3.3. Методический сценарий занятия.
В рамках данного занятия мы с вами рассмотрим такую важную и актуальную тему, как наркотическая зависимость. В наши дни проблема употребления наркотиков набирает обороты. Так, например, статистические данные за 2011 год говорят о том, что в России регулярно употребляют наркотики примерно 5,99 млн. человек. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет.Излечивают от наркомании 1 — 2 человека из 100. В жизни остальных 98 — 99% прошедших лечение наркоманов наркотики рано или поздно появляются вновь.
Мы с вами сегодня затрагиваем эту тему по ряду причин:
Распространением наркотиков занимаются дилеры, для которых это выгодный бизнес. Их целью является вовлечение в злоупотребление максимального количества человек. Для достижения своей цели они используют различные уловки и манипуляции: распространяют мифы относительно наркотиков, играют на слабостях, сопровождают процесс первых проб и пр. Для того чтобы противостоять их влиянию, нужно обладать определенными знаниями о наркомании.
Наркобизнес затрагивает различные слои населения, распространяя наркотики в образовательных учреждениях, местах скопления молодежи. Не обошел он стороной и воинские части.
Профессиональная деятельность в системе МЧС России подразумевает готовность к оперативному реагированию и длительному нахождению в экстремальных условиях деятельности. Очевидным является тот факт, что такая деятельность невозможна под действием наркотических средств. А поскольку профессиональные задачи специалистами МЧС выполняются командно, соответственно, наличие одного из сотрудников в состоянии наркотического опьянения может привести к негативным последствиям для всех членов команды.
Итак, что же такое наркомания?
Наркомания – заболевание, вызываемое систематическим употреблением наркотиков и проявляющееся психической и физической зависимостью от наркотического вещества, постепенно приводящее к разрушению организма. Это тяжелое расстройство, сложно поддающееся лечению.
Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, почему люди начинают употреблять наркотики?
- Какие причины начала употребления, на ваш взгляд, самые распространенные?
- Какие факторы могут оказать влияние на формирование такого пристрастия?
- Можете ли вы предположить, какие люди чаще вовлекаются в злоупотребление? Что в них общего?
Мы коснулись с вами одного из самых важных вопросов: «Почему люди начинают употреблять наркотики, раз они столь губительны? Что ими движет?».
Можно сказать, что вовлечение в злоупотребление наркотиками зависит от целого ряда факторов риска. И если такие неблагоприятные факторы одновременно оказывают влияние на человека, риск, что он начнет употреблять наркотики, повышается. К таким факторам относятся:
Экономическое/социальное неблагополучие.
Неблагополучная, напряженная обстановка в обществе, отсутствие стабильности в экономической, политической жизни в стране, регионе, городе.
Неблагоприятное окружение.
Способствуют распространению злоупотребления наркотическими веществами такие факторы как проживание в районе с высоким уровнем преступности и распространенностью наркомании, большая плотность заселения, сочетающаяся с частой сменой жильцов района.
Реклама и мода.
Легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. При этом речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе (в фильмах, телепередачах, музыкальных клипах). Зачастую молодые люди вовлекаются в употребление наркотиков, поскольку они связаны для них с модой и субкультурой, к которой они хотят быть причастны. Некоторые наркотические вещества становились символами молодежных движений: марихуана для раста-движения, ЛСД в психоделии, экстази в культуре рейверов и пр.
Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Замечали ли вы такую скрытую рекламу в фильмах, музыке? Приведите примеры.
- Встречали ли вы такие сюжеты, в которых употребление наркотиков преподносилось как нечто положительное? Приведите примеры.
- Влияет ли это, на ваш взгляд, на формирование представления у населения, молодежи, детей?
Проблемы в семье: отсутствие доверительных отношений, брутальное поведение и пр.
Отсутствие внимания и заботы со стороны членов семьи, напряженные отношения, частые конфликты являются факторами риска. Это приводит к тому, чточеловек лишается поддержки со стороны значимых лиц, а также подвергается постоянным негативным переживаниям (чувства одиночества, страха, злости).Поиск недостающей поддержки и желание избавиться от негативных переживаний может привести человека к употреблению наркотиков.
Гиперопека со стороны значимых лиц.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, почему чрезмерная забота является фактором риска возникновения наркомании?
- К чему может привести постоянная опека над человеком? Какие чувства она у него вызывает?
Чрезмерная опека также может привести к негативным последствиям. Сверхзабота со стороны близких, чрезмерное внимание, постоянный присмотр и отказ в самостоятельности становятся в тягость. Тогда человек стремится «сбросить оковы», уйти от постоянного контроля. Это может выражаться в выборе нового «антисоциального»жизненного пути, подразумевающего употребление наркотиков.
Положительное отношение окружения к наркотикам.
Некоторые мифы относительно наркотиков, транслируемые ближайшим окружением человека, могут привести его к злоупотреблению тем или иным веществом. Например, окружающие могут говорить о том, что некоторые из наркотиков не приносят вреда, зато способствуют созданию приятной обстановки. Опасными также являются представления о том, что легкие наркотики не вызывают привыкания («В любой момент ты можешь бросить!») и пр. Распространенные мифы относительно наркотиков мы рассмотрим позже.
Наличие в ближайшем окружении лиц, уже употребляющих наркотики.
Если в ближайшем окружении человека (друзья, коллеги) имеются значимые близкие, злоупотребляющие наркотиками, и общение с ними происходит регулярно, это может привести к постепенному вовлечению самого человека в употребление наркотиков.
Психологические трудности.
Депрессия и постоянное переживание тревоги могут стать причиной злоупотребления наркотическими веществами. Человек начинает испытывать потребность выровнять настроение, сгладить негативные эмоции.
Когда человек сталкивается с влиянием таких факторов, это требует от него усилий по противостоянию им. К сожалению, часто люди приходят к употреблению наркотиков, как способу борьбы с трудностями, особенно если испытывают воздействие целого комплекса факторов. Если человек не научается справляться с проблемными ситуациями, то сложности становятся неразрешимыми, невыносимыми. И тогда возникает риск наркотизации.
Отдельно стоит сказать о конкретных мотивах, которые приводят к употреблению наркотиков. Можно выделить несколько групп таких мотивов.
Социальные мотивы:
желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;
подражание друзьям;
подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;
стремление поддержать субкультурную «традицию».
Индивидуальные мотивы:
любопытство;
стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);
нейтрализация отрицательных эмоций;
стремление выйти из состояния скуки, бездействия или усилить эффективность своей деятельности.
Патологические мотивы:
мотивы ухода (назло себе, другим людям);
потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни;
поведение, обусловленное психическими расстройствами.
Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, какой мотив чаще всего приводит к злоупотреблению?
- Какие иные пути реализации вы можете предложить для индивидуальных мотивов?
- Что может помочь в случае возникновения патологических мотивов?
- Согласны ли вы с тем, что патологические мотивы предпочтительнее разрешать другими способами: нахождением поддержки близких, обращением к психологу и пр.?
Конечно, наркоманом человек становится не сразу. Для формирования заболевания нужно время. Но опасность этого процесса в том, что его очень сложно остановить и он слабо поддается контролю. Как любое хроническое заболевание, наркомания имеет свои этапы развития. При этом временные границы этого процесса размыты.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, с чего начинается употребление наркотиков?
- Какие условия способствуют тому, что человек впервые пробует наркотики?
- Может ли наличие в кругу общения опытного наркомана сыграть решающую роль? Почему?
- Как, на ваш взгляд, происходит вовлечение в злоупотребление?
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы