Заключение
В данных методических рекомендациях была рассмотрена проблема наркотизации. Изучение эпидемиологических данных показывает, что на сегодняшний день употребление наркотических веществ является серьезной проблемой современного общества. Негативные последствия наркотизации масштабны, разрушительны и представляют сложность для коррекционной и реабилитационной работы. Сталкиваться с этими негативными последствиями приходится как конкретному человеку, страдающему наркотической зависимостью, и его ближайшему окружению, так и тем специалистам, которые осуществляют работу по выявлению и профилактике наркомании.
Задача по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, сопряжена со сложностями, поскольку существует множество разновидностей наркотиков, отличающихся по своему клиническому эффекту. Кроме того, все чаще появляются новые их виды. Все это приводит к тому, что для успешной реализации мероприятий по выявлению и профилактике наркоманий, необходимо владеть как базовыми знаниями о классификации наркотических веществ, так и дополнительными данными актуальных исследований данной темы.
В данных методических рекомендациях была изучена проблема классификации наркотических веществ, а также подробно описаны способы выявления лиц, употребляющих наркотические вещества, по внешним признакам, эмоционально-поведенческим особенностям.
Также были рассмотрены вопросы построения профилактической работы с лицами, употребляющими наркотические вещества. Теоретический анализ вопроса о профилактике наркомании показывает, что для успешного проведения профилактических мероприятий, требуется комплексный подход к проблеме, подразумевающий участие различных специалистов. Это позволит двигаться сразу в нескольких направлениях, решая целый комплекс задач по профилактике. Таким образом, успешность мероприятий напрямую зависит от взаимодействия различных структур, служб и организаций: только при создании многоуровневой системы, подразумевающей четкое и регламентированное распределение ролей и функций, могут быть достигнуты устойчивые и позитивные изменения.
В данных методических рекомендациях также представлено инструкторско-методическое занятие по выявлению и профилактике наркомании в системе МЧС. Это позволяет сформировать у специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, представления о том, какие действия необходимо предпринять в случае подозрения или обнаружения лиц, употребляющих наркотические вещества. При построении занятия внимание уделялось нормативно-правовым аспектам оказания помощи лицам, употребляющим наркотические вещества.
Также было представлено занятие, направленное на профилактику употребления наркотических веществ среди личного состава. Занятие может проводиться психологом по запросу руководящего состава в подразделении.
Реализация мероприятий, представленных в данных методических рекомендациях, является вкладом в решение задач по профилактике наркомании личного состава структурных подразделений МЧС России.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы