Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.
Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.
Закончите упражнение.
Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.
Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.
Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.
Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.
Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.
Упражнение 5. Присоединение
Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).
Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.
Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.
Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.
Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.
Упражнение 6. Заключительный элемент
Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.
Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.
Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.
Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.
После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.
Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».
Упражнение 7. Инициация естественной смерти
Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.
Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.
Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.
На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.
Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.
К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.
Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы