Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
Направления профилактики | Задачи и пути реализации |
Психологическое | Коррекционная работа с негативными последствиями неверно выстроенного воспитания и ранними аномалиями развития. Индивидуальные психолого-педагогические мероприятия с группой риска. |
Педагогическое | Антинаркотические воспитательные мероприятия в учебных заведениях. Формирование установок и представлений о здоровом образе жизни, снижающих риски наркомании. |
Санитарно-гигиеническое | Повышение грамотности и культуры населения в представлениях о санитарно-гигиенических мероприятиях. Антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. |
Медико-социальное | Работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа согласно индивидуальным планам медицинских мероприятий. |
Здравоохранительное | Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мероприятий, направленных на уменьшение распространенности наркомании и ее последствий. Антинаркотическая работа всей общемедицинской сети. |
Административно-правовое | Правовое регулирование с целью повышения ответственности за потребление наркотиков; отслеживание строгого соблюдения законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков. |
Экономическое | Мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкогольных, табачных изделий. Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом. |
Результаты профилактической работы в значительной мере зависят от политики руководства учебного заведения, учреждения, организации. В зависимости от того, насколько опасной и актуальной представляют себе данную проблему руководители, профилактические мероприятия, их объем и качество может существенным образом меняться.
Если говорить об организации широкой профилактики употребления наркотиков, то необходимо начинать с разработки эффективных целевых программ, направленных на снижение риска распространениянаркотической зависимости и на специальную подготовку кадров, способных реализовать эти программы.
При реализации профилактических программ лицам, на кого она направлена, необходимо предоставлять точную и достаточную информацию о наркотических веществах и их негативном влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. При этом информация должна быть уместной и достоверной. Информация должна быть направленной, т. е. должна строиться с учетом пола, возраста, убеждений аудитории.
Содержание мероприятий по профилактике наркотической зависимости должно строиться с учетом уже имеющихся у группы знаний о наркомании, наркотической зависимости и ее последствиях.
Проводя профилактическую работу, необходимо избегать тактики запугивания, поскольку она неэффективна. При освещении последствий употребления наркотиков нужно придерживаться истины, поскольку искаженные факты будут способствовать потере доверия к специалисту, проводящему профилактику. Нецелесообразно проведение разовых мероприятий, поскольку это не будет способствовать достижению цели профилактики в полной мере. При обсуждении последствий злоупотребления нельзя каким-либо образом оправдывать употребление наркотических веществ, за исключением использования их в медицинских целях.
Важно отметить, что зачастую несостоятельны мероприятия, в основе которых лежит формальная пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Человек, формально и бездумно декларирующий лозунги, или не соблюдающий правила, о которых сам говорит, что замечает аудитория, дискредитирует идеи Здорового образа жизни в большей степени, чем опытный наркоман.
Таким образом, проблематика проведения профилактических мероприятий (в первую очередь, первичного уровня) является актуальным вопросом, требующим дальнейших разработок. Стоит отметить, что каждый из описанных подходов имеет свои положительные и отрицательные стороны и не может считаться единственно верным профилактическим средством, если не сочетается с другими подходами.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы